Меню

«Верую… в инославие»?

Дата создания: 

14/08/2021




Такая прибавка к девятому члену Символа веры (вроде «филиокве») приходит на ум по прослушиванию проповеди митрополита Минского и Заславского Павла, в которой Патриарший экзарх всея Беларуси оправдывает входящие в местный церковный обиход поминовения на проскомидии католиков, то есть, по сути, благословляет делать это и впредь в своем экзархате («не смущайтесь, друзья»).

Заявление Высокопреосвященного является более серьезным церковным событием, чем может показаться на первый взгляд. Владыка Павел – постоянный член Священного Синода. Но дело даже не в том, что никто из равных ему по положению в РПЦ его не поправил и ему не возразил, так, что, получается, сказанное является не его частным богословским мнением, но официальной позицией Русской Церкви. Очевидно, что мы имеем здесь дело с пароксизмом известной экклезиологии МП (и шире – всех Поместных Церквей, декларированной в документах недавно прошедшего Всеправославного собора); с очередной вехой революционного сближения Православия с Римом и вообще «инославием», которое глупо уже отрицать; с новым «расширенным» представлением о «границах Церкви» (по о. Георгию Флоровскому и иже с ним), когда положение «остального христианского мира» вероучительно не определено однозначным образом и никто толком вам не скажет, как к ним теперь следует относиться с канонической точки зрения (то, что уже можно на литургии в Беларуси, того еще нельзя «где-нибудь в Вологде»). Поэтому ничего другого, как подобных унылых «диалектических» словес, оставляющих самое тягостное впечатление, ждать от наших честных отцов по этому вопросу, увы, не приходится и в будущем.

Если «инославным христианам» можно «присутствовать в миссионерских целях» на литургии верных в ХСС, то отчего же нельзя поминать их на проскомидии? А кого можно поминать на проскомидии, тому можно и причащаться (правда, пока только тайно, чтобы, по этой же логике, «соблазна не было у людей», то есть по все тем же сугубо евангельским диалектическим соображениям «человеколюбия»). Поэтому экзарх всея Беларуси все верно сказал, то есть в полном соответствии с официальным учением РПЦ в «отношении к инославию». Если не еретики, но «такие же христиане», столь же крещенные и «так же воспитанные», просто «иной традиции», то им церковно (сакраментально) ВСЁ можно. Если же все-таки еретики, то тогда тот, кто не считает еретиков еретиками, сам, выходит, еретик. И это уже точно. Кто не считает ересь ересью (но, например, «инославием»), тот догматически верует насупротив тем, кто определил ересь ересью, то есть Священному Преданию, святым соборам, тем святителям и преподобным отцам, кого поминает вместе с еретиками на проскомидии... Если же считаешь ересь ересью, но только не называешь «в миссионерских целях», то лукавишь, намеренно обманываешь себя и других. А там, где лукавство, там тоже нет Духа Божия, как и в ереси... Но в том-то и дело, что по всему видно, что не лукавят, но «искренно веруют»… в «инославие» еретиков. То есть, сами не знают, во что.

«Еще два дня», говорит, «и точно стал бы» (сопровождавший их «ортодоксальный еретик» «в Чили, в Венгрии» и еще где-то) «православным». Но не стал, ни тот, ни другой, ни третий... Потому что им, согласно самой этой «резиновой» экклезиологии, и не нужно никем становится: они и так уже «такие же христианине» и в церковных таинствах участвуют (и у себя «одной ногой», и у нас – другой, где их на проскомидии поминают сразу после святых). Из подобных противоречий и самоотрицаний и соткана вся проповедь бедного митрополита, вынужденного всю эту околесицу нести, будучи жертвой религиозной политики президента Беларуси и заложником богословского суемудрия наших «парижан» и ленинбуржцев… «Еще немножко», еще чуть-чуть, «и стал бы православным»... Либо (палка о двух концах) того и гляди – сам станешь еретиком. О каком «соблазне» речь, если это «Господь Христос-Спаситель говорил, Основатель нашей Церкви»? Получается, исполнение заповеди Божией в храме Божием нынешних белорусских христиан может соблазнить? Вот когда «еще чуть-чуть» и погонят православных с Беларуси (кроме тех, кто поклонится папе), как это уже происходит на Украине, тогда узнают минские романтики, «враги» им католики или «такие же христиане».  

«Главное, чтобы семья была едина». Это, конечно, основная мысль. Резюме проповеди. Человечность прежде всего. Руководствуясь именно этой приоритетностью, в «инославном мире» теперь, где тоже много «смешанных браков» (только по половому признаку), содомия не является каноническим препятствием для участия в таинствах и самому священнодействию, ведь «у Бога столько любви»…

«Зачем вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего… уча учениям, заповедям человеческим»?

Александр Буздалов

Комментарии

Оставить комментарий

История идей

Книги «Конструктивная неопределенность» православного экуменизма

Книги Церковный коллаборационизм


ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Карта Сбербанка: 5469 4800 1315 0682