Меню

«Африканская реальность» экуменизма

Дата создания: 

20/04/2021


Александрийская ПЦ_.jpg

Александрийская ПЦ. Фото: http://amin.su

 

Как стало известно, Александрийская Православная Церковь одобрила спорные документы Критского собора с той мотивировкой, что это является «адаптацией к африканской реальности». Под звучным термином «африканская реальность», имеющим все шансы стать крылатым выражением, понимается следующее: «Для Африки и Александрийской Церкви сегодня очень важна миссионерская работа и диалог с инославными. В отличие от многих Поместных Православных Церквей александрийские архиереи сегодня не имеют своей традиционной паствы и фактически вынуждены вести свою пастырскую работу в окружении иноверцев. Именно поэтому Александрийская Церковь в отличие от Грузинской Православной Церкви не столь жестко относится к Всемирному совету церквей, а ищет пути облегчения своего положения, в том числе и через межхристианский диалог. ”Александрийская Церковь будет продолжать активно участвовать в межхристианском и межрелигиозном диалоге, несмотря на любые трудности и проблемы, которые иногда возникают. Кроме нашего участия во Всемирном совете церквей, мы намерены повысить свою активность и в Панафриканском совете церквей”, — говорится в связи с этим в постановлении Синода Александрийского Патриархата». (Александрийская Церковь утвердила документы Критского собора).

Отсюда возникает вопрос: не является причинно-следственная связь между «африканской реальностью» (меньшинством православных среди засилья иноверцев, малочисленностью собственной паствы) и стремлением иерархов по этой причине пойти на миссионерский компромисс с окружающим миром, адаптируя благую весть к мирским представлениям потенциальных оглашенных и т.д., не является ли эта корреляция дорогою с двусторонним движением? Ведь, как показывает недалекая история и современность всех катехизаторско-миссионерских экспериментов подобного рода (как в плане модернизации обряда, так и в плане экуменизации экклезиологии) результатом их являются… именно стремительно пустеющие храмы, то есть не ожидавшееся прибавление численности прихожан Православной Церкви, но, наоборот, ее уменьшение. Даже пример Второго Ватиканского собора, теологи которого, как известно, были вдохновляемы, в общем и целом, схожей концепцией «аджорнаменто» (ассимиляции католицизма к актуальным условиям) в итоге получили «африканскую реальность» в виде падения авторитета Римско-католической церкви среди самих католиков и, как следствие, отток собственных прихожан. В этом плане хотелось бы еще раз высказать свои опасения на тот счет, что одобрение Русской Православной Церковью экуменических документов Критского собора и, следовательно, продолжение политики интеграции во Всемирный совет церквей, дальнейшего сближения с Ватиканом, «авангардной» миссиологии и т.д., откроет самые широкие перспективы «африканской реальности» на просторах юрисдикции Московского Патриархата.

Александр Буздалов

Источник


Комментарии

Оставить комментарий

История идей

Книги «Конструктивная неопределенность» православного экуменизма

Книги Церковный коллаборационизм


ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Карта Сбербанка: 5469 4800 1315 0682