«Краткий путеводитель» по новому богословию
Дата создания:
В изданном новом
«Катехизисе» («Кратком путеводителе по православной вере») митр. Илариона
(Алфеева) обращает на себя внимание продолжающаяся полемика с «юридической теорией»
Искупления, начатая славянофилами и подхваченная модернистскими богословами
пред- и послереволюционного времени. Любопытно взглянуть на эту борьбу с
«латинским пленением» в контексте оживления в последнее время «богословского
диалога» Русской Церкви с Ватиканом, или в контексте «восстановления
единства Церквей»,1 как обозначается цель этого проекта
в совместном документе Москвы и Рима (одним из авторов которого митр. Иларион
также является).2
Казалось бы, почему бы не использовать эту
площадку – «юридическую теорию» догмата Искупления – как буфер для сближения,
раз есть богословский аспект, где искомое единоверие православных и католиков
является данностью, не требующей особых усилий и взаимных уступок для
примирения? Раз римская схоластика когда-то «пленила» школьное богословие
Русской Церкви, а то «пленилось» «правовым» толкованием догмата и вообще
схоластической методологией, тут бы им и сойтись… Но нет, как говорится, мы легких
путей не ищем. Платон мне друг, но истина дороже… «Восстановление единства
христиан» должно произойти непременно в истинной христианской вере. Но где же в
данном случае таковая обретается? На какой период церковной истории приходится
этот «золотой век» ортодоксии, когда Искупление понималось согласно Евангелию?
Ответ на этот вопрос
содержится в новом Катехизисе:
«В
Средние века на латинском Западе развилась теория, согласно которой крестная
жертва Сына Божия была вызвана необходимостью удовлетворения правосудия Бога
Отца. Суть теории заключалась в следующем: люди настолько прогневали Бога
своими грехами, их долг перед Богом был настолько велик, что никакими своими
добродетелями и заслугами они не смогли бы расплатиться с Ним. Чтобы
удовлетворить правосудие Бога, угасить Его гнев против человечества, нужна была
жертва, и ее принес Сын Божий. В православной традиции такая трактовка
Искупления не была принята. Отцы Восточной Церкви говорили о том, что Христос
принес Себя в жертву Богу Отцу, но не потому, что Бог нуждался в этой
жертве, а потому, что мы в ней нуждались <…> Крестная смерть
Сына Божия была следствием любви Богa к людям…».3
Итак, время и место уклонения в юридизм – это
«средние века латинского Запада». Какой конкретно исторический отрезок под этим
подразумевается, позволяет уточнить другая работа того же автора:
«Учение
об искупительной жертве Спасителя как об удовлетворении гнева Бога Отца, хотя и
встречается у отдельных восточных авторов, не получило на христианском Востоке
сколько-нибудь серьезной поддержки. На латинском Западе, напротив, именно такое
понимание искупления восторжествовало и сохранялось на протяжении многих
столетий. В XI веке Ансельм Кентерберийский в знаменитом трактате “Cur Deus
homo?” (“Почему Бог стал человеком?”) сформулировал теорию, согласно которой
смерть Христа была удовлетворением оскорбленного правосудия Бога Отца.
Поскольку Бог справедлив, а грехопадением человека Он был оскорблен, Его
справедливость требует сатисфакции: Сын Божий приносит Себя в жертву Отцу и
Своей кровью умиряет разгневанного Бога. Эта теория развилась из средневековых
представлений о необходимости удовлетворения оскорбленной чести, и она очень
далека от богословских умозрений восточных отцов Церкви. Отголоском этой
юридической теории искупления на православном Востоке стали споры,
развернувшиеся на Поместных Соборах 1156–1157 годов в Константинополе».4
Таким образом, «средние века» богословского
заблуждения – это ранее XI века... Но, позвольте, разве это и не есть эпоха
«неразделенной Церкви»? «В XI веке Ансельм Кентерберийский… сформулировал
теорию… [которая] развилась из средневековых представлений […] у отдельных [а
на самом деле – у всех. – А.Б.] восточных авторов [и] на латинском Западе…
такое понимание искупления восторжествовало и сохранялось на протяжении многих
столетий […] Отголоском этой юридической теории искупления на православном
Востоке стал […] Поместный Собор 1156–1157 годов в Константинополе».
Получается, Ансельм сформулировал теорию, которая была повсеместно
распространена в Церкви до великой схизмы и с непринципиальными отличиями
исповедовалась и на Западе, и на Востоке, в «средние века» преп. Максима
Исповедника, преп. Иоанна Дамаскина и ранее. Разве не сюда православные и
католики должны были бы перенестись духом, чтобы воссоединиться в истинном
понимании догмата Искупления, если
«любой
путь к сближению лежит через возвращение к наследию первого тысячелетия,
которое является общим для православных и католиков»?5
Здесь-то и выясняется, что в «юридическую
теорию» Искупления на самом «латинском Западе» «сегодня верят средне»; что уже
сами Ансельм и Аквинат для современного католицизма – это такое же
«средневековье», как «схоласт Макарий» и автор предыдущего «Пространного
Катехизиса» святитель Филарет с их «правовым жизнепониманием» – для
современного православного богословия; что
«переосмысление
учения об искуплении в духе святоотеческого наследия»,
на самом деле, осуществляется в духе совсем
другого наследия… Идейное пространство, на котором диалог с современными
католиками должен стать плодотворным, это традиция Второго Ватиканского собора,
«золотой век» теологии таких антиюридистов, как Г.У. фон Бальтазар, П.Т. де
Шарден, А. де Любак и др. и единомышленного им «органического» богословия
«восстановления единства естества» отечественной эмиграции, романтического
богословия «парижской школы». Поэтому ни западная, ни восточная «средневековая
схоластика» не годятся в качестве предпосылки для «восстановления единства
христиан», в отличие от новой теологии, с которой тесно связаны наши парижские
антиюридисты того же времени.
«Эта
тенденция заметна уже в трудах архим. Сергия (Страгородского), затем у многих
видных православных богословов XX в., среди которых можно назвать В. Н.
Лосского, прот. Георгия Флоровского, протопресв. Иоанна Мейендорфа и
др. Так, В. Н. Лосский писал, что юридический образ искупления должен быть
дополнен образом “физическим или, вернее, биологическим: образом победы жизни
над смертью...” Упомянутые выше богословы отмечают, что для святоотеческого
богословия свойственно говорить о грехе и спасении не столько в юридических или
нравственных, сколько в органических категориях, т. е. в категориях природы.
Грех в православном понимании – это не преступление или оскорбление в
юридическом смысле и не просто некий безнравственный поступок; грех – это
прежде всего болезнь человеческой природы. Поэтому и искупление мыслится как
освобождение от болезни, как исцеление, преображение и в конечном счете
обожение человеческого естества».6
Проекция этого «органического жизнепонимания»
в экклезиологию и позволяет новому богословию толковать раскол как взаимный
грех христиан, как общее повреждение Востоком и Западом «природы» Церкви
(«мы
скорбим об утрате единства, ставшей следствием человеческой слабости и
греховности»; «мы разделены ранами, нанесенными в конфликтах прошлого»).7
Как
«тайна нашего искупления завершается тем, что отцы называют восстановлением
нашей природы Христом и во Христе»,8
так грех раскола и ереси в органистическом
понимании «это не преступление, но болезнь» церковного тела, которая
«исцеляется» взаимным снятием анафем и завершается «восстановлением единства»
Церкви. Тогда как «схоластическое» богословие и здесь следовало «правовой»
логике «средневековых» канонов и догматов: отпавшие от Единой Церкви суть
раскольники, изменившие догмат суть еретики, от осуждения и отлучения которых
единство Церкви как Тела Христова никоим образом не страдает.
«Таким
образом, исходный пункт этого нового направления богословской мысли состоял в
том, что со своей объективной стороны спасение не может рассматриваться в
качестве мгновенного акта, некоего однократного действия».9
Но
спасение человека (обожение) никогда и не рассматривалось в качестве
мгновенного, в отличие от Искупления («Христос, Первосвященник будущих благ
<…> со Своею Кровию однажды вошел во святилище и приобрел вечное
искупление» (Евр 9:11-12)), что исповедовалось в Церкви «всеми, всегда и
везде». Это смешение, или подмена понятий «искупления» и «спасения», является
не столько «исходным пунктом нового направления богословской мысли»,
сколько симптомом общего изменения традиционного положения вещей в
догматическом богословии, потому что подобная динамика прослеживается и в
других отраслях богословской науки. В частности, ортодоксальное представление о
расколе и ереси тоже начинает оцениваться новым богословием как
«схоластическое», «средневековое», «юридическое», якобы искажающее истинное
учение Церкви, а на самом деле – противоречащее органицизму общеромантической
философии всеединства, неоплатонические принципы которой в богословский обиход
у нас ввели те же славянофилы. Плоды этого «пленения» русского богословия
западным религиозным романтизмом (уже настоящего, а не мифического
«латинского») мы сейчас и пожинаем.
Александр Буздалов
1 Совместное заявление Папы
Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла.
2 Единство
Церкви как центральная тема встречи Патриарха Кирилла и Папы Франциска.
3 митр. Иларион (Алфеев). Катехизис. Краткий
путеводитель по православной вере. М., 2017. С. 66-68.
4 архиеп. Иларион (Алфеев). Православие. Т.1.
Раздел III, гл.IV, 4. Цит. по кн.:
архиеп. Иларион (Алфеев). Православие. Т. I: История,
каноническое устройство и вероучение Православной Церкви. М., изд-во
Сретенского монастыря, 2008.
5 митр. Иларион (Алфеев). Православно-католические
отношения на современном этапе.
6 прот. Николай Давыденков. Догматическое
богословие. Раздел IV, гл. 2,6. / прот. Олег Давыденков. Догматическое
богословие. М., изд-во ПСТГУ, 2013. С. 411-412 / Лосский В. Н. Искупление и
обожение. В кн.: Лосский В. Н. Богословие и боговидение. М.,
«Свято–Владимирское братство», 2000. С. 276.
7 Совместное заявление Папы
Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла.
8 Лосский В. Н. Искупление и обожение. Цит.
изд. С.286.
9 прот. Николай Давыденков. Догматическое
богословие. Раздел IV, гл. 2,6. Цит. изд. С.413.
Комментарии
Ангел
2022-03-27 11:56:22
Из чинов Анафемьı Неделю Православной Глаголющим Бога не быти Дух, но плоть; или не быти Его ПРАВЕДНА, Милосерда, Премудра, Всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема. Безумне глаголющим, яко НЕ НУЖНО быти ко спасению нашему и ко ОЧИЩЕНИЮ ГРЕХОВ пришествие в мир Сына Божия во плоти, и ЕГО ВОЛЬНОЕ СТРАДАНИЕ, СМЕРТЬ и воскресение: анафема. Неприемлющим благодати ИСКУПЛЕНИЯ Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко ОПРАВДАНИЮ ПРЕД БОГОМ средства: анафема.
Ангел
2022-03-27 12:01:20
Список из 12 анафематизмов Чина Торжества Православия Глаголющим Бога не быти Дух, но плоть; или не быти Его ПРАВЕДНА, Милосерда, Премудра, Всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема. Безумне глаголющим, яко НЕ НУЖНО быти ко спасению нашему и ко ОЧИЩЕНИЮ ГРЕХОВ пришествие в мир Сына Божия во плоти, и ЕГО ВОЛЬНОЕ СТРАДАНИЕ, СМЕРТЬ и воскресение: анафема. Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко ОПРАВДАНИЮ ПРЕД БОГОМ средства: анафема. Отмещущим бессмертие души, кончину века, СУД будущий и ВОЗДЯНИЕ вечное за добродетели на небесех, а за грехи ОСУЖДЕНИЕ: анафема. По этот чин модернизм/нравственьıй монизм подпадают прямо под анафема.
Буздалов А.
2022-03-27 13:17:45
Ангел 2022-03-27 12:01:20 ++нравственный монизм подпадает прямо под эту анафему++ Совершенно верно. Я тоже неоднократно указывал на это. Только ведь богословские модернисты не признают авторитета Вселенских соборов и символических книг Церкви, для них эти все анафемы звук пустой
Ангел
2022-11-06 06:05:15
Между прочим слово 《сатисфакции》как юридической уплату не бьıло изобретено Анселма Кентерберийскаго, а употреблялось прежде от западньıх святьıх отцов как Викентия Леринскаго и Блаженнаго Августина, первьıй прямо говорил что "Христос уплатил сатисфакции Отцу о наших грехов", а Анселм в своим трудом Cur Deus homo только попробовал изъяснит почему именно крестной подвиг Богочеловека бьıл нужной для удовлетворение Божественному правосудию. А западное предсхизматичное наследство хорошо относилась Православной Церкви (это видно от то что в послание восточньıх патриархов признается учение блаженнаго Августина о крещение младенцев). Так и концепция об удовлетворение правосудие Божие присуствует вполне в Пидалиона - труда св. Никодима Свягогорца. Эго концепция встречается у восточньıх святьıх отцов когда говорили об Искупление (хотя и латинское слово сатисфакции прямо не употребляется, но присуствует учение об необходимости об откуп принесен Богу для изкупление человечество с ценой вьıше все человечество) : Св. Афанасий Великий, о воплощении Слова "Ибо Слово Божие, будучи превыше всех, и Свой храм, Свое телесное орудие, ПРИНОСЯ В ИСКУПИТЕЛЬНУЮ ЗА ВСЕХ ЦЕНУ, СМЕРТИЮ СВОЕЮ СОВЕРШЕННО ВЬIПОЛНИЛО ДОЛЖНОЕ..” (Глава 2). Св. Иоан Златоуст в беседа 10 на послание к римлянам говорить - "Христос заплатил гораздо больше того, сколько мы были должны, и настолько больше, насколько море беспредельно в сравнении с малой каплей." Св. Василий Великий на толкование 48-го Псалома - "Ибо что может человек найти столь ценное, чтобы дать в искупление души своей? Но нашлось одно равноценное всем вместе людям, что и дано в цену искупления души нашей, – это святая и многоценная Кровь Господа нашего Иисуса Христа, Которую Он пролил за всех нас. Почему мы и «куплени ценою»". Думаю также что концепция удовлетворение присуствует в Православной Церкви ею учение об Евхаристии как Жертва (принесенная Богом). Но даже если слово "удовлетворение правосудие Божие" бьıло взято от труда Анселма это нет никакого проблема потому что : Ориген бьıл еретик, но употребленной им слово 《Θεοτόκου - Богородица》Церков соборно установила потому что это слово вьıражает правду, по преданию патриарх которой написал акафиста Пресвятой Богородице упал в ереси, и когда сжигали его творбам этот акафист вьıпрьıгнул из огня и бьıл принят на богослужебной употребе Православной Церкви, потому что этот акафист вьıражает правду. Так и Анселм хотя бьıл еретик (потому что защищал filioque), но Православная Церков в свой Катехизис приняла его вьıражение об удовлетворение Божественному правосудию из его труда Cur Deus homo потому что оно вьıражает правду, и в этом никакое отклонение от Православии!