Концепт Мармеладовой у Достоевского
Дата создания:
Иллюстрация С. Бутылина к роману Э.Сю
Образ «юродивой
камелии» Сони
Мармеладовой в романе «Преступление
и наказание» является ярким воплощением религиозного гуманизма Достоевского,
наряду с идеальными героями других его произведений. Главная героиня романа
олицетворяет собой победу высших идеалов в душе человека над физической грязью
жизни, в которую он оказывается вовлеченным волею враждебных ему обстоятельств.
Но никакая плотская нечистота и внешнее безобразие не способны одолеть
внутренней чистоты и природной красоты человеческого существа. Внутреннее целомудрие
не повреждается растлением плоти – вот пафос идеи писателя. Более того, «панель»
становится самой настоящей «голгофой» для Софьи Семеновны, вознося ее на
недосягаемую для остальных персонажей «нравственную высоту».
«…много ли может,
по-вашему, бедная, но честная девица честным трудом заработать?.. Пятнадцать
копеек в день, сударь, не заработает, если честна и не имеет особых талантов,
да и то рук не покладая работавши! <…> А тут ребятишки голодные...
А тут Катерина Ивановна [Сонина мачеха.
– А.Б.], руки ломая, по комнате ходит <…>: “Живешь, дескать, ты,
дармоедка, у нас, ешь и пьешь…” <…> часу в шестом, Сонечка встала, надела
платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад
обратно пришла. Пришла, и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней
тридцать целковых молча выложила. <…> затем
Катерина Ивановна также ни слова не говоря, подошла к Сонечкиной постельке и
весь вечер в ногах у ней на коленках простояла, ноги ей целовала, встать не
хотела <…> с тех пор
дочь моя, Софья Семёновна, жёлтый билет принуждена была получить, и уже вместе
с нами по случаю сему не могла оставаться. <…> И заходит к нам Сонечка
теперь более в сумерки, и Катерину Ивановну облегчает, и средства посильные
доставляет» (Достоевский
Ф. Преступление и наказание / Д.,VI,17).
Казалось бы, эта весьма сильная
художественная картина, нарисованная писательским пером Достоевского,
действительно, бередит «высшие струны» человеческой души, заставляя вспомнить
евангельские сюжеты и религиозно умилиться… Однако нас интересуют не художественные достоинства произведения,
но его идеология. И тут не все так просто и однозначно, как кажется на первый
взгляд.
Дело в том, что
реальными прототипами или аналогами Мармеладовой у Достоевского являются не
только и не столько кающиеся евангельские блудницы (как думал он сам и как
считается у его доверчивых почитателей), сколько романтизированные куртизанки
французской беллетристики той эпохи, такие, например, как Маргарита Готье
в «Даме с камелиями» Александра Дюма, Флер-де-Мари в «Парижских тайнах» Эжена
Сю, Фантина в «Отверженных» Виктора Гюго и др. девицы «легкого поведения», но «высокого
полета мысли»… Принципиальная разница (с богословской точки
зрения) всех этих литературных мифологем с евангельскими случаями
заключается в том, что антропология и сотериология романтизма не только не
являются христианскими, но осознанно оппозионируют им (как учению Церкви) с
революционных позиций все того же религиозного гуманизма. В том-то и дело, что
все эти блудницы нового типа не являются кающимися грешницами (в церковном
смысле предстояния пред Богом-Судией, в ожидании милости и спасения), поскольку
обладают (по убеждению их создателей) внутренними ресурсами духовного «восстановления»
и «восхождения на моральную высоту» Евангелия. В частности, им не нужна Кровь
Искупителя, потому что они сами «искупают» свою вину своими «страданиями», а
значит, и своими греховными страстями. Поэтому они и не спешат расстаться с
ними, так как эти «страсти» лжехристовы являются основным источником их «духовной
силы».
«Прекрасные позднейшие произведения ее [Жорж Санд]
<…> Считали себя выше Христа. В героинях нет смирения, но есть жажда
добродетельной жертвы, подвига <…> Тем и спаслась» (Достоевский Ф.
Записная тетрадь 1876-1877 гг. / Д.,XXIV,220,223).
Как мы видим, и сам Достоевский находит и почитает за «истинно-христианское»
(«спасительное» и «спасающее»), то, что, разумеется, таковым не является. То
есть, не различает нового гностицизма (религиозного гуманизма) от Христианства
(учения Церкви), поэтому и сам истово проповедует именно первое, а не второе.
«Его [Гюго] мысль есть основная мысль всего искусства девятнадцатого
столетия, и этой мысли Виктор Гюго как художник был чуть ли не первым
провозвестником. Это мысль христианская и высоконравственная; формула ее —
восстановление погибшего человека, задавленного несправедливо гнетом
обстоятельств, застоя веков и общественных предрассудков. Эта мысль —
оправдание униженных и всеми отринутых парий общества» (Достоевский Ф. Предисловие к публикации перевода романа
В.Гюго «Собор Парижской Богоматери». Время, 1862. № 9. Отд. I / Д.,XX,28-29),
Романтизация
проституции, в частности, и становится одним из
частных случаев этого «оправдания униженных и оскорбленных». Если снять со
всего этого красивый покров идеалистической риторики, то это можно сравнить с легализацией
«гендерных» аномалий и извращений на следующем (современном) этапе. То есть, по
своей сути, романтизм был не чем иным, как начальным этапом сексуальной
революции в мире. Но поначалу эти идеи казались благородными и подавались весьма привлекательно: освободить человека
от духовной опеки Церкви, потому что «истинное христианство» это, дескать,
религия «духовной свободы человека», способного самостоятельно ориентироваться в
вопросах нравственности, следуя «евангельским идеалам» и т.д. Между тем в
духовном плане это было повторением архетипической ситуации грехопадения
прародителей рода человеческого, потому что это демоническое прельщение
человека идеей «познания добра и зла», или попросту богоотступничество, тоже
совершалось в глобальном масштабе всей человеческой цивилизации.
Это же самое содержание новой лжерелигии («веры в человека даже до бессмертия его») мы и обнаруживаем в образе Мармеладовой у Достоевского, то есть, гностическое смешение добра и зла, «диалектический синтез» добродетели и греха, соединение в одно «идеалов Содома и Мадонны», которые находил в себе человек эпохи модерна и принимал за признаки высокого «духовного развития».
«…иной, высший даже сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским. Еще страшнее, кто уже с идеалом содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны, и горит от него сердце его и воистину, воистину горит, как и в юные беспорочные годы» (Достоевский Ф. Братья Карамазовы. Ч.1, кн. 3, III / Д.,XIV,100).
Вот
у одного такого «высшего человека» и получается, что можно быть блудницей и, в
то же время, не просто хорошим
человеком, но – заслуженным великомучеником, в самом блуде обретающим венцы
высших христианских добродетелей.
«Я великая, великая грешница» (Достоевский
Ф. Преступление и наказание. Рукописные
редакции /
Д.,VII, 281),
и
она же – великая проповедница Евангелия, саму свою «профессиональную
деятельность» использующая для миссионерства и дел милосердия… Я величайшая из
грешниц, – рапортует Сонечка, идеологически заламывая руки не хуже своей мачехи,
– потому что взяла на себя грех общества, вынуждающего невинных на такой крайний
шаг (проституцию), ради насыщения голодных…
«…что, пойдете за куском для них хлеба? – Да,
пойду, пойду. Уйдите. Тело им отдам» (там же / Д.,VII,
202).
Получается,
такое гностическое «искупление» и «евхаристия» в одном флаконе, в одной
алхимической колбе религиозной диалектики: принесение заработанных проституцией
денег на алтарь насыщения сирот «снимает» (оправдывает, «делает не бывшим») не
только и не столько личный грех (потому что «агнец», по определению, «невинен»,
не имеет в себе греха), но грех всеобщий, примиряет человеческое общество,
только не с Богом, но… с самим грехом, получающим «освящение» альтруистическим (как квазихристианским) применением его
«плодов». Подобным образом у позднего Достоевского будет оправдываться и идеализироваться
самый смертный из грехов – самоубийство:
«Этот образ в руках — странная и неслыханная
еще в самоубийстве черта! Это уж какое-то кроткое, смиренное самоубийство. Тут
даже, видимо, не было никакого ропота или попрека: просто — стало нельзя жить,
„бог не захотел” и — умерла, помолившись» (Достоевский Ф. Дневник писателя.
1876, октябрь, гл.1,III /
Д.,XXIII,146).
По этой же причине, по Достоевскому,
можно быть, раскольником или «деистской», как Жорж Санд, и, одновременно,
«более» христианином, чем духовенство «официальной Церкви».
«…несмотря на
кажущееся и формальное противоречие [с главной идеей православия], повторяю
это, Жорж Занд была, может быть, одною из самых полных исповедниц Христовых,
сама не зная о том. Она основывала свой социализм, свои убеждения, надежды и
идеалы на нравственном чувстве человека, на духовной жажде человечества, на
стремлении его к совершенству и к чистоте, а не на муравьиной необходимости.
Она верила в личность человеческую безусловно (даже до бессмертия ее),
возвышала и раздвигала представление о ней всю жизнь свою…» (Достоевский Ф. Дневник писателя. 1876, июнь, гл.1,II
/ Д.,XXIII, 37).
В
то время как
«духовенство наше
не отвечает на вопросы народа давно уже» (Достоевский
Ф. Дневник
писателя. 1877, июль-август, гл.1,I / Д.,XXV,174).
«— Оттого мы пьем [торгуем собой и т.д. –
А.Б], что дела нет. — Врешь ты, — оттого,
что нравственности нет.— Да и нравственности нет оттого [же] — дела долго (150
лет) не было» (Достоевский Ф. Преступление и наказание. Рукописные редакции
/ Д.,XVII,5).
Так, в религиозном гуманизме грешник
оказывается «оправданным» в самом своем грехе. Виноваты другие, церковная и
государственная власти, прежде всего, не радевшие о воспитании и просвещении «народной
души» и не обеспечивавшие нормальные условия жизни. В этом и
заключается гностическое «искупление» «униженных и всеми отринутых парий общества»,
задавленных «гнетом обстоятельств, застоя веков и общественных предрассудков»,
«заеденных средой». «Это мысль высокохристианская», или более «нравственная»,
чем безнравственная мысль Церкви, попустившей весь этот «гнет», «унижение и
оскорбление» человеческого достоинства бездушной государственной системой.
«Не надо
священника, бог и без того должен простить, я слишком много страдала. Только
деньги тратить. А не простит, так и не надо» (Достоевский Ф. Преступление и
наказание. Рукописные редакции / Д.,VII,190).
И
тогда природная благость человеческого естества сама находит себе «дело»,
вопреки всем «препонам» феодализма, самодержавия и церковной схоластики, в
частности, индивидуально-предпринимательскую деятельность по оказанию интимных
услуг, изыскивая при этом возможность еще и «высоконравственно» инкрустировать
это «дело» благотворительностью, преподнести заработок проституцией как жертвенное
служение ближним, как социальное пособие другим «униженным» и «всеми
отринутым», всеми – кроме этой единственной «истинной исповедницы Христовой»…
Так томим человек «духовной жаждою», что никакая бездушная государственная
машина и никакое фарисейство попов не в силах остановить его в служении
человечеству, в осуществлении внутренне переполняющего его стремления к
добродетели…
Как
итог, концепции Раскольникова и Мармеладовой в романе оказываются подспудно идентичными (то есть, неосознанно,
прежде всего, для самого автора). Как Раскольник хочет один раз убить ради
обогащения, получения «первичного капитала», и потом всю жизнь жить «общественно-полезно»,
тем самым, «искупая» вину за свое преступление, так Мармеладова одновременно выступает
в романе «падшей женщиной» и святой благодетельницей.
«Он решает убить ее
[старуху-процентщицу], обобрать, с тем чтоб сделать счастливою свою мать,
живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых
притязаний главы этого помещичьего семейства — притязаний, грозящих ей гибелью,
— докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твердым,
неуклонным в исполнении „гуманного долга к человечеству"» (Достоевский
Ф.М – Каткову М.Н. 10(22)–15(27).09.1865 / Д.,XXVIII(2),137).
Собственно
говоря, Раскольников в романе делает то же самое с деньгами, добытыми
преступным путем, что и Мармеладова, а именно, раздает их нуждающимся на право
и налево, благотворит, не покладая рук. Разница
только в том, что «идея» Раскольникова Достоевским изображается как
безнравственная и духовно разрушительная для его личности, а «идея»
Мармеладовой – как «истинно-христианская». «Несмотря
на кажущееся и формальное противоречие [с главной идеей православия], повторяю
это, Жорж Санд Мармеладова была, может быть, одною из самых полных
исповедниц Христовых, сама не зная о том». Что, собственно, и является
наглядной иллюстрацией «идеалов Содома и Мадонны Гоморры» в одном раздвоенном
сознании самого Достоевского.
«В его [Раскольникове] образе выражается в
романе мысль непомерной гордости, высокомерия и презрения к этому обществу. Его
идея: взять во власть это общество. Деспотизм — его черта. Она [Мармеладова]
ведет ему напротив» (Достоевский
Ф. Преступление и наказание. Рукописные
редакции /
Д.,VII,
154-155).
То есть, по авторскому замыслу,
главный герой и главная героиня – это нравственные антиподы: он – отпетый злодей,
она – почетная святая. Он – олицетворение новомодного нигилизма и бонапартизма,
или нарождающейся идеологии сверхчеловека. Она – носитель «православного
воззрения» (то есть, того почвеннического религиозного романтизма, который Достоевский, по своему богословскому варварству, считал «истинным христианством»).
«Православное воззрение, в чем есть
православие. Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Таков закон
нашей планеты <...> Человек не родится для счастья. Человек заслуживает
свое счастье, и всегда страданием, <…> т. е. жизненным всем процессом)
приобретается опытом pro и contra, которое нужно перетащить на себе» (там
же; с.155).
То есть (если перевести это в
богословские термины), человек заслуживает своего спасения (блаженства Царствия
Небесного) своею жизнью, где положительный опыт (добродетель) перевешивает и
пересиливает отрицательный (грех). Таков «закон человеческой природы»,
вложенный в него Богом... В этот почвеннический «православный» гнозис
Мармеладова и посвящает Раскольникова, духовно «спасая» его...
«Соня идет за ним на Голгофу, в 40 шагах»
(там же; с.192).
То есть, как романтическая Магдалина идет за романтическим «Христом».
«В красоту русского элемента верь (Соня).
Русский народ всегда, как Христос, страдал, говорит Соня. Можно быть великим и
в смирении, говорит Соня — доказывает то есть» (там же; с.134).
Это и означает, что «воззрения» Сони, которыми
ее наделяет Достоевский, это та же самая идеология сверхчеловека, только в
моральном изводе, или «религия в пределах одной только нравственности», или самоспасения.
«А вы будьте кротки, а вы будьте смирны — и
весь мир победите, нет сильнее меча, кроме этого» (там же; с.188).
Как будто человек может стать
«смиренным и кротким» усилиями воли, «нравственной самообработкой». Это и есть
волюнтаризм Раскольникова, только в «овечьей шкуре», или то, что у святых отцов
Церкви называется «прелестью бесовской». Отсюда та же самая гностическая «диалектика»
преступления (проституции, в частности) и «гуманного долга к человечеству» в
концепции Мармеладовой.
Таким образом, «теория» становления сверхчеловеком Раскольникова, по большому счету, оказывается тождественной почвеннической «теории» самоспасения самого Достоевского, потому что то «нравственное самовоскрешение», в котором Соня дает мастер-класс Роде в романе, это та же «непомерная гордость» Раскольникова, только возведенная в еще большую степень гностицизма. Как в антропологической «теории» Раскольникова
«люди, по закону
природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть,
так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и
собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое
слово. <…> Первый разряд всегда — господин настоящего, второй разряд —
господин будущего. Первые сохраняют мир и приумножают его численно; вторые
двигают мир и ведут его к цели <…> до Нового Иерусалима, разумеется»
(Достоевский Ф. Преступление и наказание / Д.,VI,200);
так и в почвеннической религии Достоевского:
«Всякий великий народ
верит и должен верить, если только хочет быть долго жив, что в нем-то, и только
в нем одном, и заключается спасение мира, что живет он на то, чтоб стоять во
главе народов, приобщить их всех к себе воедино и вести их, в согласном хоре, к
окончательной цели, всем им предназначенной» (Достоевский Ф. Дневник писателя. 1877,
январь, гл. 1,III; 2,I / Д.,XXV,
17). «С Востока и пронесется новое слово
миру навстречу грядущему социализму, которое, может, вновь спасет европейское
человечество» (Достоевский Ф. Дневник писателя. 1877, гл.3,I
/ Д.,XXVI,85).
Так это всегда и происходит с грехом и ложью
человеческими, оставленными на свои силы, варящимися в собственном соку и
отвергающими благодать Божию как единственную силу способную пересоздать
человека (в Таинствах Церкви, в частности). А именно, грех и ложь переходят на
стадию идеализации как идолопоклонства, «оправдания» как сакрализации. Ветхому
человеку (падшему естеству) попросту не остается ничего иного, как все свои греховные
страсти (как единственное свое духовное содержание) и объявить «добродетелью»
(«нравственностью»), «истиной» и «христианством». Потому что никакого реального
изменения природы падшего человека, разумеется, здесь не происходит, ибо «человекам
это невозможно» (Мф 19:26). Между тем, как было сказано, в этом
«очевидном-невероятном», «естественном сверхъестественном», и заключается
основной принцип нового религии.
В
итоге брак Раскольникова и Мармеладовой в романе, который по замыслу
Достоевского должен «умилять сердца людей» как изящная художественная аллюзия
на евангельские сюжеты, как «авторская икона» духовного «восстановления»
«великих грешников» и т.д., оказывается аналогом сюжетов древнего гностицизма. «Будучи
же по природе похотлив и по причине своих обещаний уязвляемый стыдом, обманщик
сей [Симон-волхв] в обольщаемых им старался вселить дурную мысль. Ибо, нашедши
себе какую–то женщину — побродягу по имени Елену, по происхождению
тирянку, водит ее с собою, не показывая вида, что имеет с нею связь; но в тайне
срамно живя с этою женщиною, обманщик рассказывал ученикам своим некую забавный
миф, именно же, называя себя великою Божиею силою, осмеливается утверждать, что
сия блудная сожительница есть Дух Святой, и ради нее–то, говорил он о себе
самом, сошел и он… И удерживая ее, чтобы не могла взойти в высоту, каждый
пребывал с нею в каждом принимаемом ею на себя теле женского и женственного
вида, между тем как она… собирая силы, могла потом опять взойти на небо.
….Допускает же истление и погибель только плоти, но очищение душ, а именно:
если души состояли в тайноводстве при помощи погрешительного его ведения. И
таким образом полагается начало так называемым гностикам» (свт. Епифаний
Кипрский. Панарий. Против симониан, от начала веры во Христа Господа нашего
первой, а по общему порядку двадцать первой ереси. Цит. по изд.: Творения
святаго Епифания Кипрскаго. М., 1863). «Так называемые воздержные (энкратиты),
происшедшие от Сатурнина и Маркиона, проповедовали безбрачие, отвергая
изначальное создание Божие и косвенно порицая Того, Который сотворил мужеский
пол и женский для рождения людей <…> Другие, напротив, следуя Василиду и
Карпократу, ввели непозволительное сожительство, многоженство и неразборчивость
к употреблению идоложертвенного, говоря, что Бог не очень обращает внимание на
это». «Поэтому, мистические жрецы этой секты живут сладострастно и занимаются
делами волхвования, как каждый из них может». «К этой хуле против Бога
присоединял он [Маркион] <…> следующее: Каин и ему подобные, и содомляне,
и египтяне, и им подобные, также, как и все народы, жившие во всяком роде
разврата, спасены Господом, когда Он нисходил в ад, и они прибегли к Нему, и
приняты в Его царство» (свщм. Ириней Лионский. Против ересей. Кн.1,
гл. ХХIII-XXVIII. Цит. по изд.: Сочинения святого Иринея, епископа
Лионского. СПб, 1900).
Таким
образом, Достоевский со своим романом «Преступление и наказание» оказывается, «может
быть, одним из самых полных исповедников» Василида, «сам не зная о том». Схожие
плоды религиозного романтизма (а именно, смешение Христианства и язычества в
одном «святом» блуде) можно найти у Анатоля Франса в его романе «Таис» (1890),
реанимирующем учения и сам дух древних гностиков. В свою очередь реставрация
гностицизма Достоевским в духе общеевропейской «естественной религии» как гуманистическая
спекуляция на христианских категориях ложится в основание «половой метафизики»
следующего поколения отечественных «николаитов» – «религиозной философии»
знаменитых «одухотворителей плоти» Вл.Соловьева, В.Розанова, Д.Мережковского,
Н.Бердяева и мн. др. жертв русского декаданса.
«…природа человека – андрогинна, как то открывалось великим мистикам,
Якову Бёме и другим. <…> Половая любовь, страсть говорит об утере целостности
человеческой природы. Поэтому страсть не целомудренна. Целомудрие есть
целостность. Разврат есть разорванность. Достоевский проводит человека через
раздвоение во всем. И любовь раздвоена у него на два начала. И любят у него
обычно двух. Двойная любовь и двоение в любви изображены им с необычайной
силой. Он раскрывает в любви два начала, две стихии, две бездны, в которые
проваливается человек, – бездну сладострастия и бездну сострадания» (Бердяев Н. Миросозерцание Достоевского. Прага, 1923.
С.116-117).
Вот и «великие мистики» классического гностицизма были тех же взглядов: «Они [Карпократ и его последователи] проводят развратную жизнь <…> в своем безумии дошли до того, что говорят, что им позволительно делать все безбожное и нечестивое, потому что, говорят они, только для человеческого мнения есть добрые и худые дела. И души до тех пор должны переходить из одних тел в другие, пока узнают всякий образ жизни и всякого рода действия, (если только кто–либо в одно переселение зараз не совершит всех тех действий, о которых нам не следует не только говорить и слушать, но даже помышлять и верить, чтобы такие дела водились между нашими согражданами) для того, чтобы как гласят их сочинения, их души, испытанные во всяком образе жизни, при своем исходе не нуждались более ни в чем» (свщм. Ириней Лионский. Против ересей. Кн.1. Цит. по изд.).
Таким образом, за почвеннической любовью к
«падшему человеку» у Достоевского скрывалась романтическая сублимация любви к
самому его падению, то есть, ко греху. Потому что первую (христианскую) любовь
человеку может дать только Бог Своею благодатью. Между тем все идеалы
религиозного гуманизма почвенничества построены на вере в человеческую
«натуру», в природную способность человека к такой любви и к жертвам собою как
ее выражению. Но рано или поздно эта «духовная любовь» поворачивается к религиозному
утописту своей обратной стороной, или своей подлинной «натурой», в частности, банальной
эротикой. Одновременно, эта же сублимация была широко распространена у
французских романистов той эпохи, питаясь весьма благоприятной для этого почвой
темной католической мистики.
Александр Буздалов
Комментарии
Сергей
2021-09-24 07:14:03
Впадение в иллюзию, что зло не внутри, а ВНЕ нас. А внутри мы "чистые" и "хорошие". Отсюда мечтательность всякие "строи" и "измы" Но зло внутри нас и при любых измах зло найдет себе применение Потому все "светлые будущие" и вавилонские башни всегда рушатся.. Вывод - самый больший злодей - тот кто хочет "сделать мир лучше" Христианство же напротив - спасение себя от мира, презрение к нему и очищение духа ВНУТРИ СЕБЯ - БОГ очищает и спасает..
Буздалов А.
2021-09-25 07:27:04
Другая историческая версия развития этого же гностического сюжета. Католическая мистика с эротическим уклоном: http://amin.su/content/analitika/9/7058/ . С тем лишь уточнением, что автор, конечно, будет горячо возражать и решительно протестовать: дескать, как можно такие параллели проводить, "наше усё" Достоевский - это совсем-совсем другое дело, это "истинно-православная" эротика
Алексей
2021-09-25 11:23:22
Да уж: Соня Мармеладова, как предвестник Луизы Чиконне - это весьма неординарная мысль . Видимо, присущая католикам склонность к силовым методам в разрешении духовных разногласий, сыграла в появлении подобного диполя не последнею роль. Отсюда и появление на сцене всепроникающего творца "Основного инстинкта" со своей любимой разбереденной темой...
иерей Георгий Селин
2021-09-27 14:09:34
Сергей: // Впадение в иллюзию, что зло не внутри, а ВНЕ нас. А внутри мы "чистые" и "хорошие". Отсюда мечтательность всякие "строи" и "измы" Но зло внутри нас и при любых измах зло найдет себе применение Потому все "светлые будущие" и вавилонские башни всегда рушатся.. Вывод - самый больший злодей - тот кто хочет "сделать мир лучше". // Верно сказано, уважаемый Сергей, но позвольте конкретизировать Вашу мысль и указать не столько на недавние исторические примеры советского СССРа и фашистской Германии, сколько на пример построения «светлого будущего», которое длится уже тысячелетия. «ТИКУН ОЛАМ (букв. «совершенствование мира») – так иудаизм определяет задачи, стоящие перед людьми. Предназначение человека, согласно иудаизму, – следовать по стопам Бога, который намеренно оставил мир несовершенным, чтобы человек своим творчеством закончил его работу». https://tanah.ru/tikun-olyam-ispravlenie-mira-leon-mazin/
иерей Георгий Селин
2021-09-27 14:48:30
http://amin.su/content/analitika/9/7058/ Цитирую: // В качестве итога скажем, что, по нашему глубокому убеждению (основанному на знании источников, а также научной и богословской литературы), сегодняшние безобразия на тему эротики и «святости», которые православным сознанием однозначно воспринимаются как мерзкое кощунство, начались отнюдь не вчера, а являются своего рода итогом последовательного движения по пути апостасии самого западного христианства, сегодня выродившегося уже до своей полной противоположности.// Что? Опять католический папа и загнивающий Запад во всём виноваты. В то время как православный пророк Достоевский указывает верную дорогу людям к всемирному братству. Я так думаю, что потому не видят обмана в сочинениях Достоевского, или, как написал один из читателей этого сайта в комментариях: «Достоевский кажется мне особенно опасным, потому что он обманщик, что люди думают, что он действительно говорит что-то православное. Я опасаюсь, что, возможно, это причина того, почему мир, и православные в частности, не могут по-настоящему раскаяться…». Так вот, потому не видят лжи в писаниях Достоевского, и, следовательно, не могут по-настоящему раскаяться, что не желают знать корней этой лжи, сознательно от них отвращаются. Где же эти корни? Простите, я опять о своём, ― в «еврейской» мистике, или в иудаистически-потребительском отношении к Богу. Терезе Авильской, Федору Достоевскому и Луизе Чиконе даже не снилась та степень одержимости прелестными дУхами, в которой пребывал «еврейский» мистик Абрахам Абулафия. Ниже цитата из сочинения Ефима Курганова (1957 г.р.) «Тайный сад сокровищ: Авраам Абулафия (роман-реконструкция)». http://berkovich-zametki.com/2015/Starina/Nomer1/Kurganov1.php «“Понимаешь, — сказал мне Абулафия, — ежели бы я не медитировал с помощью букв, то никогда бы не заслужил благоволения б-жественной Шхины. А теперь, после полученных от неё разъяснений, я стану медитировать ещё более страстно, яростно, и Шхина будет ещё более ласкова ко мне и одарит меня высшим блаженством”. И вот что ещё поведал мне Абулафия: “Мир букв есть истинный миг блаженства. Впивая в себя дыхание, источаемое буквами, я ощущаю, как они входят в меня, и я вхожу в них, чувствую, как они раздвигаются и впускают меня в себя, обволакивая меня б-жественной влагой. Я погружаюсь в звучание букв, я тону в них, безраздельно растворяюсь. Они пронизывают меня, наполняют меня собою. Границы моей личности теряются. Остаётся только дыхание букв. Дыхание священных знаков”. “Шхина должна быть довольна, — сказал мне Абулафия, — я отдавался деланию ха-церуф, пока не потерял сознание. Когда же я очнулся, вся комната была усеяна световыми осколками и стоял сладчайше-горький аромат, оставшийся от присутствия Б-жьих имён. Я до сих пор помню этот небывалый аромат и постараюсь сохранить его в себе до конца”. // Конечно, это сочинение Курганова является художественным, и верить ему можно столько же, сколько сказкам Пушкина. Но вот вам не романист, вот Гершом Шолем, тщательно взвешивающий слова, подтверждает описания Е. Курганова: «Зохар предполагает, что Моисей был единственным смертным, удостоенным мистического союза со Шхиной в своей земной жизни и с тех пор всегда пребывающим в этом “мистическом браке”… В Зохаре в виде исключения непрерывная связь с Б-жеством описывается как мистический брак между Моисеем и Шхиной. На основании некоторых отрывков из мидраша, в которых сообщается о прекращении половой жизни Моисея с его женой после того, как он удостоился личного общения с Б-гом “лицом к лицу”, Моше де Леон (автор книги Зохар. — Г.С.) сделал вывод, что брак с Шхиной заменил ему земной брак. Но если во всех остальных случаях каббалисты воздерживаются от использования образов половой любви при описании отношений между человеком и Б-гом, они без колебания используют их, изображая внутреннее отношение Б-га к Самому Себе в мире сфирот».
Алексей
2021-09-28 18:20:46
Если ознакомиться с трудами А.К.Горского, верного последователя русских космистов, то без труда можно заметить в его идее "магнитно-облачной эротики", те же мотивы, что и у упомянутых в предыдущем комментарии авторов. Как пелось в одной старинной песне: - "А я милую узнаю по походочке" и инфернальная тень настоящего заказчика безошибочна видна в подобных текстах.
анна
2021-09-30 08:57:43
Так ведь и дьявол в Эпоху романтизма был романтизирован...
Буздалов А.
2021-09-30 10:09:07
++Так ведь и дьявол в Эпоху романтизма был романтизирован++ Конечно, ведь дьявол это синтетическая личность народа, как говорится
анна
2021-09-30 16:50:41
И кто это так говорит?? Первый раз слышу! Байрон, Мильтон романтизировали конкретного люцифера. и героизировали роль личности. то есть "человек звучал гордо", задолго до Голрького (поклонника Ницше, между прочим)
Буздалов А.
2021-09-30 17:33:30
++И кто это так говорит?? Первый раз слышу!++ (анна 2021-09-30 16:50:41). Шатов в "Бесах". "Бог есть синтетическая личность всего народа..."
анна
2021-09-30 20:12:33
А зачем нам бесов цитировать?
анна
2021-09-30 20:20:05
Вообще-то я комментировала статью "Таким образом, за почвеннической любовью к «падшему человеку» у Достоевского скрывалась романтическая сублимация любви к самому его падению.." - вот я вспомнила об "Эпохе Романтизма", где конкретно началась романтизация зла... Романтизация "светоносного" бунтаря-Люцифера сейчас идет полным ходом.. А в высказывании персонажа "Бесов" нет романтики.. просто гадкое искажение действительности.
Буздалов А.
2021-09-30 21:38:27
++высказывании персонажа "Бесов" нет романтики.. просто гадкое искажение действительности++ (анна 2021-09-30 20:20:05). Это вообще-то один из догматов почвенничества, которое в свою очередь и есть романтизм на русской почве. Поэтому все это, по сути, и есть гадкое искажение действительности, как вы верно заметили.
Святослав
2021-10-03 09:14:33
Меня лично,когда я ещё читал Достоевского, никогда не покидало чувство,что все герои его романов,их положения,отношения,приписываемые им чувства и мысли и пр.пр.,- все это,лишь "сублимация" и отражение страстей и похотей (и не только эротических) самого Достоевского... Не знаю ,отдавал ли он отчёт себе в этом?... Я думаю ,что все что он писал в своих романах , с духовной точки зрения,может только негативно( с некоторыми оговорками и исключениями) влиять на душу человека,особенно молодую и незрелую... Более того,сам себе он представлялся чуть ли не пророком и каким-то духовным вождем и учителем человечества....,все тоже обольщение и ,можно сказать, слепота и непонимание,что из себя представляет истинное христианство,чего как правило не понимает "интеллигенствующая" публика,которой хочется все смешать в " ведьмином котле",и потом млеть и умиляться собственной духовностью. Конечно, все мы грешны и слабы(и настоящий христианин это понимает как никто), но истинно православный человек чёрное никогда не назовет и не смещает с белым,чего так хочется рассудочно- романтизирующей части интеллигенции,и не только...
Буздалов А.
2021-10-03 09:51:07
++смешать в " ведьмином котле"++ (Святослав 2021-10-03 09:14:33). Или, выражаясь книжно, в диалектическом синтезе
Святослав
2021-10-03 10:15:45
И да ,добавлю,что всем этим "сочинителям" и " диалектикам" непременно хочется творить под маркой религиозности( православной особенно),как ,к примеру,тому же Лосеву А.Ф.(который был тайным монахом...,только какой "ориентации"?),которому "почему-то" "не нравился"( его собственное выражение,уже не помню где и когда вычитанное) своими взглядами и настроем,например, Феофан Затворник ... Если вдуматься во всю писанину Лосева,то ничего удивительного,и даже очень "логичны" такие "антипатии"...
Sophrony
2021-10-04 09:53:59
Священник Георгий Селин - Это отличное утверждение, с которым я полностью согласен, отец. Я также считаю, что сегодняшние православные христиане не могут по-настоящему покаяться, потому что были так пленены духом Достоевского. Меня искренне смущает то, что люди, в том числе и святые, не могут видеть мимо него. Как произведение, в котором говорится о вырождении и смешении греха и праведности, может считаться православной классикой? Когда я говорю об этом с другими православными христианами, они вспоминают, как святитель Иустин Попович хвалил Достоевского, что, честно говоря, для них является большим камнем преткновения, чтобы услышать то, что я говорю.
Фотиния
2021-10-05 16:37:46
они вспоминают, как святитель Иустин Попович хвалил Достоевского, что, честно говоря, для них является большим камнем преткновения" ....и молчание.
Пётр
2021-10-06 03:41:20
Люди, тогда по вашему истина вопреки пелагианству достоевского это крайнее августианство? Как может Христос явить свою благодать вопреки воли человека? Что же, в сущности, человек тогда делает?.. Мы просто пассивные сосуды для благодати?... Я не понимаю
Пётр
2021-10-06 03:46:41
Люди, как вы думаете, если пелагианство Достоевского однозначно ложно, истинным будет крайнее августианство? Христос будет вселять Благодать вопреки воли человека? Или одной лишь воли достаточно?... А дела? Разве мы только пассивные сосуды для духа? Надеюсь получить ответ
Буздалов А.
2021-10-06 09:27:10
++я не понимаю++ (Пётр). Да, Пётр, многие этого не понимают. Хотя, вроде, понятно написано и в Послании 1723 г. , и в определениях Карфагена. ""...благодать Божия ... ею открывается и является нам познание грехов, да знаем, чего должно искати, и от чего уклонятися" и ею же "подается нам любовь и сила к деланию того, что мы познали должным творити". Поэтому и "дела духовные совершаются благодатью". Это, конечно, обидно. Трудился ты, а вся слава, честь и поклонение - Другому. Поэтому Пелагий, Кант, Достоевский и проч. выступают против такой явной несправедливости, говоря, мол, что ни фига, мы и сами могём (автономно) духовные дела и познати, и хотети, и творити.
Буздалов А.
2021-11-14 07:26:20
"Я проработал в музее Достоевского более 30 лет, видел в гостях у писателя самых разных посетителей. Музей Достоевского остается одним из самых посещаемых в Санкт-Петербурге. Здесь особенно чувствуешь общечеловечность Достоевского. К нему приходит много иностранцев. Что особенно удивляет, частыми посетителями были японцы. Казалось бы, что находят представители дальневосточной буддийской культуры у православного Достоевского?! Когда приходила японская группа, я начинал с вопроса: «У вас своя культура, своё мышление, что вы находите в Фёдоре Михайловиче Достоевском?». Как известно, в Японии Достоевский самый издаваемый писатель, его там издают больше, чем в России. После войны собрание сочинений Достоевского выходило несколько десятков раз. Один из лучших фильмов по по роману «Идиот» тоже снят в Японии. Характерно, что действие романа в фильме происходит в Японию. Сохранён сюжет, все персонажи, но действие перенесено в Японию. Настасья Филипповна - гейша Настаэко" (прот. Геннадий Беловолов Аксиомы Достоевского. https://ruskline.ru/news_rl/2021/11/12/aksiomy_dostoevskogo).
Фотиния
2021-11-25 19:00:07
много ли может, по-вашему, бедная, но честная девица честным трудом заработать?.. Пятнадцать копеек в день, сударь, не заработает, если честна и не имеет особых талантов, да и то рук не покладая работавши!" Писатель враньём оправдывает грех блуда. Сколько вдов оставалось многодетных без кормильца, сколько сирот! Они из бедности не вырывались с помощью проституции! Молились Богу, трудились, шли в прислугу к честным людям. Другие подаянием жили,но не блудом. "Тело своё отдам им" А что в прачки тело отдать Сонечки, не художественно? Вот эта проклятая романтика блуда , до Достоевского, ведь не была в России известна! Выходит, зазорно бедным трудом зарабатывать "15копеек"?[Анастасия Филипповна аш билась в истерике грозясь пойти в прачки! ?] Страдать трудом прачки не вариант.! Продавать себя ,гордясь позорными страданиями-вот это и мы должны были изучать, и писать о сем сочинения! Не отсюда ли вылупилось учение Осипова о жаление Иуды, дьявола и вера в его спасение? Свою первую дочку ФМ назвал Соней именно в честь Мармеладовой! Настолько она" реально " существовала ! Из писем[ по памяти] ФМ:" в Петербурге так жалеют и любят Сонечку Мармеладову, что мы с Аней решили назвать дочку в честь неё." В честь проститутки.. Сонечка умерла. а Мармеладова живёт и полнеет у нас на глазах!
Фотиния
2022-02-02 16:58:58
Вера Миллионщикова в «Школе злословия» от 29.09.2008: «У нас [в хосписе] была одна медсестра, она одновременно работала в стриптиз-баре. Работала года 3, безукоризненно, сама хороша необыкновенно. Я ее спросила, как она это совмещает, и она сказала: «Я и там, и там. Там я деньги зарабатываю, а здесь я живу настоящей жизнью. Мама одобряет и ту мою жизнь, потому что мы едим, пьем и одеваемся на эти деньги, и эту жизнь, благодаря хоспису я не теряю лица" Тогда почему бы не убивать по заказу, чтобы "на эти деньги" пить , есть, одеваться с мамой? Потому что Раскольников оказался "тварью дрожащей", только поэтому! Романтика вся досталась Сонечке Мармеладовой и за ней идут! Уже всё ниже опускаются с чистой совестию. Скажем так:"с совестью по Достоевскому"
Буздалов А
2022-02-02 17:30:24
Фотиния 2022-02-02 16:58:58. Кстати, недавно прочел еще одно произведение с аллюзией на Мармеладову. Виктор Пелевин "Зал поющих кариатид". Там главная героиня это Соня и Родя в одном флаконе, работница элитного дома толерантности, молящаяся на рабочем месте какому-то абсолюту и отрывающая в финале голову своему клиенту после оказанных услуг. Постмодернизм, конечно. Но Достоевский, если подумать, это то же самое.
Фотиния
2022-02-04 07:12:42
Разврат молодёжи в России начался с худож.фильма : Интердевочка.1989г Все признаки "святости" гл.героини : её прекрасная мама живёт в нищите , папа бросил , где-то в Питере в подвале ,папа воспитует чумазых деток. Её подруги на панели-высокоинтеллектуальные дамы со знанием иностр.языков, добрые зайки. Худ.фильм показал каков "труд" проституции- клиенты ненасытные а проститутка "пашет" на них [или они на ней], но её как "честную,невинную" берет честный иностранец и увозит в рай супермаркетов. -"Редакцию завалили письма от советских девушек: и я, и я так хочу! Они хотят быть интердевочками ! Вы знаете об этом? " Актриса Елена Яковлева ["интердевочка" ]со странным низким смехом:-" Нееет, я не ожидала этого!" [Интервью примерно за 1991год] После этого фильма, я закрепила в сознании важность религии ФМД ..можно быть чистой-нечистой, первое запросто уничтожит второе [в своих глазах и в окружающих ,путём нравств.обмана и страдания]
Баранов Д.В.
2024-09-07 23:30:57
Неплохая статья. Самого всегда воротило от Мармеладовой. В ответ только патока про ее жертвенность, "святость" и т.д. И, самое противное, никакого критического осмысления этого образа. "Палажитильна прикрасная гираиня" и всем заткнуться!
Сергей
2024-10-11 10:16:40
"Человечество", "народ".. сами по себе - бесовские иллюзии. Господь велел любить Ближнего - того, кого видишь прямо сейчас, без иллюзий, и кто нуждается в помощи, и все. Если начинаются такие фантазии, как "народ" и тп.. это стразу - от духов злобы поднебесной.
Олег
2024-11-10 13:40:14
В голливудском фильме Касабланка есть занятная аллюзия-ответ на Мармеладову. Девушка испрашивает у главного героя "благословение" на совершение тайного блуда ради "святой" цели спасения себя и своего супруга от крушения чаяний на благополучную жизнь. С надрывом, с жаждой послужить ближнему, со всем вот этим. Но даже остатков этического чувства циничного американца хватает, чтобы категорически отвергнуть этот ход мысли. Вместо этого, он дает ей деньги, добытые хитростью и обманом - как бы указывая американское видение той черты, до которой можно компрометировать свою совесть. В итоге, общая логика остается та же - грех романтизирован, но изменены параметры сублимации в соответствии с психотипом англосакса, одобряющего грех, совершаемый вследствие превосходства разума. В то время как Достоевский одобряет грех, совершаемый якобы вследствие превосходства сердца.
Олег
2024-11-10 13:43:26
Забыл уточнить, что девушка эта из Болгарии, православная славянка, чтобы развеять подозрения в совпадении.