Меню

«Прогулки по воде» с Вячеславом Бутусовым

Дата создания: 

11/01/2022


Не только Федор Достоевский, но и другие деятели массовой культуры в последние годы получали к своим «круглым датам» награды от Русской Церкви за популяризацию «Личности Иисуса Христа» среди населения. Если первый, напомним, удостоился за это высокого звания «пророческого и апостольского вестника для русского народа» в книге митр. Илариона (Алфеева) «Евангелие Достоевского» к 200-летию со дня рождения, то рок-музыкант Вячеслав Бутусов практически одновременно получил орден преподобного Серафима Саровского III-й степени к своему 60-летнему юбилею от патриарха Кирилла.

«15 октября 2021 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил известного рок-музыканта, лидера и вокалиста групп “Nautilus Pompilius” и “Ю-Питер”, заслуженного артиста Российской Федерации Вячеслава Геннадьевича Бутусова с 60-летием со дня рождения. “Ваше имя хорошо известно как в нашей стране, так и за ее пределами. В своем творчестве Вы затрагиваете такие вечные темы, как добро и зло, говорите о правде и справедливости, предлагаете слушателям задуматься над самыми важными для каждого человека вопросами бытия”, — говорится в Патриаршем поздравлении. “Особой признательности заслуживает Ваше участие в различных общественных и благотворительных проектах, в том числе реализуемых под эгидой Русской Православной Церкви”, — отметил Святейший Патриарх Кирилл. Во внимание к трудам и в связи с отмечаемой датой Предстоятель Русской Православной Церкви удостоил В.Г. Бутусова ордена преподобного Серафима Саровского III степени» (Святейший Патриарх Кирилл удостоил Вячеслава Бутусова ордена преподобного Серафима Саровского).

Такое сравнение (Достоевского и Бутусова) может показаться некорректным ввиду значительной разницы «масштабов личности», или дистанции между «высокой» и поп-культурой, которая существует в сознании представителей первой. Между тем с христианской (или традиционной церковной) точки зрения, это различие как раз и не является принципиальным. Подтверждением чего служат общие принципы обращения с «евангельским материалом» в творчестве представителей глаголемого «высокого» и более «низменного» массового искусства. И сейчас мы это продемонстрируем на примере текста песни «Прогулки по воде»  группы Бутусова «Наутилус Помпилиус» из альбома «Чужая земля» 1993 г. (автор текста – поэт Илья Кормильцев). По свидетельству самого Бутусова, он немного отредактировал текст, и то лишь из соображений размера стиха и ритма, а не содержания.

«Илья, имея опыт работы с другими музыкантами, считал, что тексты нельзя изменять, коверкать, что ничего хорошего в таких случаях не получается. <…> Текст мне очень нравился в художественном плане — он был без бытовухи и без социума, красивый и романтический. Я его всё-таки чуть-чуть подогнал под музыку, так и получилась эта композиция» (В. Бутусов: «Мои песни стали приобретать для меня религиозный смысл». Интервью в рамках Интернет-проекта Русской Православной Церкви «Обретенное поколение»).

Вот и в случае Достоевского его художественное творчество тоже имело «религиозный смысл», прежде всего, для него самого. Поэтому и для других оно приобрело «пророческое и апостольское» значение, то есть, по причине гностического самосознания автора (или по причине заразности этой духовной болезни, передающейся «на астральном уровне»).

«Любой артист – хороший артист, подразумевается, – несет в своем творчестве какую-то идею. В этом он сродни проповеднику. Проповедники, подобно артистам, собирают огромные аудитории. Вы могли бы стать проповедником? – Может и смог бы, но для того, чтобы стать хорошим проповедником, надо быть артистичной натурой. У меня это качество отсутствует. – И это говорите вы! А как же выступления на стадионах? – Для меня всякая публичная деятельность – тяжелейшее занятие, пытка, мучение. Выступая перед огромными массами людей, я всегда чудовищно нервничаю. Буквально мотает из стороны в сторону – приходится постоянно делать усилие над собой. В этом, кстати, тоже сходство профессии артиста с проповедником: проповедничество – занятие, требующее многих обязательств, занятие, где необходима колоссальная самодисциплина» (Что позволено Ю-Питеру? Интервью с В.Бутусовым).

Отсюда – из «пророческого» самосознания всякого уважающего себя артиста – и соответствующее «религиозное» содержание текстов в обоих случаях (Достоевского и Бутусова), то есть, совершенно невозможное для Христианства как такового.

«Как вы относитесь к сегодняшним исканиям Бориса [Гребенщикова]? Мне кажется, он немного бравирует своим увлечением восточными религиями, а, как известно, вера – дело интимное… – Нет-нет, я с ним постоянно общаюсь и не могу этого подтвердить. Никакой бравады в его поведении нет. Он считает себя православным, но интересуется восточной культурой в целом, в том числе и религиями. Это не увлечение, он давно определился с этим делом… – А вы верующий человек? – Во всяком случае, стремлюсь к этому, пытаюсь этому обучиться…» (Что позволено Ю-Питеру? Интервью с В.Бутусовым).

То есть, перед нами «пророк-любитель», «апостол-самородок», проповедник «на общественных началах»… что и означает типичного гностика. «Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали. <…> Я слышал, что говорят пророки, Моим именем пророчествующие ложь. Они говорят: “мне снилось, мне снилось”. Долго ли это будет в сердце пророков, пророчествующих ложь, пророчествующих обман своего сердца?» (Иер 23:21-25).

«Песня “Прогулки по воде” <…> вовсе не прямое цитирование библейской темы. Это скорее притча общечеловеческого характера» (Интервью В. Бутусова. Московский Комсомолец. 12.01.1993).

Опять же, «общечеловеческий характер» Христианства – это один из основных «догматов» гностической религии. Собственно, в этом и заключается главная идея композиции «Прогулки по воде». Христианство здесь – это «высшая» из мировых религий, к которой каждый человек приходит на определенном этапе «духовного развития». Отсюда гностический «Христос» песни «Прогулки по воде» как человек, достигший «высшей (божественной) ступени развития» на путях всего того же «самообучения» и «колоссальной самодисциплины».

«Какие ассоциации у вас вызывает словосочетание "трудные времена"? – Самые трудные для меня времена – когда нахожусь в разладе с собой. – И что тогда делаете? – (Смеется). Мучаюсь. Если серьезно, – стараюсь уединиться. Забиваюсь в комнату, запрещаю домочадцам ко мне заходить – и лежу на диване. Довольно жестко в этом плане поступаю, потому что считаю своим долгом не делиться ни с кем дурной аурой. Главное – быстрее преодолеть депрессивное состояние, которое непременно наваливается, не ждать, когда само затянется. Иначе можно впасть в уныние – не зря это состояние считается одним из наиболее тяжких грехов. Любая неудача – своего рода испытание, которое надо преодолеть. Последнее время читаю что-нибудь религиозное – Библию, Евангелие, все с ними связанное» (Что позволено Ю-Питеру? Интервью с В.Бутусовым).

Когда же «аура» «просветляется» в результате религиозного аутотренинга, наступает время делиться ею с окружающими в качестве гностического «спасителя». Об этом и «общечеловеческая притча» «Прогулки по воде».

«С причала рыбачил апостол Андpей,
А Спаситель ходил по воде.
И Андpей доставал из воды пескаpей,
А Спаситель – погибших людей
».

Как мы уже знаем, «истинный проповедник» это всегда немножко артист по натуре. Вот и гностический «Христос» песни «Прогулки про воде» сразу предстает перед нами дефилирующим по Геннисаретскому озеру в поле зрения рыбака Андрея как потенциального зрителя. Конечно, делается такое публичное чудотворство не ради дешевых аплодисментов, но ради единственного на потребу «духовного развития человека» Андрея.

«И Андpей закричал: “Я покину причал!
Если ты мне откроешь секрет…”
И Спаситель ответил: “Спокойно, Андpей,
Никакого секрета здесь нет”
».

Речь идет, конечно, о «секрете» хождения по воде как экстрасенсорной способности гностического «Христа», а не о «секрете» извлечения утопленников и их чудесного воскресения как уже «чисто божественных» способностях «спасителя», на которые рыболов Андрей не претендует по причине врожденного «смиренномудрия». С другой стороны, само понятие магического «секрета» как раз и означает гностический принцип развития всего естественного – в сверхъестественное, нормального – в паранормальное, сенсорного – в экстрасенсорное, человеческого – в божественное… Этим гностический «секрет» принципиально отличается от христианского «чуда», которое онтологически превышает тварное естество, будучи исключительно действием Божиим, выходящим за пределы законов существования сотворенной природы. Классический пример «секрета» – «философский камень» в алхимии, раздобыв который, каждый может заняться мелким чудотворством. То есть, всяким «секретом» человеку можно овладеть («раскрыть секрет», «узнать секрет»), потому что «секрет» это и есть гнозис («тайное знание» квазирелигиозного характера). Поэтому и познание гностическим «апостолом Андреем» «секрета» хождения по воде в теософской притче «Прогулки по воде» «органически» должно быть продолжено и на «секрет» воскрешения умерших… Как в интервью Бутусов сначала говорит, что у него таланта проповедника и артиста (что здесь одно и то же) особого нет, а буквально следом выясняется, что все-таки есть (и побольше чем у некоторых), так и взыскание «апостолом Андреем» магических «секретов» гностического «спасителя» отнюдь не должно останавливаться на «секрете» хождения по водам, но без ложной скромности может (и должно) быть продолжено и на высший «секрет» реанимации погибших. В «общечеловеческой» религии по-другому просто нельзя «веровать», потому что «большой грех» это в отношении «натуры». И вот все эти «секреты» раскрытия божественного «потенциала» человеческого естества великодушно открываются Андрею «Великим Бодхисатвой» Иисусом.

«Видишь, там на горе возвышается кpест,
Под ним десяток солдат – повиси-ка на нём,
А когда надоест, возвращайся назад
Гулять по воде,
Гулять по воде,
Гулять по воде со мной»
.

Это же самое, по сути, Бутусов и в интервью «проповедовал»: сначала надо пройти через «трудные времена»… Сперва необходимо так или иначе «пострадать» и «помучиться», уединяясь ото всех в гностической «пустыне», «дисциплинируя» самого себя… Чтобы затем «явиться народу» созревшим «спасителем», «Князем-Христом» Достоевского…

«Да Христос и приходил затем, чтоб человечество узнало, что знания, природа духа человеческого может явиться в таком небесном блеске, в самом деле и во плоти, а не что в одной только мечте и в идеале, что и естественно и возможно» (Достоевский Ф. Бесы. Подготовительные материалы. / Д.,XI,112).

«А хотелось бы иметь духовника – человека, которому можно исповедаться? – Да, и он у меня есть. Духовник –  это человек, который должен уметь утешить, исцелить, воскресить угасающую надежду. Это моя жена» (Что позволено Ю-Питеру? Интервью с В.Бутусовым).

Соответственно, и наоборот. «Натура»-то ведь у всех одна и та же: «богочеловеческая», «саморазвивающаяся»… Если один может быть «Утешителем», «Целителем» и «Воскресителем» другого, то и другой завсегда может им стать, если пройдет указанный «царский путь» до конца, взойдет на свою персональную «голгофу».

«Hо, Учитель, – на касках блистают рога,
Чёрный воpон кружит над крестом…
Объясни мне сейчас, пожалей дурака,
А распятие оставь на потом
».

Здесь «Андрей», конечно, выказывает «греховное» малодушие, нетерпеливое желание перескочить экстерном в следующий разряд духовного табеля о рангах… Чем приводит артистического «Христа» в гомерический гнев:

«Онемел Спаситель и топнул в сердцах
По водной глади ногой.
“Ты и верно дурак!” – и Андpей в слезах
Побрёл с пескарями домой
».

Гнев «спасителя», как мы видим, чисто человеческий, то есть, греховный, потому что «всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: “рака”, подлежит синедриону; а кто скажет: “безумный”, подлежит геенне огненной» (Мф 5:22). Тем самым «общечеловеческий Христос», нарушая заповеди евангельского Христа-Бога, дает понять «Андрею», что ничто человеческое Ему не чуждо, то есть, совершает гностический «кенозис» как снисхождение к текущей немощи «Андрея»… Чтобы в дальнейшем вернее увлечь его к вершинам «духовного развития». Ведь от непреложных законов «саморазвития естества» «Андрею» все равно никуда не деться… То есть, далеко-то он не уйдет, «полежит на диване», «помучается» депрессией – и встанет на Путь «просветления», волей-неволей взойдет на свою «голгофу» как на гностический Байконур, выводящий человеческое естество на божественную орбиту… А вернувшись обратно на грешную землю, начнет «гулять по воде» в качестве следующего гностического «спасителя» перед новыми рыбаками, собравшимися на причале, как зрителями, купившими билеты в первый ряд...


А там и митрополиты с орденами и терновыми венками из чистого золота подоспеют.


Александр Буздалов

Комментарии

Прекрасно, Александр! Все так. Но и качество этих стихов — ужасное. Пошлая выдумка. Кстати, сцена, где Сонечка и Раскольников читают Евангелие тоже очень пошлая в своей сентиментальности. Так что у Достоевского тоже есть кое-что масскультурное.

Максим Взоров ++у Достоевского тоже есть кое-что масскультурное++ Конечно, я об этом и говорю. Романтизм это и есть массовая культура 19 века. Это хорошо видно на представленном видео. "Пипл хавает", как теперь говорят, а "звезда" принимает это поклонение как должное.

Бутусов, проповедник суицида -один дух с Достоевским. И еще кощунственно приписывал свои припевы Богу! Когда "Жажда страданий " точно по ФМ . "ломал стекло, как шоколад в руке Я резал эти пальцы за то, что они Не могут прикоснуться к тебе "Я брал острую бритву и правил себя Я укрылся в подвале, я резал Кожаные ремни Стянувшие слабую грудь" Сравните: [Лиза] "вложила в щель свой палец и, захлопнув дверь, высвободив руку, она тихо, медленно прошла в свое кресло, села, вся выпрямившись, и стала пристально смотреть на свой почерневший пальчик и на выдавившуюся из-под ногтя кровь. "Братья Карамазовы" Говорят [ гуля] есть рок опера по Карамазовым. Так что..отец прям духовный ! "И я буду с тобой"- это скорее к ФМ крики Бутусова. Помню, помню эти вопли, подбодрял молодежь с бритвой! Мистика, кошмары-один их омут! "когда читал Достоевский, - писал историк литературы С.А.Венгеров, - слушатель, как и читатель кошмарно-гениальных романов его, совершенно терял своё «я» и весь был в гипнотической власти этого изможденного старичка, с пронзительным взглядом беспредметно уходящих куда-то глаз, горевших мистическим огнем." Я хочу быть с тобой!"

//В 1997 году в Великобритании был снят клип на совместную песню Вячеслава Бутусова и Бориса Гребенщикова "Нежный вампир". Сюжет клипа имел мистический характер, для усиления которого продюсер песни Билл Нельсон выдал напрокат музыкантам экзотические одеяния и предметы, среди которых, например, нашейный знак рыцаря-тамплиера или две ритуальные трости масонского "Ордена Нового Храма". Съемки клипа сопровождались ураганом в графстве Йоркшир, где все действие разворачивалось. Едва не случилось наводнение, линии электропередач были разорваны. Тем не менее, клип удалось снять и после монтажа он был доставлен в Россию. 10 марта на каналах ОРТ и ТВ-6 состоялась его премьера под брендом "Наутилус Помпилиус", хотя к самой группе песня не имела никакого отношения. Группа находилась в стадии окончательного распада, а Бутусов уже в то время предпочитал работать сольно. На телеэкранах клип появлялся довольно нечасто, а для широкой публики песня так и осталась одной из частей саундтрека к фильму Алексея Балабанова "Брат".// https://vk.com/wall-115941115_18235 Вячеслав Бутусов и Борис Гребенщиков/ Нежный вампир, 1997 г. https://www.youtube.com/watch?v=aekFTTNJTTA Холоден ветер В открытом окне, Длинные тени Лежат на столе. Я таинственный гость В серебристом плаще, И ты знаешь зачем Я явился к тебе. Дать тебе силу, Дать тебе власть. Целовать тебя в шею, Целовать тебя всласть! Словно нежный вампир... Словно нежный вампир... Как невинный ребенок, Как нежный вампир... Встань! Подруги твои Нюхают клей, И с каждым днем Они становятся немного глупей. В этой стране, Вязкой как грязь, Ты можешь стать толстой, Ты можешь пропасть... Но я разожгу Огонь твоих глаз. Я дам тебе силу, Я дам тебе власть... Я сделаю тебя Не такою как все! Как агнец на закланье, Я явился к тебе... Дать тебе силу, Дать тебе власть. Целовать тебя в шею, Целовать тебя всласть! Словно нежный вампир... Словно нежный вампир... Как невинный ребенок, Как нежный вампир...

Вы просто ничего в настоящем христианстве не понимаете, о. Георгий... Вампиры это и есть истинные православные люди

Вампиры с орденами Серафима Саровского… Православие зашкаливает. «Правила ношения. Орден носится на левой стороне груди, и при наличии других орденов Русской Православной Церкви располагается вслед за орденом Преподобного Сергия Радонежского».

+++Правила ношения. Орден /преп. Серафима/ носится на левой стороне груди, и при наличии других орденов Русской Православной Церкви располагается вслед за орденом Преподобного Сергия Радонежского+++ А при наличии нашейного знака рыцаря-тамплиера - под ним

Максим Взоров "тоже очень пошлая в своей сентиментальности" В сентиментальности нет ничего плохого (в этом значении), Максим. "Сентиментальность - плохо" - это одно из представлений дегенеративной модернистской эстетики, которая зародилась в конце 18-го века (начиная с работ Канта и продолжая пагубными течениями 19-го и 20-го веков) и продолжает оседать в наших головах по сей день. Поэтому, "пошлость" нужно преодолеть, как собственно и все подобные эстетические представления. Если нужно критиковать сентиментальность - делайте это с точки зрения Церкви и только.

Оставить комментарий

История идей

Книги «Конструктивная неопределенность» православного экуменизма

Книги Церковный коллаборационизм


ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Карта Сбербанка: 5469 4800 1315 0682