Меню

Достоевский в Оптиной пустыни

Дата создания: 

02/02/2022

Даже на общем фоне тенденциозных публикаций о Достоевском, изображающих его исключительно как апологета Христианства, «великого пророка земли русской» и т.д., выделяется широко растиражированная статья протоиерея Геннадий Беловолова «Достоевский и Оптина пустынь», в которой автором создается образ Достоевского уже как равноапостольной величины, не просто верного сына Церкви, но как недалеко стоящего по заслугам от ее великих отцов прошлого, в подтверждение чего этим же автором одновременно ставится задача прославления Федора Михайловича в лики святых к предстоящему 200-летию со дня рождения писателя.




Кирилл Лавров в роли Ивана Карамазова. Сцена беседы со старцами


Жанр подобных материалов можно обозначить как «пропаганда основ православной культуры», на которую с недавних пор есть что-то вроде госзаказа. Соответственно, такие публикации по своей стилистике напоминают передовицы газет советского времени, только вместо насаждения принципов исторического материализма, величия и роли партии в строительстве светлого будущего и его идейного единства в этом с народом, вместо всего этого здесь насаждается столь же мифическая «православная культура», а в качестве ее «политбюро» выступает «великая русская литература», представляющая (как та химера) «единый организм» с Русской Церковью как Невестой Христовой. И вот в этом потоке жизнеутверждающего энтузиазма, в этой елейной патоке смешения мира и Церкви, дольнего и горнего, греховного и святого, особняком стоит статья протоиерея Геннадия Беловолова, где создание виртуальной реальности «православной культуры» отечественных «классиков» достигает уже таких уровней, куда мысль человеческая еще не ступала.


«Поездка Ф.М. Достоевского в Оптину пустынь в июне 1878 г. была одним из важнейших событий духовной жизни писателя. Вызванная личным переживанием смерти младшего сына Алеши, она во многом определила творческие идеи и характер романа “Братья Карамазовы”. Встреча с Оптинским старцем Амвросием подвела итог многолетним духовным и творческим исканиям писателя» (прот. Г.Беловолов. Достоевский и Оптина пустынь).


Как мы видим, реальный мотив поездки писателя в святую обитель довольно типичен: неординарное негативное событие личной жизни, а именно, большое горе в семье, с чем в подавляющем большинстве случаев и едут мирские люди в такие места, ища утешения… Те же, кто действительно ищет в монастырях духовного окормления, посещают их постоянно, не дожидаясь подобного повода. Приводимое следом в статье документальное свидетельство (пересказ Анной Григорьевной Достоевской впечатлений супруга от бесед со старцем Амвросием) убедительно демонстрирует, что мотив поездки носил ситуативный характер (то есть, был обусловлен пережитой трагедией и поиском утешения, в котором каждый человек остро нуждается в такой момент, а значит, все авансом сделанные заявления декларационного характера («одно из важнейших событий духовной жизни», «итог многолетних духовных и творческих исканий») оказываются не более чем выдаванием желаемого за действительное. Те, для кого встреча и общение со святыми на самом деле является «итогом исканий» и становится «важнейшим событием»,  таковые духовно прилепляются к ним, по крайней мере, возвращаются или стремятся еще не раз посетить их. Достоевский же, опять-таки, как большинство приезжающих к старцам со своей бедой, больше там не появился. Почему? – Потому же, почему это бывает у других: то есть, потому, что не нашел в Оптиной по-настоящему идейно близких себе людей, истинных единомышленников, носителей того же духа, носителем которого являлся он сам. По этой же причине и их образ, и их воззрения подверглись существенной трансформации в романе Достоевского. Реальная обитель святых пришлась не по душе, поэтому писатель сочинил свою. Это же так очевидно. То есть, автор в самом начале статьи делает совершенно голословные утверждения, идеологического характера, которые сам же невольно опровергает теми немногими документами, имеющими историковедческий вес, которые приводит. «Федор Михайлович, возвратившись в 1878 г. из Оптиной пустыни; там он беседовал со старцем Амвросием и рассказал ему о том, как мы горюем и плачем по недавно умершему нашему мальчику. Старец Амвросий обещал Федору Михайловичу “помянуть на молитве Алешу” и “печаль мою”, а также “помянуть нас и детей наших за здравие”. Федор Михайлович был глубоко тронут беседою со старцем и его обещанием за нас помолиться» (Достоевская А. Г. Воспоминания. М., 1971. С. 323).

Иными словами, в том-то все и дело, что для Достоевского поездка в Оптину «важнейших событий духовной жизни» не стала. Как и не подводила она никакого «итога многолетним духовным и творческим исканиям», имея конкретные причины, будучи обусловленной преходящими обстоятельствами. Встреча с Оптинскими старцами, действительно, могла стать переломной в духовной жизни писателя. Но, увы, никаких исторических свидетельств к такому выводу мы не находим. Более того, находим все новые и новые свидетельства, прямо опровергающие такой вывод как, мягко говоря, поспешный.

Уже в самой Оптиной, услышав искомые слова утешения от преподобного Амвросия и удостоившись от него лестного для христианина определения «это кающийся» (из которых протоиерей Геннадий, конечно, тут же делает окончательный и бесповоротный вывод о «сущности» Достоевского, относя их к «онтологической» характеристике самого духовного склада писателя, а не его психологического состояния в тот момент его жизни), Федор Михайлович не преминул вступить в дискуссию с тем же святым старцем по догматическому вопросу «адских мук», где известный гуманизм писателя, конечно же, много имел чего возразить «схоластическим» представлениям преподобного Амвросия, оставляя их далеко позади по таким объективным параметрам «истинного христианства» как «всеотзывчивость и всепрощение», «всечеловечность и всепримирение».  «С тогдашним знаменитым старцем отцом Амвросием Федор Михайлович виделся три раза: раз в толпе при народе и два раза наедине – и вынес из его бесед глубокое и проникновенное впечатление» (Достоевская А.Г. Воспоминания. М., 1971. С. 323). Отсюда можно сделать вывод, что первая личная беседа старца и писателя была, конечно же, посвящена тому, что было у посетителя на сердце, то есть, той скорби, с которой Достоевский приехал в пустынь (после чего и сказано было «это кающийся»). Вторая же беседа Достоевского (уже с Соловьевым) как раз и была посвящена более общему и «спорному» богословскому учению об участи умерших грешников, сам характер и поведение писателя в ходе которой говорит о том, что этот «кающийся» не был, что называется, кающимся «по жизни», что это у него довольно быстро проходило, потому что богословствующий не есть кающийся, а уж тем более «богословствующий» так, как это делал Федор Михайлович (подробно о богословской составляющей имевшего в Оптиной спора об «адском пламени» и том, как это отразилось в последнем романе Достоевского, можно прочесть в статье «Вечные муки гностического ада»).

По-другому (то есть, в другой последовательности) просто не могло быть: невозможно сказать «это кающийся» о своем оппоненте по итогам богословской полемики с ним. «Д. И. Стахеев, со слов В. С. Соловьева, вспоминал: “Федор Михайлович Достоевский, например, вместо того, чтобы послушно и с должным смирением внимать поучительным речам старца-схимника, сам говорил больше, чем он, волновался, горячо возражал ему, развивал и разъяснял значение произносимых им слов и, незаметно для самого себя, из человека, желающего внимать поучительным речам, обращался в учителя”. По рассказам Владимира Соловьева (он был в Оптиной пустыни вместе с Достоевским), таковым был Федор Михайлович в сношениях не только с монахом-схимником, но и со всеми другими обитателями пустыни, старыми и молодыми, будучи, как передавал Соловьев, в то время в весьма возбужденном состоянии, что обыкновенно проявлялось в нем каждый раз при приближении припадка падучей болезни» (Стахеев Д.И. Группы и портреты. Листочки воспоминания: О некоторых писателях и о старце-схимнике / Ф.М. Достоевский в забытых и неизвестных воспоминаниях современников. СПб., 1993. С. 246). Как это совместить с отзывом святого Амвросия о Достоевском? На первый взгляд, это взаимоисключающие вещи. По этому пути и идет прот. Геннадий Беловолов, заведомо и полностью отвергая развернутое свидетельство очевидца (Владимира Соловьева) в пересказе Стахеева как инсинуацию либералов и «догматизируя» вырванное из контекста слово преподобного Амвросия («это кающийся»).

«К воспоминаниям Стахеева нужно относиться достаточно осторожно. Скорее этот рассказ отражает впечатление, произведенное паломничеством Достоевского в монастырь на русскую либеральную общественность, к которой относился Стахеев» (прот. Г. Беловолов. Достоевский и Оптина пустынь).

Но какое же это «впечатление»? Дано описание самого характера «сношений», самой манеры поведения человека, наглядно демонстрирующее его внутреннее состояние, рисующее его объективный духовный облик. Никакими «впечатлениями» такие живые подробности событий передать невозможно. Поэтому ни словам святого Амвросия, ни словам Соловьева не доверять мы не имеем никаких оснований: и те и другие являются сведениями, имеющими равный удельный вес достоверных свидетельств, которые нужно принимать к рассмотрению и которые невозможно не учитывать в оценке этих событий, отдавая предпочтение одним и отрицая другие как не внушающие доверия, исходя из сугубо идеологических установок, что выводит подобные оценки за круг серьезной литературы, сводя их научную ценность к нулю. Потому что единственное объяснение таких противоречивых свидетельств прямых участников тех событий заключается в складе характера Достоевского, который, как всякий неврастеник, весьма быстро (или «вдруг», как это называл сам писатель, потому что слово «вдруг» буквально самое употребляемое у него) переходил от одного настроения к противоположному, поэтому, в частности, мог раскаяться и (как Раскольников, Ставрогин, Версилов и т.д.) следом «забрать назад» свое раскаяние, передумать, одним словом.

«…Это такой человек... его через час опять переисповедать надо будет! Вот какой это человек!» (Достоевский Ф. Бесы / Д.,X, 505).

Однако вступившему на путь «пропаганды основ» выйти из этой колеи чаще всего не представляется возможным. Поэтому «передовая методология» выборочного доверия имеющимся историческим документам в статье протоиерея Геннадия Беловолова выдерживается до самого конца. Как Достоевского, которого «понесло» проповедовать пелагианское и социал-хилиастическое самоспасение («нравственное самовоскрешение» личности и общечеловеческое «превращение государства в церковь») в своем последнем романе, приписывая это «истинное христианство» изображаемым там оптинским старцам (или, опять же, как понесло его спорить о «вечных муках» в кельи отца Амвросия) остановить мог только очередной эпилептический припадок, так же ничто уже не в силах остановить проводимого протоиереем Геннадием «партийного курса». В частности, ему приходится отвергнуть как недостаточно «достоверное» еще одно свидетельство имевшего места спора по догматическому вопросу, исходящее уже непосредственно из Оптиной.

«В 1995 г. в альманахе “Оптина Пустынь” были опубликованы “Записки” протоиерея Сергия Сидорова (хранящиеся в фондах Церковно-исторического музея Свято-Данилова монастыря), который был духовным чадом старца Анатолия (Потапова) и часто в начале XX в. приезжал в Оптину Пустынь. Во время посещения Оптиной Пустыни в 1916 г. ему удалось побывать в келье старца Амвросия, в которой тот принимал Достоевского. <…> “Отец архимандрит поделился с нами и своими интересными воспоминаниями. Он присутствовал при знаменитом споре Достоевского с отцом Амвросием о вечных муках, когда Достоевский и Владимир Соловьев в 1879 (sic! – Беловолов) году посетили старца” [Записки протоиерея Сергия Сидорова // Оптина Пустынь: Православный альманах. СПб.. 1996. Вып. 1. С.123].  Что это за спор? Был ли он или же это монастырская легенда?» (прот. Г. Беловолов. Достоевский и Оптина пустынь). 

Иными словами, «счастливая» ошибка мемуариста на год в датировке (отмеченная даже восклицательным знаком, словно вскрикиванием комментатора от радости) – это веское основание ставить под сомнение и все остальное, что он приводит. А то, что преподобный Варсонофий Оптинский в приводимом следом (решающем в аргументации прот. Геннадия) доказательстве святоправедности  Достоевского дважды называет своего духовного отца преподобного Амвросия «батюшкой Макарием» (почившим за восемнадцать лет до приезда туда Достоевского) – это ничего не меняет.

Подкорректировать приходится как не вписывающийся в сочиняемое «житие» Достоевского и еще один приводимый тем же протоиереем Сергием Сидоровым исторический факт:

«Мемуарист утверждает, что в келье среди других хранились автографы Достоевского (трудно сказать, что имеется в виду, возможно – роспись в гостиничной книге посетителей)» (прот. Г.Беловолов. Достоевский и Оптина пустынь),

потому что как-то… не того… получается, чтобы приехавший в святую обитель «кающийся» начал, словно какая-то суперзвезда на гастролях, тамошним насельникам автографы раздавать (что так похоже на реального Федора Михайловича). 

Следующим очевидцем и косвенным участником описываемых событий того времени, к словам которого нужно относиться с особенной «осторожностью» (то есть априори им «не доверять» как уже прямо враждебным «курсу», которого автор строго держится) являются слова К. Леонтьева.

«Прежде всего, о суждениях, ставших широко известными благодаря передаче и интерпретации К. Н. Леонтьева. <…> Приведем эти известные пассажи из писем И. И. Фуделю и В. И. Розанову, которые в контексте настоящей темы могут восприниматься иначе» (прот. Г.Беловолов. Достоевский и Оптина пустынь). [Кто бы сомневался в их способности «восприниматься иначе» в правильном контексте]. «А когда Достоевский напечатал свои надежды на земное торжество христианства в “Братьях Карамазовых”, то Оптинские иеромонахи, смеясь, спрашивали друг у друга: “Уж не вы ли, отец такой-то, так думаете?” [Письмо к И. И. Фуделю от 19-31 января 1891 г. / Леонтьев К. Н. Избранные письма. 1854-1891. СПб., 1993. С. 554]. “В Оптиной “Братьев Карамазовых” правильным православным сочинением не признают, и старец Зосима ничуть ни учением, ни характером на отца Амвросия не похож. Достоевский описал только его наружность, но говорить заставил совершенно не то, что он говорит, и не в том стиле, в каком Амвросий выражается” [Письмо В. В. Розанову от 8 мая 1891 г. / Там же. С. 568]. Леонтьев услышал в Оптиной то, что хотел услышать. Настораживает анонимность приводимых Леонтьевым оценок: “отец такой-то”» (прот. Г.Беловолов).

Позвольте, но ведь «отец такой-то» – это просто словестный оборот, опускающий несущественные в данном случае подробности (которые ничего не скажут Розанову), чтобы это не мешало передачи сути. Это же так очевидно. Зачем же так откровенно уже лукавить? Леонтьев был лично знаком с обитателями пустыни и легко мог назвать их имена и точно атрибутировать слова, если бы это понадобилось. Если о ком во всей этой истории и можно сказать, как о том, для кого встреча со святым Амвросием стала «важнейшим событием духовной жизни» и «итогом многолетних духовных и творческих исканий», то таковым и был здесь не кто иной, как Константин Леонтьев, для которого старец Амвросий стал духовником. В сравнении с Леонтьевым Достоевский побывал в Оптиной, можно сказать, проездом. Так, даже из тех двое суток, которые он там пробыл, часть дня он выделил на посещение жившего неподалеку своего бывшего соратника по обществу Петрашевского Н.С. Кашкину, как того требовали религиозно-синкретические принципы почвеннической «всеотзывчивости», потому что «заслуженные деятели культуры» (тем более – «пострадавшие за святое дело» грядущего «русского социализма») в этой системе координат не менее ценные сотрудники созидаемой общими усилиями «всечеловеческой гармонии», чем подвизающиеся в скиту ортодоксальные старцы. Леонтьев же бывал в Оптиной не просто регулярно, но и сам со временем принял там постриг непосредственно от святого Амвросия, благословившего его отправиться на жительство в Троице-Сергиеву Лавру. И если о Достоевском, естественным образом горюющем об умершем сыне, святой Амвросий сказал «это кающийся», то своему духовному чаду Клименту (имя, с которым он постриг Леонтьева) он перед смертью сказал: «Мы скоро увидимся» (Полное житие преподобного Амвросия старца Оптинского), о чем, по законам жанра, прот. Г.Беловолову в своей статье пришлось вообще умолчать. А учитывая то, что Леонтьев умер спустя месяц после своего духовного отца, это говорит о том, гдé они увиделись, и лучше всего объясняет, почему, будучи одного духа со святым Амвросием, Леонтьев оказался в такой острой полемике с богословствующим Достоевским, с которым (по этой же самой причине) оказался в полемике и сам преподобный Амвросий, стоило ему только поговорить с Достоевским чуть дольше обычно отводимого посетителям времени. Поэтому если предыдущие спекулятивные суждения прот. Г.Беловолов сводили научную значимость его работы к нулю, то его оценка свидетельств К. Леонтьева переводят ее уже в отрицательную плоскость недушеполезных по своему лукавству сочинений.

Обвиняя Леонтьева в надуманной «анонимности» приводимых им высказываний оптинских старцев о карикатурном изображении их в романе Достоевского, автор статьи пытается таким жалким полемическим приемом опровергнуть достоверность этих высказываний, тем самым, выступая апологетом созданного Достоевским кощунственного изображения святых. При этом, как уже было продемонстрировано, сам прот. Г. Беловолов пользуется такой «широтой» обобщений (шьет свое лоскутное одеяло такими нитками), что только диву даешься… Но верить во все это надо не задумываясь и непреложно. А к словам людей, которые все слышали собственными ушами и видели собственными глазами, следует относиться «достаточно осторожно», а именно, настолько «осторожно», насколько этого будет «достаточно» для того, чтобы у читателя сложилось нужное автору мнение.

Павел Павленко в роли старца Зосимы.

Павел Павленко в роли старца Зосимы «в роли» преп. Амвросия

Дальше – самое интересное.

«Старец схиархимандрит Варсонофий также [как Климент (Леонтьев). – А.Б.] был учеником старца Амвросия и, возможно, от своего учителя слышал диалог с Достоевским, который однажды достаточно подробно пересказал своим духовным чадам: “Достоевский <...> говорил  старцу Макарию (очевидно, что это ошибка, вместо “Амвросию”.  – Г. Б.),  что раньше он ни во что не верил”. Что же вас заставило повернуть к вере? – спрашивал его батюшка Макарий».

На что Достоевский ответствовал:

«Да я видел рай»

[здесь наверняка следовала мхатовская пауза для аплодисментов, ведь собеседник рая уж точно видеть не сподобился].

«Ах, как там хорошо, как светло и радостно! И насельники его так прекрасны, так полны любви. Они встретили меня с необычайной лаской. Не могу я забыть того, что пережил там, – и с тех пор повернул к Богу! – И действительно, повернул он круто, и мы веруем, что Достоевский спасен» (Беседы Схиархимандрита Оптинского скита Варсонофия с духовными детьми. СПб., 1991. С. 36).

Итак, экскурсия по раю как надежное средство обращения атеиста к вере, грешника – к Богу… Здесь мы имеем все основания возразить уже самому преподобному Варсонофию Оптинскому, которому (независимо от того, какому «Макарию» все это поведал Достоевский) принадлежит последняя фраза, то есть, благодушная оценка рассказа Достоевского как истинного «поворота к Богу». Потому что рассказ Федора Михайловича (в числе прочих его экзальтаций там, что, как мы помним, по свидетельству сопровождавшего его Соловьева, постепенно переходило в эпилептический припадок, вроде финального монолога Мышкина в «Идиоте») слишком похож на эпизод из «жития» какой-нибудь Терезы, в «бесовской прелести» подвизавшейся. Позитивно оценивать подобный духовный опыт – значит принципиально противоречить Священному Преданию Православной Церкви. «Однажды некоторые братия пришли в монастырь аввы Антония, чтоб посоветоваться с ним о привидениях, которые являлись им, и чтоб спросить его, с десной ли стороны эти видения или от диавола. Братия, отправляясь в путь, взяли с собою осла, который дорогою умер. Когда они пришли к старцу, и прежде нежели успели что сказать ему, он спросил их: “Отчего осел ваш умер на дороге?” Братия отвечали: “Откуда знаешь это, отец?” — Старец: “Демоны поведали мне”. — “А мы и пришли, — сказали братия, — спросить тебя и посоветоваться с тобою о подобном: нам являются привидения, которые иногда говорят по видимому правду; но мы боимся быть обманутыми”. Тогда старец сделал им увещание, чтоб они нисколько не внимали этим привидениям, потому что они — от диавола. Общее правило для всех: никак не увлекаться явлениями из мира духов, — признавать всякое такое явление тяжким искушением для себя. Ангелы являются одним святым человекам, и одни святые способны, будучи просвещаемы Божественною благодатию, различать святых Ангелов от диаволов. Диаволы, являясь человекам, наиболее облекаются в вид святых ангелов, окружают себя всевозможною благовидностию, чтоб тем удобнее обольстить, обмануть и погубить неопытных, самомнительных, глупо-любопытных. Великое бедствие — вступить в общение с демонами, принять в себя впечатления от них, — даже подчиниться одному влиянию их, которое, будучи привлечено собственным произволением человека, имеет особенное действие» (свт. Игнатий (Брянчанинов). Отечник. Полн. собр. творений. М., «Паломник», 2004. Т.VI. С.33-34). Все-таки если один преподобный говорит противоположное тому, что говорит другой преподобный (тем более что этот последний – Антоний Великий, и при этом другой великий святитель включает это в сборник избранных истин правоверия), то кто-то здесь говорит не то, что следовало бы сказать в этом случае.

А вот как характеризует этот типичный для Достоевского богословский лепет (о видении им «рая» в состоянии неверия) протоиерей Геннадий Беловолов:

«Здесь находится ценный материал для понимания “Сна смешного человека”…»

И тут едва ли не впервые мы можем с нашим сочинителем согласиться. Потому что в названном им произведении мы находим как раз то объяснение этого «ценного материла», которое и содержится в патерике преподобного Антония Великого, равно как и во всех других патериках, касающихся темы духовного общения с потусторонним миром неправильно подвизавшегося подвижника.

«Я был взят каким-то темным и неизвестным мне существом, и мы очутились в пространстве. <…> Мы неслись в пространстве уже далеко от земли. Я не спрашивал того, который нес меня, ни о чем, я ждал и был горд. Я уверял себя, что не боюсь, и замирал от восхищения при мысли, что не боюсь. <…> Я помню, что вдруг увидал в темноте одну звездочку. “Это Сириус?» — спросил я, вдруг не удержавшись, ибо я не хотел ни о чем спрашивать. — “Нет, это та самая звезда, которую ты видел между облаками, возвращаясь домой”, — отвечало мне существо, уносившее меня”» [знакомый прием, на правда ли: помните существо, прорекшее авве Антонию истину об умершем осле, чтобы тот блеснул перед братией прозорливостью]. «Я знал, что оно имело как бы лик человеческий. Странное дело, я не любил это существо, даже чувствовал глубокое отвращение. <…> “Ты знаешь, что я боюсь тебя, и за то презираешь меня”, — сказал я вдруг моему спутнику, не удержавшись от унизительного вопроса, в котором заключалось признание, и ощутив, как укол булавки, в сердце моем унижение мое. Он не ответил на вопрос мой, но я вдруг почувствовал, что меня не презирают, и надо мной не смеются, и даже не сожалеют меня, и что путь наш имеет цель, неизвестную и таинственную и касающуюся одного меня. Страх нарастал в моем сердце. Что-то немо, но с мучением сообщалось мне от моего молчащего спутника и как бы проницало меня. Мы неслись в темных и неведомых пространствах. Я давно уже перестал видеть знакомые глазу созвездия. Я знал, что есть такие звезды в небесных пространствах, от которых лучи доходят на землю лишь в тысячи и миллионы лет. Может быть, мы уже пролетали эти пространства. Я ждал чего-то в страшной, измучившей мое сердце тоске. И вдруг какое-то знакомое и в высшей степени зовущее чувство сотрясло меня: я увидел вдруг наше солнце! Я знал, что это не могло быть наше солнце, породившее нашу землю, и что мы от нашего солнца на бесконечном расстоянии, но я узнал почему-то, всем существом моим, что это совершенно такое же солнце, как и наше, повторение его и двойник его. Сладкое, зовущее чувство зазвучало восторгом в душе моей: родная сила света, того же, который родил меня, отозвалась в моем сердце и воскресила его, и я ощутил жизнь…» (Достоевский Ф.М. Сон смешного человека / Дневник писателя. 1877, апрель, гл.II / Д., XXV, 110-111).

Таким же примерно манером (то есть «вдруг») очутился однажды Федор Михайлович в Оптиной пустыни, чтобы «вдруг» уехать оттуда пару дней спустя и больше никогда там уже не появиться.  Потому что, как вернувшегося из космоса Гагарина ждала всемирная слава и толпы восхищенных поклонников (и особенно – поклонниц), аналогичная слава ждала вернувшегося из «рая» «верующим» Достоевского.

«Можно сказать, что Оптина [Галактика. – А.Б. Здесь и далее в квадратных скобках] приняла Достоевского [Гагарина] и запечатлела в своей памяти его образ. Более того, есть основание утверждать, что Достоевский [Гагарин] соединился с образом Оптиной [Галактики], так что уже невозможно понять и представить себе писателя [космонавта] без Оптиной [Галактики] или вне Оптиной [Галактики], как, впрочем, наверное, и Оптину [Галактику] нельзя представить без Достоевского [Гагарина]» (прот. Геннадий Беловолов. Достоевский и Оптина пустынь).

Таким образом, тенденциозное изложение о. Геннадием мотивов и обстоятельств посещения Достоевским святой обители никак не может рассматриваться как серьезная историковедческая работа, настолько очевидный пропагандистский, недостоверный характер она носит. Помимо политическо-идеологической аналогии, которые навивает такая манера подачи биографического материала, это еще можно сравнить с той корректурой, которую претерпела духовная жизнь Федора Михайловича в дневнике вдовы писателя (что, конечно, по-человечески, понятно и совсем непредосудительно). «… дневник [А.Г.Достоевской] не оставляет сомнения в равнодушии Достоевского к церкви, в то время как его молодая жена в каждом городе находила православную церковь и считала необходимым ее посещать. Достоевский не только ни разу не сопровождал ее, но и выражал недовольство ее усердием; в подлинной записи от 28 мая/9 июня А. Г. Достоевская рассказывает, как сурово встретил ее муж по возвращении из церкви и выговаривал ей, что она, торопясь к обедне, не прибрала в доме; в расшифровку вслед за этим вносится оправдательное разъяснение: “Федя чрезвычайно любит порядок и всегда его поддерживает”. В другом месте (30/18 июня) подлинная запись: “Сегодня я хотела идти в церковь, но Федя сказал, что это можно и отложить, и я осталась” — заменяется другой: “Сегодня я хотела идти в церковь, но опоздала и очень жалею” (А. Г. Достоевская, Дневник 1867 года. Издание подготовила С. В. Житомирская. (Литературные памятники). М.: Наука, 1993, с. 401; ср. сс. 62 и 108).

Другое дело, когда подобная подмена фактов используется как средство для сочинения ложного «жития». Канонизация Достоевского на основании такого или подобных жизнеописаний станет очередным этапом обмирщения Русской Церкви, еще одной вехой «православного аджорнаменто», то есть, уподобления ортодоксальной церковной жизни идеологии Второго Ватиканского собора, одним из зримых плодов которой стало как раз девальвация (даже по меркам католицизма) института святости. «Наибольшее количество блаженных и святых было провозглашено Иоанном Павлом II (1978-2005) – 476 святых и 1314 блаженных (его предшественники Иоанн XXIII и Павел VI канонизировали лишь 10 и 80 человек)» (Канонизация в Римско-католической церкви). «Католическая церковь причислила к лику блаженных Карло Акутиса, итальянского подростка, скончавшегося от лейкемии в возрасте 15 лет в 2006 году. Это первый случай за многие годы, когда католическая церковь причисляет к лику блаженных такого юного человека» (Папа римский причислил к лику блаженных подростка, который может стать покровителем интернета).

ноябрь 2019

P.S.

Как любопытное продолжение темы «Достоевский и Оптина» можно рассматривать еще один случай, который приводит тот же прот. Беловолов, где речь идет о еще одной попытке искусственного «вживления» Достоевского в святую обитель Русской Церкви, по сути, против его собственной воли.   

«Характерно, что многие инициативы в этом году носили неофициальный, народный характер. Показательным является пример Переславля-Залесского. Неважно, был там или не был Достоевский, но именно в этом городе был установлен один из самых значимых памятников нынешнего года, да и вообще один из лучших памятников Фёдору Михайловичу из всех известных. Благодаря стараниям монастыря, его настоятельницы игумении Евстолии, которая через Достоевского пришла к вере и Православию, был установлен удивительный мемориал Достоевскому. Он представляет собой раскрытую книгу из двух кирпичных стен в виде раскрытой обложки, из которой выходит писатель. Он несёт в руках свечу. На книге написаны слова Достоевского: «Мир есть рай, ключи у нас...» Писатель как будто боится, чтобы его свеча не погасла. Куда же он идет? Памятник поставили точно напротив Святых Врат монастыря. Достоевский идёт в монастырь, что соответствует сюжету его духовного развития. Как известно, многие свои искания он совершил в Оптиной пустыни и в «Братьях Карамазовых» монастырь старца Зосимы тоже является духовным контрапунктом романа и исканий героев писателя. Свеча становится емким символом его веры ,искания рая на земле... Памятник получился концептуальным. Достоевский, который приходит в обитель, то ли в Оптину, то ли в к старцу Зосиме... Никольский монастырь в Переславле-Залесском, в котором Достоевский вроде бы и не бывал, стал частью памятника писателю. Мемориал был открыт 11 июня 2021 года. В октябре в монастыре предполагалась большая конференция, на которую я также получил приглашение, но в последний момент в связи с ковидом были введены ограничения, и конференция прошла при минимальном количестве участников. В данном случае открытие памятника – это яркий пример народного почитания Фёдора Михайловича» (прот. Геннадий Беловолов. Аксиомы Достоевского).


Мемориал Достоевскому в Переславле-Залесском. Фото: Русская Народная Линия (из архива прот. Геннадия Беловолова).

Здесь то же самое, по сути, что и в случае Оптиной. Более того, если в той святой обители Достоевский все-таки побывал, пусть и «проездом», то в Переславле-Залесском монастыре уже точно нога его не ступала. Но в том-то и дело, что автору самочинного «жития блаженного Феодора» прот. Геннадию в обоих случаях уже «неважно был там или не был Достоевский». Потому что подобные «инициативы» (то есть, по канонизации Достоевского) уже «носят неофициальный», а именно, стихийный «характер народного почитания». Поэтому, наверно, Господу Богу и приходится сдерживать этот энтузиазм церковных масс одной из египетских казней, а именно, срывать эпидемией запланированные «духовные гуляния» в монастырях РПЦ.

ноябрь 2021

Александр Буздалов

 

Комментарии

Спасибо за статью. Я чувствую, что проблема Достоевского не решена адекватно и ясно в наше время. Вы были единственным, кого я знаю до сих пор, кто согласился на тяжелую работу по систематическому и последовательному разоблачению Достоевского. Тем не менее, я все еще думаю, что есть много, чтобы желать. Я новообращенный в Православие и помню великую и торжествующую пасхальную радость, переполнявшую меня, когда я впервые встал на духовные искания, наставленные святыми отцами. Только когда меня «надули» на чтение Достоевского в его дифирамбах, я впервые вкусил утраты благодати или восприятия благодати. То, что я прочитал, меня возмутило. Я ожидал трезвого повествования с перспективой преображения всего сущего, космоса, торжества праведности над грехом. Вместо этого я испытал необузданную страсть. Работа никогда не поднималась над грязью. Столько грязи и грязи - пьянства и чувственных образов. Был ли это тот, кого православные видели апостолом? Этот человек, чей нечистый ум отражался во всей его работе? Однако мне казалось, что эту утрату я пережил совершенно на собственном опыте. Все окружающие говорили с недоверчивыми возгласами похвалы и любви к писателю, говоря о том, что благодаря ему жизнь стала прекрасной и в них восстановилась вера в Бога. Этот контраст меня очень беспокоил. Я начал задаваться вопросом, не сошел ли я с ума. Не помогло и то, что многие святые и старцы написали целые книги, посвященные явному, действительно явному почитанию его, как, например, свт. Иустин Попович, митр. Антоний, Никон Воробьев. Это действительно привело меня в отчаяние. Кто я должен был идти против свидетельства святых и старцев? Не ошибся ли я в Православии? Я совсем все неправильно понимаю? Слава богу, когда я прочитал оценку Достоевского старца Анастасия Гриборенского, где он сказал, что Достоевский мог писать только зло, а добро никогда толком не понимал и не мог передать другим, это было в тот момент, когда моя душа воскресла против силы, зная, что не напрасно я чувствовал то, что чувствовал. Однако свидетельство других крайне проблематично, и я все еще не думаю, что уделяется достаточно внимания правильному решению этой проблемы (святых, любящих Достоевского). Без этого внимания наши хулители будут постоянно прибегать к своим показаниям против наших «простых, скромных» мнений. Рассматривали ли вы возможность публикации своих работ на английском языке? Я не носитель языка, и иногда мне очень трудно читать ваши работы. На самом деле, если бы не ты, я, наверное, думал бы, что я совсем один на свете без своего мнения. Я думаю, что эту информацию нужно больше распространять по всему православному миру, чтобы можно было больше диалога и «конфронтации» по этому вопросу.

Sophrony 2022-02-02 19:44:59 ++Рассматривали ли вы возможность публикации своих работ на английском языке?++ Если Вы имеете в виду мой перевод, то я, увы, английским не владею в такой степени. А если хотите сами попробовать перевести, то я не возражаю.

К тому же знаете ли вы представление о русских среди инославных и даже православных? Бывшие мне говорят - "если православие есть торжествующая победа греха над смертью и восстановление космоса, то почему русские такие унылые и холодные?" Многое из этого, вероятно, неверное истолкование совершенно другой культуры, но православные христиане выражают схожие чувства, хотя и только в положительном ключе. Например, в беседах с некоторыми моими любимыми святыми и старцами я обычно упоминаю афонских святых, которые действительно победили «ветхого человека» и существуют как «ангелы». Однако мне отвечают: «Я предпочитаю русских святых, потому что они более серьезны и менее радостны или «просты» и «невинны» в христианской жизни в мире». Теперь, конечно, я думаю, что они грубо искажают этих святых, как афонских, так и русских. Однако я думаю, что многое в этом языке заимствовано у Достоевского, где грусть надо смешивать с радостью, а грех с правдой для полноты. Иными словами, не быть «невинным, как голубь», а быть ироничным, едким, холодным, антигероическим. Вместо того, чтобы бороться с злыми помыслами, как учат старцы и святые, надо поселить в уме какое-нибудь зло, чтобы стать грозным и привлекательным как личность, «зрелым», а не «наивным». Вы видите это в писаниях Андрея Тарковского и других русских, где люди, в том числе и святые (такие, как Андрей Рюблев), говорят о христианстве самые глупые вещи, типа «люди, любившие Христа, вероятно, более всего ненавидели Его за то, что Он оставил «и люди, распявшие его, действительно любили его». То, что обычно ассоциируется с русскими, как-то непреодолимо и привлекает сегодняшних молодых православных своей «серьезностью» и провокационностью. Я вижу, что это тоже дело славянофильское, просачивающееся в православные круги. У многих православных, с которыми я общаюсь на Западе, в том числе и в США, сложился образ Православия, по сути представляющий превосходство России. По сути, Православие для них является имперской силой. жесткий и жесткий, ругаться, пить и танцевать с девушками, как солдаты, где мы грешим, но относимся к своему греху легко, поскольку полное искупление для нас невозможно. Но мы все равно ходим в церковь и молимся, потому что симбовский смайлик только жжет и эстетически очень утешает, но не меняет нашего внутреннего состояния. Фактически церковь существует как опора для украшения славы государства. Очень немногие стремятся на гору Фавор, чтобы созерцать лик Божий. Это очень земное и испорченное мышление, и я не могу не думать, что Достоевский виноват (как признают многие люди, любящие его и обладающие описанными мною характеристиками) или, по крайней мере, способствовал нагноению этой идеи. Он крайне непохож на истинных монахов и подвижников России, таких как преподобный Сергий Радонежский и преподобный Нил Сорский. Но, увы, люди этого не видят и даже приравнивают их друг к другу, и не помогает то, что с ними соглашаются и другие святые, как, например, святой Иустин Попович. Вот почему я сказал ранее, что на опровержение или объяснение этого явления было направлено недостаточно всестороннего внимания. Мне просто трудно поверить, что эти люди думают, что погрязание в собственном грехе и неблагополучии считается аскезой, когда афонские святые физически сражаются с сатаной лицом к лицу, а ведь как-то таковы "наивные". Между прочим, это не критика России, а тот идол, которого сделали из нее люди, особенно заблуждающиеся и обманутые православные, благодаря помощи Достоевского и тому подобных романтиков. Во всяком случае, это некоторые из вещей, которые беспокоили меня в моей голове. Пожалуйста, простите меня за очень плохое владение русским языком. Да благословит Господь вашу работу, которую вы предпринимаете для Его славы.

Sophrony 2022-02-02 20:16:52. Благодарю. Интересный взгляд западного православия на проблему. Только славянофильское ++превосходство России++ это просто гордость, сублимированная в патриотизм. На западе абсолютно то же самое было и есть. То же самое смешение святости с грехом, Церкви и мира и т.д. Наши славянофилы и почвенники всю эту "диалектику" у "просвещенного запада" и позаимствовали

Анна Григорьевна видела сон за несколько дней до смерти мужа: Достоевский в гробу. Его труп "накрыт золотой парчевой тканью ,ВДРУГ ткань загорелась и пламя охватило всего ФМ! Загорелась борода и тут я проснулась ," [записная книжка А Г Достоевской] Надеюсь вторая половина сна : ложная слава ФМ в виде золотой парчи, тоже сбудется, она сгорит . К посмертной славе Достоевский шел сознательно ,т.к она нужна ему была прежде всего для прокормления семьи, вот такая обыденная причина. ФМ и есть Сонечка Мармеладова. Цитаты из переписки найду позже.

По теме статьи Из письма ФМД Н А Любимову :"Спешу выслать Вам при сем книгу шестую «Карамазовых», всю, для напечатания в 8-й (августовской) книге <<Русского вестника». Назвал эту 6-ю книгу: «Русский ИНОК» - название дерзкое и вызывающее, ибо закричат все не любящие нас критики: «Таков ли русский инок, как сметь ставить его на такой пьедеста Но тем лучше, если закричат, не правда ли? ".... "....Не знаю только, удалось ли мне. Сам считаю, что и 1/10-й доли не удалось ТОГО выразить, ЧТО хотел. Смотрю, однако же, на эту книгу шестую как на кульминационную точку романа. Само - собою, что многие из поучений моего старца Зосимы (или, лучше сказать, способ их выражения) принадлежат лицу его, то есть художественному изображению его. Я же хоть и вполне тех же мыслей, какие и он выражает, но если б лично от себя выражал их, то выразил бы их в другой форме и другим языком. Он же не МОГ ни другим языком, ни в другом духе выразиться, как в том, который я придал ему. Иначе не создалось бы художественного лица. Таковы, например, рассуждения старца о том, что есть инок, или о слугах и господах, или о том, можно ли быть * судьею другого человека, и проч. Взял я лицо и фигуру из древлерусских иноков и святителей....." Из письма К Победоносцеву [ где большие буквы-так в тексте] "А тут вдобавок еще обязанности художественности: потребовалось представить фигуру скромную и величественную, между тем жизнь полна комизма и только величественна лишь в внутреннем смысле ее, так что поневоле из-за художественных требований принужден был в биографии моего инока коснуться и самых пошловатых сторон, чтоб не повредить художественному реализму. Затем есть несколько поучений инока, на которые прямо закричат, что они абсурдны, ибо слишком восторженны. Конечно, они абсурдны в обыденном смысле, но в смысле ином, внутреннем, кажется, справедливы. Во всяком случае очень беспокоюсь и очень бы желал Вашего мнения, ибо ценю и уважаю Ваше мнение очень." Коротко о вере Достоевского из письма, по-моему Страхову. "Дьяволова идея могла подходить ТОЛЬКО K человеку-скоту, Христос же знал, что хлебом одним не оживишь человека. Если притом не будет жизни духовной, идеала Красоты, то затоскует человек, умрет, с ума сойдет, убьет себя или пустится в языческие фантазии. А так как Христос в Себе и в Слове Своем нес идеал Красоты, то и решил: лучше вселить в души идеал Красоты; имея его в душе, все станут один другому братьями и тогда, конечно, работая друг на друга, будут и богаты. Тогда как дай им хлеба, и ОНИ от скуки станут, пожалуй, врагами друг другу. Но если дать и Красоту и Хлеб..." По мне, Д презирает толкование святых отцов, читая святителя Тихона и беседуя с прп Амвросием , Д выдумал лишь уродливый образ своего "художественного" старца и пошлого инока, даже не интересуясь учением Церкви, не боясь оклеветать русское старчество, хотя великие святые рядом с Д служили и угождали Богу ,спроси их, выслушай! Нет. Сам "пророк"!

Цитаты из переписки с женой о том ,как "позарез" необходимо ФМ будущее признание его таланта. "Я всё, голубчик мой, думаю о моей смерти сам (серьезно здесь думаю) и о том, с чем оставлю тебя и детей. Все считают, что у нас есть деньги, а у нас ничего. Теперь у меня на шее «Карамазовы», надо кончить хорошо, ювелирски отделать, а вещь эта трудная и рискованная, МНОГО СИЛ унесет. Но вещь тоже и роковая: она должна установить имя мое, иначе не будет никаких надежд. Кончу роман и в конце будущего года объявлю подписку на «Дневник» и на подписные деньги куплю имение, a жить и издавать <<Дневник>> до следующей подписки протяну как-нибудь продажей книжонок. Нужна энергическая мера, иначе никогда ничего не будет. Но довольно, еще успеем переговорить и наспориться с тобою, потому что ты не любишь деревни.." "Видишь, Аня, пишу тебе, а еще речь не просмотрена окончательно. 9-го визиты И надо окончательно решиться, кому отдать речь. Всё зависит от произведенного эффекта. Долго жил, денег вышло довольно, но зато заложен фундамент будущего." "C этой поры наступает братство и не будет недоумений. "«Да, да!» закричали Все И Вновь обнимались, вновь слезы. Заседание закрылось. Я бросился спастись за кулисы, но туда вломились из залы все, а главное, женщины. Целовали мне руки, мучали меня. Прибежали студенты. Один из них, в слезах, упал передо мной в истерике на пол и лишился чувств. Полная, полнейшая победа! Юрьев (председатель) зазвонил в колокольчик и объявил, что Общество Люб<ителей> рос<сийской> словесности единогласно избирает меня своим почетным членом. Опять вопли и крики. После часу почти перерыва стали продолжать заседание. Все было не хотели читать. Аксаков вошел И объявил, что своей речи читать не будет, потому что всё сказано и всё разрешило великое слово нашего гения Достоевского...... .....Городской глава Третьяков благодарил меня от имени города Москвы.[венок из лавр] - Согласись, Аня, что для этого можно было остаться: это залоги будущего, залоги всего, если я даже и умру." "Анька, идол мой, милая, честная моя,  не забудь меня. А что идол мой, бог мой – так это так. " : «При полном реализме найти в человеке человека. Это русская черта по преимуществу, и в этом смысле я, конечно, народен (ибо направление мое истекает из глубины христианского духа народного), - хотя я неизвестен русскому народу теперешнему, но буду известен будущему» Записная тетрадь 1880г скромное размышление наедине с собой? Дети Достоевского повторили все страсти своего отца. Умерли от голода [сын Федор расточил имение на блудниц и азартные игры и от одиночества , так и не найдя дорогу в Церковь. Любовь не любила русских [не называла себя русской, отрицала и то что ФМ был русским] и не признавала ни одной идеи своего отца о русском народе. Однако ,горячо верить, дети были научены именно в знаменитого на весь мир, своего папу , этим они и жили. [ фашисты ,как почитатели ФМ, установили свою эмблему на могиле Любовь в знак почтения. Позже убрали родств.] Мать, Анна Григорьевна , столько сил потратив на приукрашивание [скрывала факты, во всем обвиняла себя] чуть ли не "идеального мужа" [её слова] , в сердцах пожелала смерти своей юной неблагодарной дочери Любе. .. Из дневника дочери [анкеты] видно что отец научил основательно её- лишь гуманизму и идее о вечности. Достоевский не разрешал А Г брать с собой на богослужение детей не от невежества. [Похоже, ФМ становилось плохо. Но это уже моё мнение] Достоевский , действительно хорошо понимал психологию и детскую и женскую, но без Бога, плодов она не принесла. Лучше ходил бы он с детьми к Обедни и два рубля подавал нищим. И так каждое воскресенье. Увы! Близко у родника - пил свои помои..справедливо!

Памятник Достоевскому очень неприятный. Красный кирпич, не сразу поймешь что это книга.. И Достоевский как бы в халате, бедра на уровне плеч... вспоминается из письма к другу:" я за эти годы сильно обабился". Большая голова идет в женский монастырь! Да, так оно и есть.. Проник уже на амвон! Хорошо что я с бабусями молюсь, мы не понимаем чавой-то он [батюшка] сказал про Фёдора? А кадры из фильма заставляют вскрикнуть:"мамочка!". Страшно-с .

"Очень немногие стремятся на гору Фавор, чтобы созерцать лик Божий" Этош ктош так учит!!! Похоже Протиерей Сергий Булгаков? И еще пишет гость: "любят русских святых у нас" Где у святителя Игнатия Брянчанинова о стремление души созерцать на Фаворе Лик Божий? У него все тома о созерцании своего недостоинства и стяжания страха Божьего! Это я не отвечю на чужой комментарий, у меня переживание вслух.

Фотиния 2022-02-03 13:24:40 ++Памятник Достоевскому... бедра на уровне плеч...++ Разные масштабы личностей

Я хотел спросить, рассматривали ли вы возможность связаться с другими издателями, которые могли бы перевести вашу работу на английский язык для более широкого распространения. Я очень рекомендую это начинание. Что же касается вестернизированного русского духа, то я постоянно стараюсь на него указывать. Русофилы будут постоянно настаивать на том, что такие личности, как Достоевский и Тарковский, выражают совершенно своеобразный, гармоничный и органичный восточный подход к социологическим и метафизическим вопросам, в противоположность рационалистическому, материалистическому, чувственному подходу Запада. И все же я должен постоянно спрашивать себя, какими глазами эти люди с мертвым мозгом проводят это различие? Точно в таком же темпе Достоевский читает французских романистов XIX века, декадентов и, с ноющим отчаянием и сомнением, экзистенциалистов. Как экзистенциализм является неотъемлемой частью древнерусского православного духа? Если бы Достоевский был действительно уникален, то его произведение читалось бы не как человек, приходящий к вере с теми же модернистскими посылками, что и тогдашний Запад, а говорило бы авторитарным, опытным голосом, основанным на абсолютном и подлинном мистицизме. традиции Церкви. Это было бы мужество и торжество, а не робость и неуверенность. Но он говорит как житель Запада, у которого был момент «эврики» к Богу. Как будто западные писатели не такие. Многие говорят одно и то же и описывают одни и те же переживания с помощью одних и тех же философских блужданий. Только потому, что Достоевский указывает пальцем на православную церковь, русофилы (которые, несмотря на свою культуру) считают, что он сказал что-то уникальное, тогда как на самом деле он всего лишь одел француза и немца в кофту. То же самое и со многими славянофилами. Западные русофилы постоянно насмехаются над тем, что для понимания искусства этих великих произведений литературы и кино надо иметь «русскую душу». Но я должен постоянно спрашивать себя, почему русская душа всегда выражается язвительно, пораженчески, разочарованно, уныло, совсем как западноевропейская? Почему Ницше и Фрейд находят в Достоевском родственную душу? Я верю, что святитель Тихон Московский и святитель Тихон Задонский, святитель Филарет Московский и святитель Иоанн Кронштадтский не имели этой русской души. Но эти западники будут настаивать на том, что этот «русский» компонент отличен и уникален, тогда как на самом деле, как показали славянофилы, он действует в тех же германских, романтических, идеалистических рамках, за исключением того, что власть сосредоточена в Москве, а не в Берлине, Париж или Лондон. Пока я здесь обсуждаю западное восприятие якобы истинной русской культуры, что вы думаете о Солженицыне?

Прости меня, Фотини, я не очень хорошо говорю по-русски и, может быть, неправильно написала. Я тоже не совсем понял ваш комментарий. Попробую еще раз объяснить. Идеал преображения, соединения с Божеством Христа через общение с Ним есть идеал на Афоне. Поэтому на вершине находится горный храм Преображения, где Христос явил апостолам на Фаворе Свою божественную славу. Верно, что не следует искать мистических событий, переживаний, и что только покаяние и воспоминание о своем недостоинстве есть истинный путь, и что Бог только открывает Себя по Своей воле. И все же в этом акте смирения мы умерщвляем ветхого человека и постоянно очищаем себя, а потому молим Бога в 50-м псалме: «Сердце чистое сотвори во мне и дух правый обнови во чреве моем. Возврати мне радость спасения Твоего... Бог не презрит смиренного сердца». Это радостная скорбь, сознающая свой грех без отчаяния и с надеждой на искупление. Русские романтики, вроде Достоевского, вместо того, чтобы считать свой грех необходимой частью своего «подвига», что они перегибают палку в этом самопознании жалости к себе, в признании своего недостоинства, предаются глупым и глубоким обидам, потому что это часть авантюризма. жизнь. . Это очень болезненное отношение, и, к сожалению, оно проецируется на русских святых, которые, по их мнению, очень трагичны и мрачны, мало выражая радость спасения. Очень похож на Достоевского, крайне депрессивен. Но именно поэтому я продолжаю задавать свой вопрос. Какие глаза и уши они используют, чтобы сделать эту странную оценку святых?

Sophrony 2022-02-03 ++Какие глаза и уши они (романтики) используют, чтобы сделать эту странную оценку святых?++ Собственные глаза и собственные уши, ув.Sophrony, они используют и ничего больше. То есть, лепят портреты и "идеалы" святых с себя как "истинных христиан", потому что другое христианство, святоотеческое, в частности, вообще недоступно для восприятия их плотского ума.

Sophrony 2022-02-03 ++что вы думаете о Солженицыне?++ Мне нравилось "Красное колесо" как качественная литература, когда я его читал когда-то. Его религиозными взглядами я особо не интересовался, но там, скорее всего, что-то однородное с Достоевским, эдакое вне- (или поверх- ) конфессиональное христианство, в общем, такая типичная поза творческой личности, интеллигента, смотрящего на Церковь сверху вниз или, в лучшем случае, как на равного себе по уровню духовного развития.

Sophrony 2022-02-03 14:49:32 ++Я хотел спросить, рассматривали ли вы возможность связаться с другими издателями, которые могли бы перевести вашу работу на английский язык для более широкого распространения++ Я открыт для предложений такого рода. Но сам просто не владею темой, то есть, не предполагаю даже, к кому с этим можно было бы обратиться.

Раб Божий имя рек , Достоевский любил описывать смерть, запах морга, припадки, услаждение отчаянием, в слюнях, судорогах, криках и стучание челюсти -ФМ находил привлекательность, иначе он стеснялся бы в каждом романе наделять гл.героя падучей. Вы что не понимаете что ФМ извращенец а не русский праведник? Про Фавор, я поняла. Конечно, надежда на Бога веселит сокрушенную душу , это вереый путь! Мерзко ,подобно Настасьи Филипповны ,мстить себе ,окружающим за своё несовершенство . Это путь к демонизму , упоение своей греховностью и страданиями-психич.заболевание а не обычное русское уныние. ПрпАмвросий чем больше болел тем веселей становился, Господь радовал его. А у ФМ и дети были больны[ А Г :"Федя в отца, всегда угрём,никогда не бывает весел" ] ФМ своё горе выдал за счастье, художественно талантливо т.к дьяволу иначе не соблазнить .

Узнала что оказывается ФМД СПЕЦИАЛЬНО не досказывал мысль и оставлял в неопределенности читателя, это был его литературный приём,"секрет."

Просмотрел статьи прот. Геннадия. Просто кошмар. Есть такой момент в биографии Достоевского, про который как-то забывают, а точнее специально замалчивают. Как выразился упомянутый протоиерей - "Голгофа сибирская". Вообще у многих почитателей сложилось представление, что после каторги ФМД обрёл веру, покаялся. А тут даже и до "Голгофы" дошло. А что же потом? А потом ФДМ в заграничной поездке проигрывает все деньги в рулетку (а куда ж ещё тащить свою обретшую веру душу после "Голгофы"?), и имея живой первую жену (смертельно больную на тот момент туберкулёзом, до этого последовавшую за мужем в ссылку) - заводит себе молодую любовницу. Вот такие плоды "Голгофы". Вот оно, перерождение человека, настоящее покаяние. Вообще, читая и биографию этого человека, и все восторженные статьи и работы о нём, не покидает одно чувство - мерзость. И ещё один момент. Я помню как-то читал работы Волгина про Достоевского, давным давно, будучи несколько других взглядов, но и тогда меня поражало эти попытки оправдания ФДМ. Автор готов оболгать всё и всех, лишь бы обелить своего героя. Меня просто возмущало, как дело петрашевцев ловко прекращалось в хитросплетениях автора в детскую шалость незрелых ребят, а великий Николай I оказывался тупым и невежественным солдафоном.

"ФМ своё горе выдал за счастье". Я имела в виду как раз это "счастье" - для восторженного и тонкого созерцания картины Рафаэля [источающий духовный блуд] , нужно [или: неизбежно] сперва окунуться в содомию, по мысли ФМ и он приглашает, завлекает причаститься своего духа через чтение "подробностей", через слияние всех сердец [духа] со всеми, т.к "все- дети" [П и Н] Трясение и стенания Каина отныне "голгофа" . Волшебным образом, читатель любит, сострадает и удивляется человеколюбию каинов: [все гл.герои романов ФМ]- убивают, блудят, совращают, льстят ,кощунствуют -по нежности своих сердец и бескорыстно!.. Как же не любить Фрейду великого писателя? И кто так умел? Посмотрите у Диккенса "Большие надежды" - Невесту обманул жених, она похоронила себя заживо в темной комнате с тараканами и мышами, упиваясь своими страданиями ,отмщая ненавистью, губя с собою и других. "Ради одного тщеславия"- горько заключает Диккенс. Грех-отвратителен ,очень наглядно показано и эти выводы оберегают читателя . А Достоевский смог бы эту невесту превратить в великомученицу, вызвать стресс читателей от сострадания к ней !Темную комнату с крысами и старую невесту у камина разгадывали бы в веках! - Диккенс так не умеет. Зло - всегда зло и жалость к старухе в фате не аннулирует это зло. [Сравнить у ФМ: Настасья Филипповна-невинная , закланная жертва. А по сути АФ-самоубийца из за нежелания смириться как и мисс Хэвишем] Или вот о Раскольникове, никак ненаумиляются любители каинова духа: :"Раскольников убивает не просто ради человечества (хотя и ради него тоже). Он убивает во имя Любви. Ради того, чтобы пострадать, чтобы умереть, чтобы убить смерть в себе и других." А.Г. Дугин "Имя мое - топор" Про литературный приём Достоевского: "Поставьте какой угодно парадокс, но не доводите его до конца, и у вас выйдет и остроумно, и тонко, и comme il faut,[13] доведите же иное рискованное слово до конца, скажите, например, вдруг: «Вот это-то и есть Мессия», прямо и не намеком, и вам никто не поверит именно за вашу наивность, именно за то, что довели до конца, сказали самое последнее ваше слово. А впрочем, с другой стороны, если 6 многие из известнейших остроумцев, Вольтер например, вместо насмешек, намеков, полуслов и недомолвок вдруг решились бы высказать всё, чему они верят, показали бы ясно свою подкладку разом, сущность свою, то, поверьте, и десятой доли прежнего эффекта не стяжали бы. Мало того: над ними бы только посмеялись."

Оставить комментарий

История идей

Книги «Конструктивная неопределенность» православного экуменизма

Книги Церковный коллаборационизм


ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Карта Сбербанка: 5469 4800 1315 0682