«Смертные грехи» Поместных Церквей
Дата создания:
Как уже многие осознали,
отлучение (посредством известных социально-политических факторов) от участия в
богослужениях и в Таинствах подавляющего большинства прихожан целых Поместных Церквей должно иметь за собой какие-то очень
серьезные духовные основания, поскольку события того масштаба в принципе не
могут не иметь промыслительной санкции (если, по слову Божьему, ее не имеет
даже падающий с человеческой головы волос). В частности, очевидный характер
прещения, наложенного Божьим правосудием на Русскую Православную Церковь в виде
сложившейся ситуации, говорит о том, что прегрешения ее чад носят не только
личный характер (вины каждого в чем-то своем, в персональных нераскаянных
грехах), но и грехов, вменяемых сразу всей Поместной Церкви. А таковыми, по
сути, могут быть только канонические преступления, расколы и ереси. И, к
сожалению, в поиске возможных причин данного промыслительного наказания сразу нескольких
Поместных Церквей не нужно обладать даром прозорливости, потому что они лежат
на поверхности.
Прежде всего, необходимо
сказать о том, что Вселенская Православная Церковь уже полтора года существует
в состоянии фактического раскола (прекращения евхаристического общения
ряда Поместных Церквей). И хотя вина в этом принадлежит, прежде всего,
Константинопольской Церкви, тем не менее, сам факт раскола лежит тяжким грузом
на всех.
Вторая возможная причина таких
серьезных нестроений – это канонические беззакония, открыто практикуемые в
Поместных Церквях в рамках проекта «восстановления единства христиан». Если внутренний
раскол между Поместными Православными Церквями, в основании которого лежит лишь
спор о юрисдикции и который, казалось бы, не так трудно было бы разрешить, вдруг
оказался таким принципиальным; то внешние (межконфессиональные) расколы, в
основании которых лежат ереси, осужденные Вселенскими и равночестными им Поместными
соборами, наоборот, расцениваются как малосущественные, тогда как для их
преодоления приходится идти на компромисс не только в области церковного права,
но и в области вероучения.
Так, совсем недавно было
совершено уже ставшее ежегодным экуменическое моление
с участием представителя ОВЦС Русской Православной Церкви и аналогичных
делегаций римо-католиков, лютеран, баптистов, монофизитов, несториан и др.
«инославных христиан». И это самое настоящее каноническое преступление,
нарушающее не только какие-то «уже неработающие» каноны «темного
средневековья», но и современные нормативные документы РПЦ. И ведь рано
или поздно за эти бесчинства придется отвечать. И вот, может быть, это время и
настало для Московской Патриархии?
Кроме того, само закрытие храмов для прихожан со стороны иерархии (то есть, то, как поспешно и безвольно она уступила светским властям, думающим лишь о человеческом, а не о Божьем) можно расценивать как каноническое нарушение, а именно, безосновательное отлучение народа Божьего от участия в богослужении и Таинствах.
И,
наконец, третье – это открыто исповедуемые в Церкви ереси. Здесь тоже, увы,
не нужно долго искать подходящие примеры, могшие повлечь за собой на
Русскую Церковь ныне переживаемый ею суд Божий. Просто заходишь на «Ютуб-канал»
– и видишь там новейшую (16.04.2020) лекцию заслуженного профессора МДА А.И.
Осипова под названием «Почему
необходимы были Страдания и Крестная смерть Христа?» с множеством
лайков и комментариев благодарных чад Русской Православной Церкви. И сразу
понимаешь, что сейчас Алексей Ильич будет в очередной раз опровергать
«юридический» догмат Искупления романтиски-иррациональными доводами так
полюбившейся ему ереси «нравственного монизма». Есть же Заключение Синодальной
библейско-богословской комиссии (Номер резолюции Святейшего Патриарха:
ПК-01/416 от 31.03.2016), где прямо говорится о том, что не должно профессору
впредь учить народ Божий данному зловерию. Есть определение
Константинопольского собора 1157 г. о том, кому и за что была принесена Жертва
на Кресте (а именно, Богу и в Жертву за человеческие грехи, а не людям и по
«любви», как в лжеучении Алексея Ильича). Есть множество святоотеческих
высказываний по этому вопросу, которые уже приводились бесчисленное количество
раз. Есть немало обличений «нравственного монизма» авторитетных богословов,
включая, например, прославленного Русской Церковью в чине святителя Серафима
(Соболева). Есть определение вселенского Символа веры, где говорится о том, за
что был распят вочеловечившийся Сын Божий. Есть, наконец, прямой ответ
Пространного Катехизиса свт. Филарета Московского на вопрошание профессора
Осипова «Почему необходимы были Страдания и Крестная смерть Христа?» (а именно:
«Бесконечной цены и достоинства добровольные страдания за нас безгрешного
Богочеловека и Его крестная смерть — есть полное исполнение Божия правосудия,
за грех осудившего нас на смерть, а также безмерная заслуга Спасителя, давшая
Ему право не нарушая правосудия подавать нам, грешным, прощение грехов и
благодать для победы над грехом и смертью» (§206)).
То есть,
лекция профессора Осипова (обучающего, напомним, будущий клир) фактически
отрицает догматическое учение Церкви. И за это тоже рано или поздно придется
(или – уже приходится) отвечать всем, кто попускает этому беззаконию
происходить в Русской Церкви.
Таким
образом, все три вида «смертных грехов» Поместной Церкви (каноническое
преступление, раскол и ересь) в текущей жизни Русской Церкви обнаруживаются.
Аналогично (или еще хуже) положение дел обстоит и в других Поместных Церквях,
переживающих сейчас то же самое прещение Промысла – закрытие храмов для
большинства прихожан, «разрыв евхаристического общения» с Самим Христом…
Александр Буздалов
Комментарии
У этой статьи нет комментариев