Меню

Все пути ведут в Ватикан

Дата создания: 

14/03/2022


Отношения Русской Церкви с Ватиканом до недавнего времени можно бы сравнить с тем, как складывались политические отношения РФ с Западом в этот же период. А именно, как мы можем воочию наблюдать в настоящий момент, несмотря на все желание правящих элит России интегрироваться в западную (либеральную) модель общественно-политической жизни и вопреки их готовности даже пойти на определенные жертвы своими традиционными ценностями и интересами ради этого, Кремлю так и не удалось избежать конфронтации с Западом, в свою очередь, априори не рассматривающим Москву как равноправного партнера в большой политике. Нечто подобное происходит и в церковной сфере: несмотря на экуменическую концепцию «восстановления единства церквей», которой Москва живет уже, считай, скоро как столетие, когда богословские «западники» (или романтики, что одно и то же) пришли к власти в Русской Церкви сначала на идеологическом, а потом и на уровне иерархии, скрытые авторитарные цели римского «экуменизма» пока не просматриваются только через «розовые очки» русского (романтического) «православного экуменизма» (как до последнего времени в упор не виделись аналогичные цели Запада политическим либерализмом российской власти).

Однако в настоящий момент в этой аналогии наметилось существенное изменение. Российская власть неожиданно (и, конечно, вынужденно) совершила исход из своего западничества, осознав, наконец, степень отрицания по отношению к себе со стороны «коллективного Запада». Тогда как внешняя политика РПЦ все еще продолжает питать эти романтические иллюзии о «многополярности», «взаимовыгодном партнерстве», «синергии» и т.д.

Политика компромисса во внешней политике Русской Церкви это одно из выражений ее общего обмирщения. «Соль, добрая вещь, но если соль потеряет силу, чем исправить ее? ни в землю, ни в навоз не годится...» (Лк 14:24). Отрадно на этом фоне возрождение (пусть даже вынужденное) гражданских добродетелей в Российском государстве и (отчасти) в российском обществе.  РФ сейчас в одиночку сражается против мировой «империи лжи» (В.Путин). А РПЦ занимает «миротворческую» позицию в этом Армагеддоне. В итоге христианские добродетели Русской Церкви настолько умалились в своем реальном содержании, что даже естественные (гражданские и политические) добродетели Российского государства стали экзистенциально «выше» их. Ведь Ватикан, по сути, в церковной геополитике это то же самое, что Вашингтон – в большой политике, то есть, сила, претендующая на тотальное мировое господство. Разница лишь в том, что первый «гегемон» еще находится на стадии симуляции «пастыря доброго», а второй уже снял эту «овечью шкуру» апостола гуманизма и показал свое истинное обличье инфернального цербера.

И вот Русская Церковь продолжает осуществлять свою «розовую» политику в отношении этого «остального христианского мира сего» и Ватикана как его центра. Происходит это по той причине, что в основе «православного экуменизма», как и в основе новой ортодоксии вообще, как мы уже не раз отмечали, лежит своего рода «богословское» шеллингианство, то есть, ложная проекция «немецкого классического» панентеизма в ортодоксальное богословие, от которого, разумеется, в результате такой спекуляции ничего не остается, кроме терминов, за которыми скрываются неогностические (квазирелигиозные) понятия «абсолютного идеализма». Поэтому, в частности, «инославие» (или то, что всегда было ересью, всякое церковное общение с которой было категорически противопоказано, как с духовной чумой) воспринимается здесь как «инобытие» Православия, то есть, как исторически легитимная форма единого Христианства, просто другая традиция толкования и поминания истин Евангелия, другая Церковь, в которой действуют те же самые Таинства, в которых подается та же самая спасительная Благодать, разве что в «меньшем количестве» (или «частично» в силу того или иного несовершенства данной традиции и в прямой зависимости от степени этого несовершенства). На деле же (или согласно традиционному учению Церкви, открытому ей Духом Святым), ересь имеет демоническое происхождение. А значит, пресловутый «инославный», которого романтически благодушный «православный экуменист» воспринимает как своего «младшего брата» во Христе, есть вольный или невольный слуга врага рода человеческого и врага Церкви (так же, как неонацистская Украина является лишь колонией тоталитарного Вашингтона и форпостом неофашистского Пентагона). «…не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак 4:4).

Таким причудливым образом сказывается «русское западничество» в области богословия. То есть, «православные экуменисты» как правящая элита Русской Церкви ищет стратегической «дружбы, партнерства и добрососедства» с такими лжехристианскими силами и такими квазиэкклезиологическими структурами, которые являются врагами Православной Церкви и Самого Бога на духовном уровне, что только скрывается до поры до времени за псевдохристианской риторикой, как сатанинский дух гностической геополитики скрывается за либеральной риторикой «генеральных ассамблей ООН», «миротворческих войск НАТО» и прочих террористических организаций. «…ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами?» (2Кор 6:14-16).

Поэтому, по сообщениям различных источников, владеющих ситуацией, в 2022 г. должна состояться вторая встреча Папы Римского и Патриарха Московского. Специально не называем имен, потому персоны в данном случае не имеют принципиального значения. То есть, даже если они волею Божией изменяться за этот период с той или иной стороны, намеченная встреча все равно должна будет состояться и может быть только скорректирована по срокам. Потому что контакты такого рода существуют в рамках долгосрочных экуменических проектов обеих сторон.

В частности, о подготовке новой встречи такого формата недавно заявлял посол РФ в Ватикане Александр Авдеев.

«”Сейчас готовится вторая встреча папы Римского Франциска и патриарха Кирилла. Скорее всего, она будет в июне-июле. Место встречи еще не выбрано, но, насколько я знаю, подобран хороший принцип для выбора места: встретиться там, где страдают, где страдают, в первую очередь, христиане", - заявил посол в пятницу в Генуе на семинаре, организованном общественной ассоциацией "Познаем Евразию". Авдеев выразил уверенность, что новая встреча предстоятелей двух церквей будет интересной и важной с точки зрения не только международных отношений, но и межцерковных связей» (Посол рассказал о сроках встречи папы Франциска и патриарха Кирилла).

Это и означает, что встречи такого рода важны для обеих сторон, в первую очередь, именно в аспекте развития «межцерковных связей», то есть, с экуменической точки зрения, где другие моменты, в частности, «страдания христиан», выступает только «хорошим принципом», или удобным поводом для встречи. Поэтому даже в самом тексте «Совместного заявления», подписанного папой Франциском и патриархом Кириллом после их первой встречи в 2016 г., тема «гонений христиан в современном мире» была на втором плане в отношении темы «восстановления единства церквей», проходящей рефреном по всему документу. Потому что помощь страдающим от насилия, претерпевающим притеснения, по определению, требует безотлагательной помощи. Ведь христиане в мире (как и русские на Донбассе) страдают и гибнут здесь и сейчас. Даже исходя из требований обыкновенной морали, не то, что евангельских заповедей, было бы довольно циничным планировать оказать им церковно-дипломатическую поддержку где-нибудь через полгода. Следовательно, если самих инициаторов такого рода встреч и «хорошего повода» для них это нравственно-щепетильное обстоятельство особо не беспокоит, это и означает, что основная повестка запланированного межцерковного контакта лежит совсем в другой плоскости, где спешка как раз совсем не к чему и, более того, даже способна навредить делу. 

«В православном народе существует очень большое предубеждение против католиков, и мы никоим образом не должны рисковать единством наших церквей и миром в наших церквах. <> нужно двигаться постепенно и спокойно, чтобы не вносить соблазн в сердца наших верующих» (Интервью митр. Илариона (Алфеева) итальянскому изданию «Il Messaggerо» (19.08.2018).

Поэтому если бы прекращение «гонений на христиан» действительно было основной целью таких встреч, то зачем бы, спрашивается, было так далеко ходить за «хорошими принципами» для них, так подолгу выжидать наилучшее время для них и искать подходящее место? Ведь христиане испытывают гонения за свою веру в юрисдикции самого Московского патриархата, и еще какие гонения! «Тема нарушений прав верующих УПЦ стала предметом широкого обсуждения на форуме ОБСЕ, сообщил глава Представительства УПЦ при европейских международных организациях. За последние годы у Украинской Православной Церкви насильно и со многими правонарушениями отобрали 122 храма и незаконно перерегистрировали в ПЦУ 220 приходов. Об этом глава Представительства УПЦ при европейских международных организациях епископ Барышевcкий Виктор (Коцаба) рассказал в интервью греческому ресурсу news-politics.com относительно его участия в ежегодном совещании ОБСЕ «Supplementary Human Dimension Meeting (SHDM) on Freedom of Religion or Belief», посвященном вопросам религиозных свобод и защиты прав человека. «В этом году от имени Украинской Православной Церкви я обратился к международному сообществу с призывом о содействии в прекращении продолжающегося нарушения прав верующих в Украине, – рассказал иерарх УПЦ. – Захваты храмов, избиения наших верующих, поджоги храмов, принятие дискриминационных законов, к сожалению, продолжаются, и мы крайне обеспокоены тем, что эти правонарушения не пресекаются украинскими властями должным образом» (Епископ Виктор назвал количество незаконно отобранных храмов и приходов УПЦ).

Тут бы, казалось, и подать свой голос папе Франциску и патриарху Кириллу, призвать, так сказать, мировое сообщество обратить внимание на эту проблему (как на геноцид русских на Донбассе)… Ан нет, на такой почве «межцерковные связи» едва ли удастся развить должным образом; скорее, наоборот, только обостришь имеющиеся здесь вековые противоречия… Потому что это ведь православные христиане гонения претерпевают, в том числе – от рук подконтрольных Ватикану украинских униатов.[1] Это, согласитесь, совсем не «хороший принцип» и совсем не то «место для встречи», которые устроили бы обе стороны «богословского диалога». Другое дело – христиане ближневосточных (нехалкидонских) конфессий как «третьей стороны». Это ли не лучший символ титанически созидаемого экуменического единства.

Потому что православные христиане канонической Церкви Украины (Московского патриархата), они ведь свои гонения за веру испытывали уже и во время подготовки первой встречи папы Франциска и патриарха Кирилла. «Епископ Виктор отметил, что подобные правонарушения по отношению к УПЦ начались еще в 2015 году, когда сторонники УПЦ КП захватили около 40 храмов, “при этом попытки захватов исчислялись сотнями”» (Епископ Виктор назвал количество незаконно отобранных храмов и приходов УПЦ). Однако в «Совместном заявлении» Москвы и Рима об этих гонениях ничего не говорится. Упоминается только политический конфликт на Украине, но его межконфессиональная составляющая принципиально замалчивается.

«Епископ Виктор отметил, что на форуме ОБСЕ в этом году тема нарушений прав верующих УПЦ стала предметом довольно широкого обсуждения. Так, по мнению ряда правозащитных организаций – нарушения прав верующих в Украине имеют те же причины, что и в Черногории и Северной Македонии. Во всех этих странах политики, находящиеся у власти, стремятся использовать религиозный вопрос для достижения политических результатов, хотят принудительно разорвать исторические и канонические связи верующих Черногории и Северной Македонии с Сербской Православной Церковью, а в Украине – с Русской Православной Церковью. В итоге это приводит к массовым нарушениям прав простых верующих. Поэтому нам приходиться убеждать международное сообщество в том, что необходимо подвергать публичной критике действия тех политиков и представителей власти, которые пытаются включить чувствительный религиозный вопрос в свои избирательные кампании и используют верующих для своих политических проектов», – пояснил глава Представительства УПЦ при европейских международных организациях» (Епископ Виктор назвал количество незаконно отобранных храмов и приходов УПЦ). Получается, даже на форму ОБСЕ гонению православных в мире уделили больше внимания, чем на встрече папы Римского и патриарха Московского… Это и означает, что тема «гонений христиан» используется в их «(церковно-)политическом проекте» только как предлог для совсем других целей и, в частности, экуменических. А значит, мифических, сюрреалистичных, совершенно деструктивных для Православной Церкви.


Однако если мы вернемся к аналогии большой политики и экуменизма как церковной политики, то продолжение этой аналогии будет означать, что планам русских «западников», или русских романтиков в церковной жизни, то есть, их стремлению антиканонически «восстановить единство церквей» не суждено будет сбыться, вопреки самым горячим порывам нескольких поколений «православных экуменистов», как на наших глазах рушатся аналогичные мечты «русского западничество» стать полноправной частью «мирового сообщества» в сфере геополитики. Никакого другого «единства» и «братства», кроме личного перехода в католицизм всех желающих филокатоликов Русской Церкви не уготовано Промыслом, то есть, не существует в природе этих вещей. Так же как никакой иной «интеграции в мировое сообщество» на наших глазах не остается для российских олигархов, правящих и культурных элит, кроме окончательной и бесповоротной их эмиграции и отказа от своей российской идентичности, потому что иного доступа к своим замороженным зарубежным активам уже не будет. «…ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк 12:34). И как здесь каждому придется выбирать для себя, с кем ему быть: со своим народом и своей родиной или со своими личными сбережениями; так и там (в политике экуменизма) в будущем неизбежно аналогичное обострение конфронтации до такого градуса, когда каждому нужно будет делать выбор по принципу «или-или», а не по диалектическому принципу «единства противоположностей» и «синтеза». «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф 5:37).

Александр Буздалов



[1] «Деятельность Украинской Православной Церкви официально запретили на территории Дрогобычского горсовета Львовской области. Соответствующее решение опубликовано на сайте городской администрации. Согласно документу, решение о запрете принято «с целью консолидации украинского народа», а деятельность УПЦ якобы «носит откровенно антигосударственный и антиукраинский характер». Также отмечается, что основанием для запрета послужило обращение общины местных униатов. Ранее деятельность УПЦ запретили власти Городка Львовской области» (Дрогобычский горсовет запретил УПЦ по просьбе местной общины УГКЦ). «Майдан организовали и устроили греко-католики, об этом открыто заявляют сами епископы УГКЦ. Например, в прямом эфире на украинском ТВ епископ Борис (Гудзяк), или их предстоятель Святослав Шевчук: “на 90% это была наша паства с Галичи”! Об этом величественно говорится в Католическом Университете (УКУ). Расстреляли сакральную жертву (сотню) для развязки братоубийства, те же греко-католики, нынешний греко-католический депутат спикер Верховной Рады Валерий Парубий. Гонения и провокации, антиправославные законы принимают в Верховной Раде те же греко-католические депутаты» (Неужели архимандрит Кирилл Говорун решил стать первым униатским «патриархом всея Руси»?). 

Комментарии

"Папа Римский Франциск посетил российское посольство в пятницу 25 февраля, чтобы лично "выразить свою озабоченность войной", - заявил Ватикан о необычном практическом папском жесте, который не имеет прецедентов. Обычно папы принимают послов и глав государств в Ватикане, и дипломатический протокол потребовал бы, чтобы министр иностранных дел Ватикана вызвал посла. Для Франциска, главы Ватикана, решение покинуть город-государство для посещения посольства России при Святом Престоле стало признаком его гнева по поводу вторжения Москвы в Украину и его готовности лично обратиться с призывом положить этому конец. Представитель Ватикана Маттео Бруни подтвердил этот визит. "Пресс-служба Святого Престола подтверждает, что Папа Римский отправился в российское посольство при Святом Престоле на Виа делла Конкилиационе, чтобы лично выразить свою озабоченность войной. Он пробыл там чуть больше получаса", - сказала Бруни. Франциск призвал к диалогу, чтобы положить конец конфликту, и призвал верующих объявить следующую среду днем поста и молитвы за мир в Украине. Но он воздержался от публичного призыва к России, предположительно из-за боязни вызвать антагонизм у Русской православной церкви".

"16 марта 2022 года при помощи средств удаленной связи состоялась беседа Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Римским Франциском. Со стороны Русской Православной Церкви в разговоре принял участие председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион. От Римско-Католической Церкви присутствовал глава Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох. Его Святейшество сердечно приветствовал Предстоятеля Римско-Католической Церкви, выразив удовлетворение в связи с возможностью организации разговора. Далее состоялось детальное обсуждение ситуации на украинской земле. Особое внимание было уделено гуманитарным аспектам текущего кризиса и действиям Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви по преодолению его последствий. Стороны подчеркнули исключительное значение продолжающегося переговорного процесса, выразив надежду на скорейшее достижение справедливого мира. Папа Франциск и Святейший Патриарх Кирилл также обсудили ряд текущих вопросов двустороннего взаимодействия. Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru"

Оставить комментарий

История идей

Книги «Конструктивная неопределенность» православного экуменизма

Книги Церковный коллаборационизм


ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Карта Сбербанка: 5469 4800 1315 0682