Меню

Блаженный Августин о справедливой войне

Дата создания: 

28/03/2022

«Молитва о мире» Бориса Гребенщикова. Фото: meloman.ru

Немало представителей Русской Церкви, включая духовенство, выступает сейчас, прямо скажем, с глуповатыми пацифистскими обращениями к российской власти об одностороннем «восстановлении мира на Украине», то есть, капитуляции, по сути, и превращении российских военнослужащих и коренных жителей Донбасса в живые мишени для укронацистов. 

«Патриарх ну вот почти решился пронести слово "братоубийственная война". То есть он сказал, что русские и украинцы это "один народ" и что нельзя допустить "того страшного момента, когда брат поднимет руку на брата". А я вот с ним соглашусь. Но я полагаю, что из этого очевидного, хотя и непроизнесенного по цензурным соображениям патриархом, слова должны следовать нравственные выводы. Важнейший из них: на такой войне преступны все приказы, кроме одного. Того, который отдал булгаковский полковник Алексей Турбин своим юнкерам: "Приказываю всем, в том числе и офицерам, немедленно снять с себя погоны, все знаки отличия и немедленно же бежать и скрыться по домам". Кроме того, "братоубийственная война" именно этим своим преступным статусом обнуляет все присяги. Если сдача в плен брату спасет жизнь другого брата – это не станет грехом. Иначе после успешного взаимного уничтожения их общий отчий дом останется пустым. А потом, протрезвев, можно будет вместе начать поиск того единственного, кто и отдал безумный приказ о начале этой войны, причем отдал по причинам, ведомым лишь его лечащему врачу» (Андрей Кураев. В поисках слов).

При этом, как это часто бывает, «новые ортодоксы» вольно или невольно, ведомо или неведомо, вторят так называемой «культурной элите», то есть, повторяют космополитические штампы небожителей отечественного шоу-бизнеса (потому, наверное, что слишком тесно сотрудничают с ними в своей миссионерской деятельности).

«Безумные действия политического руководства страны, толкающие нас к этой черте, неизбежно ведут к формированию в России массового антивоенного движения. Каждый из нас естественным образом становится его частью. Мы сделаем все возможное, чтобы предотвратить, а если это потребуется, то и остановить войну. Конгресс интеллигенции…» (Заявление сторонников мира против партии войны в российском руководстве).

«Как бы не велико было ваше желание войти в историю, не пытайтесь сделать это за счет смерти людей, которые вам доверяют. Не существует проблем, которые нельзя решить мирным путем; всегда есть решение, которое позволит избежать гибели людей. Будьте дальновидны: перестаньте натравливать одних людей на других, перестаньте врать своему народу ради кажущейся сегодняшней выгоды — завтра она приведет к несоизмеримо большим потерям» (Борис Гребенщиков, страница в  Facebook).

В связи с чем нелишним будет для сравнения привести высказывания блаженного Августина по этому вопросу, которые содержатся в его труде «О граде Божьем», его свидетельства о том, в каких случаях война не только не является греховным действием, но выступает несомненной добродетелью. 

«А между тем, если бы было у них хоть сколько-нибудь здравого смысла, они должны были бы все то, что  претерпели от врагов сурового и жестокого, приписать божественному провидению, которое обыкновенно исправляет и сглаживает войнами испорченные нравы людей, справедливую же и похвальную жизнь смертных в то же самое время этими поражениями упражняет, и по испытании или переносит их в лучший мир, или удерживает на этой земле ради пользы других» (кн.1, гл. I. Цит. по изд.: Блаженный Августин. Творения. СПб., «Алетейя», Киев, УИЦММ-Пресс, 1998. Т.3).

«…заповеди "не убивай" отнюдь не преступают те, которые ведут войны по велению Божию или, будучи в силу Его законов, т. е. в силу самого разумного и правосудного распоряжения, представителями общественной власти, наказывают злодеев смертью» (кн.1, гл. XXI).

«…вести войны и путем покорения народов расширять государство представляется делом хорошим для людей дурных, но для добрых — это только дело необходимости. Может это быть названо и делом хорошим, но только потому, что было бы хуже, если бы люди более несправедливые господствовали над более справедливыми. Но не подлежит сомнению, что иметь доброго и мирного соседа — большее счастье, нежели подчинять соседа плохого и воинственного» (кн.4, гл.XV).

«…несправедливо говорят, будто блага, к которым стремится этот град, не суть блага. Он стремится к земному миру ради своих земных дел: этого мира он желает достигнуть посредством войны. Ибо, когда он победит и не будет такого, кто оказывал бы сопротивления, тогда настанет мир, которого не имели ранее враждебные стороны, спорившие под гнетом бедности о тех вещах, которыми не могли владеть совместно. Тяжкие войны стремятся к этому миру, и то, что называется славной победой, достигает его. Когда побеждают те, которые боролись за справедливое дело, то кто станет сомневаться, что нужно радоваться победе и что настал желанный мир? Это — благо, и, несомненно, дар Божий» (кн. 15, гл. IV). 

Не правда ли, весьма подходит к конфликту Новороссии и Киева? «Несправедливость противной стороны вынуждает мудрого вести справедливые войны; и эта несправедливость должна вызывать скорбь в душе человека…» (кн..19, гл.VII).

Следующая цитата, противопоставляющая поведение язычников на войне и действия христиан, также оказывается весьма актуальной для нынешней ситуации.

«Итак, все эти опустошения, убийства, грабежи, пожары, страдания, совершившиеся во время последнего римского поражения, все это произвел обычай войны. А то, что совершилось по новому обычаю: что варварская необузданность оказалась кроткой непривычным для войны образом; что в качестве убежища народу, который должен был получить пощаду, были выбраны и указаны обширнейшие базилики, где никого не убивали, откуда никого не брали в плен, куда сострадательные враги приводили многих для освобождения, откуда не уводили в плен никого даже самые жестокие из них: все это следует приписать имени Христа; все это следует приписать времени христианскому» (кн.1, гл.IV).

«Варвары» в нашем случае – это, конечно, отморозки укронацизма, пытающие пленных и бомбящих мирное население противопехотными снарядами; а также союзнические им «миротворческие силы НАТО», равнявшие города с землей в Ираке, Афганистане, Йемене, Югославии, Ливии, Сирии и много, где еще, ради долларизации экономик этих стран и колонизации их политических систем, доступа к их энергоресурсам, расширения зоны присутствия НАТО и т.д.

 

г. Ракка в Сирии после бомбардировки американской коалиции  в 2017 г.

А то, что «следует приписать имени Христа», это беспрецедентные по гуманности действия ВС РФ по демилитаризации и денацификации Украины, ценой собственных жизней старающихся минимизировать угрозу для мирного населения.

Но, как было замечено блаженным, именно потому, что у всех наших пацифистов коллаборационистского толка невозможно обнаружить «хоть сколько-нибудь здравого смысла» (а порой и просто – хотя бы грамм совести), поскольку у них космополитизм (махаяна, эмансипация) головного мозга, то увидеть все эти различия для них не представляется возможным.

 

Александр Буздалов 

Комментарии

Люди, которые верили лжи, не могут просто так взять и расстаться с ней из-за крайней своей гордыни и самолюбия и поэтому находят себе оправдание обвиняя истину. Очень евангельская история...

Оставить комментарий

История идей

Книги «Конструктивная неопределенность» православного экуменизма

Книги Церковный коллаборационизм


ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Карта Сбербанка: 5469 4800 1315 0682