Меню

«Почему Церковь сейчас не со своим народом?» Объясняет профессор Осипов

Дата создания: 

30/03/2022

 


профессор богословия А.И.Осипов

Профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов в интервью Информационному агентству «SM-News» высказал свое мнение об отношении Русской Церкви к военной спецоперации ВС РФ на Украине.  

Сразу надо сказать, что к чести Алексея Ильича он не только разобрался в этом непростом вопросе и с гражданской, и с политической, и христианской точки зрения, но и публично озвучил свои правильные оценки, что немаловажно, учитывая его авторитет в Русской Церкви и острую необходимость консолидации российского общества перед лицом внешней угрозы. Позиция профессора Осипова четко обозначена в названии публикации:  «Русская Церковь не осуждает, а поддерживает спецоперацию».  

В частности, в свойственной ему популярной манере профессор верно отмечает превентивный характер действий ВС РФ, призванных ликвидировать реальную угрозу национальной безопасности (включая возможность применения укронацистским режимом Киева оружия массового поражения):

«…тот шаг, на который пошла Россия сейчас, является необходимым. И еще, слава Богу, схватили в последний момент. Все уже над пропастью стояло, еще миг, и хлынула бы на нас орда, еще какая орда. Хлынула на Россию. Посмотрите, что они даже со своими жителями там делают». 

Все это имеет уже документальные подтверждение: получены оригиналы соответствующих приказов, разоблачена деятельность финансируемых Пентагоном лабораторий по разработке биологического оружия, не говоря уже о широкомасштабной милитаризации и шовинизации Украины со стороны США не протяжении многих лет.  

Далее Алексей Ильич правильно обозначает истинный источник агрессии, адекватно изображая реальную геополитическую диспозицию, или основной расклад сил, поскольку коллективный Запад и прежде предпочитал воевать с Россией чужими руками, а здесь и вовсе сумел натравить на русских… других («бывших») русских, зомбировав их сознание нацистской идеологией.

«Посмотрите, какая ненависть сейчас пропагандируется не просто к России, даже как к государству, к русским! Русский человек, оказывается, это уже чудовище. А что было бы, если бы это совершилось НАТО?! Ура, все бы ждали вас, чтобы сокрушить и уничтожить Россию. <…> У Запада Россия всегда враг, начиная со времен Александра Невского».  

Поэтому, безусловно, действия РФ полностью оправданы и с точки зрения международного права, и с точки зрения христианской любви к ближнему, а именно, необходимости защиты жителей Донбасса, в отношении которых осуществлялась политика геноцида.

«Мы часто слышим, что добро всегда побеждает зло <…> Православие говорит, что Бог есть любовь. <…> Умный рассудительный человек прямо скажет: как бы это не было печально, как бы горько не было, это нужно было сделать».   

Все это, конечно, отрадно слышать из уст профессора МДА, потому что это совершенно справедливо. Проблема заключается лишь в том, что Алексей Ильич поспешил представить свою личную позицию как официальную позицию Русской Православной Церкви и патриарха Кирилла.  

Это несоответствие хорошо видно из следующего вопроса представителя прессы, вернее – из сообщаемой в нем информации.

«[Одобрительное] выражение позиции священнослужителей относительно спецоперации на Украине сталкивается с противодействием профильных синодальных советов. Речь, например, об архиепископе Питириме, поддержавшем решение Владимира Путина обеспечить безопасность России и русских, денацифицировать Украину. Его интервью для ИА “Регнум” было удалено по требованию РПЦ и восстановлено только после просьбы Администрации Президента. Почему церковь сейчас не со своим народом? Это вопрос задают и военные». 

Иными словами, официальная позиции МП находится в явном несоответствии с позицией РФ. В том-то и дело, что Русская Церковь не осуждает, но и не поддерживает спецоперацию на Украине, занимая принципиально нейтральную позицию, и призывая к «справедливому миру» без объяснения того, что именно она понимает под этим понятием. Поэтому Алексей Ильич и истолковывает эту официальную позицию МП так, как ему бы этого хотелось, пользуясь ее неопределенностью и наполняя ее своим собственным и, как было сказано, справедливым содержанием, в том числе – с христианской точки зрения.  

В частности, оценка проф. Осипова имеет под собой святоотеческое обоснование (что, прямо скажем, не всегда свойственно его лекциям как профессора богословия), находя подтверждение в учении блж. Августина о «справедливом войне и мире».

«Если бы христианская религия запрещала войны как таковые, то ищущим спасительный совет в Евангелии [воинам] было бы рекомендовано оставить оружие и уйти с военной службы. Однако им было сказано: “Никого не обижайте... и довольствуйтесь своим жалованием” (Лк. 3, 14). А коль скоро он [Иоанн Креститель] наказал им довольствоваться своим жалованием, то это значит, что он не возражал против военной службы». «”Он не напрасно носит меч; он – Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое” (Рим. 13, 4), точно так же их делом является поднимать меч войны ради защиты общественного блага от внешних врагов. Поэтому тем, кто наделен властью, сказано: “Избавляйте бедного и нищего, исторгайте его из руки нечестивых” (Пс. 81, 4); «согласно служащему поддержанию мира среди смертных естественному порядку необходимо, чтобы право задумывать и объявлять войну принадлежало тем, кто обладает наивысшей властью»; «истинная религия полагает мирными те войны, которые ведутся не ради превозношения или жестокости, но ради укрепления мира, наказания злодеев и утверждения добра» (блж. Августин. Против Фауста манихея. XXII. Цит. по изд.: Фома Аквинский. Сумма теологии. К.: «Ника-Центр», 2011). 

«Во время оно», в частности, в период Первой и Второй мировых войн, Русская Церковь, действительно, придерживалась этой позиции и молилась о победе русского оружия над внешним врагом.  «Приведенных положений из учения блаж. Августина достаточно, чтобы составить понятие об отношении великого христианского учителя к вопросу о войне и мире. Современная практика буржуазных и в особенности империалистических держав, именно практика США в международных отношениях, находится в непримиримом противоречии с учением блаж Августина. И немудрено: с самого образования современных штатов Северной Америки в их общественно-политический строй было внесено бесчеловечное “братоубийственное” начало» (свящ. В. Петров. Блаженный Августин о войне и мире. ЖПМ, 1953. №4. С.28-30). 

Однако, как было сказано, нынешняя позиция Русской Церкви по этому вопросу вообще и по ситуации на Украине, в частности, носит несколько иной характер, а именно, политически нейтральный. И вот встреча с этой реальностью (реальной позицией МП) становится большой неожиданностью для профессора Осипова.

«[Журналист] Почему церковь не молится за военных? Почему, как говорят, не дают поминать погибших на поле брани воинов? Есть слухи, что многие благочинные в телефонограммах просят не упоминать об этом военном конфликте.

[Профессор Осипов] Как это не дают?! Ну, что вы! Я просто этого не знаю. Вы для меня такие открытия делаете».

Далее Алексей Ильич приводит мотивы (опять же, весьма справедливые, то есть отражающие истинное положение вещей), которыми может быть продиктована такая церковная политика.

«Он [патриарх Кирилл] очень сдержан, говорит сдержанно. Почему? Поймите, пожалуйста, правильно: Украинская Православная Церковь — это Русская Церковь. Вы понимаете, до чего деликатно я выражусь таким словом: ситуация сложилась, когда нужно быть осторожным и сдержанным во всех оценках. Разве, у Патриарха есть осуждение того, что совершилось на Украине?! Нет, конечно! Но, очевидно, что реакция осторожна. Вспомните, как предстоятель Украинской Православной Церкви обратился прямо к Путину даже. <…> сейчас на Украине несколько епископов уже прекратили поминать Патриарха. Сколько священников прекратили поминать Патриарха. Понимаете, какая ситуация сейчас сложная. Это на грани чего она стоит? На грани раскола! Уже не просто с Константинопольским патриархом, который заехал, уже неизвестно куда. А уже внутри нас. Я думаю, что Патриарх Кирилл не спит и думает, что делать. Как решить эту проблему. Поэтому не удивляйтесь, нельзя делать вывод, что РПЦ молчит и ничего не делает...»

Действительно, вероятность нового раскола на Украине носит уже не потенциальный, а реальный характер, потому что непоминовение патриарха это и есть раскол. Но это осознанный выбор этих людей. С этим уже ничего поделаешь, и никакими компромиссами его не исправишь. Более того, занимая третейскую и выжидательную позицию МП рискует проиграть на обоих направлениях.

Здесь можно вспомнить Уинстона Черчилля и его классическую политическую дилемму «выбора между войной и бесчестием», или позором. Речь, напомним, шла о Мюнхенском соглашении 1938 г. между Германией и коалицией стран, включая Великобританию, которое предусматривало оккупацию территории Чехословакии нацистами в обмен на гарантии безопасности стран коалиции. Тогда Черчилль написал в частном письме: «Я думаю, что в следующие несколько недель придется выбирать между войной и позором, и я почти не сомневаюсь, каким будет решение». Но суть в том, что такое малодушие приводит к тому, что в итоге ты получаешь и бесчестие (как пособник беззакония), и сам не избегаешь войны с нацизмом, потому что после этого он приходит уже за тобой. В подобном положении находится сейчас и МП, рискуя и основательно подорвать своей авторитет в России (отказываясь прямо благословить войну с нацизмом), и потерять УПЦ, где уже вовсю идет процесс церковной «эмансипации» от Москвы (объявления автокефалии), и который вряд ли уже возможно остановить.

Александр Буздалов    

   

Комментарии

А И Осипов, по простоте, сказал правду. "Фома" поправит.

Сейчас мне стало смешно как модернистов отвергающих осуждение у Божественному правосудию, призивают к осуждение у земному человеческому правосудию (хотя оно и на сторона России), интересно потому что Осипов нет анти-юридиста сейчас как нсегда, а призивает к осуждение. Но конечно для него как всех модернистов "человеческими права" вьıше Божественнаго закона.

Оставить комментарий

История идей

Книги «Конструктивная неопределенность» православного экуменизма

Книги Церковный коллаборационизм


ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Карта Сбербанка: 5469 4800 1315 0682