Меню

Патриарх Кирилл впервые поддержал спецоперацию ВС РФ на Украине

Дата создания: 

04/04/2022

Патриарх Кирилл: Весь наш народ должен понять, что наступило время особенное

Фото: Российская Газета

До этого, напомним, все официальные заявления МП по этому вопросу были выдержаны в дипломатически уклончивом ключе, сводившемся к идее отделенности Церкви от государства. И вот эта политика церковного нейтралитета в государственных делах была отчетливым образом нарушена в Первосвятительском слове Предстоятеля Русской Церкви, произнесенном им 3 апреля 2022 года после окончания литургии в Патриаршем соборе в честь Воскресения Христова — главном храме Вооруженных сил Российской Федерации.

«Сегодня Отечество наше переживает непростое время. Сегодня вновь с наименованием «военный человек» связано пребывание не только в мирном состоянии, но также и пребывание на поле брани. К счастью, Отечество наше не так часто сталкивается с полем брани, но не иссякает приход в Вооруженные силы молодых людей, которые стремятся стать офицерами, которые стремятся посвятить свою жизнь защите Отечества. И если в мирное время это можно объяснить какими-то привилегиями или материальными соображениями, то в военное время служба в Вооруженных силах — это настоящий подвиг, а именно такое время мы сейчас переживаем. Служба требует готовности от каждого, кто принял присягу, защищать Родину, не жалея жизни своей; и поэтому сегодня особая молитва наша о Вооруженных силах, о наших воинах, с которыми связывается надежда на безопасность, на свободу, на подлинную независимость нашей страны.

Сегодня слово “независимость” часто прилагается почти ко всем странам мира. Но это неправильно, потому что большинство стран мира находятся сейчас под колоссальным влиянием одной силы, которая сегодня, к сожалению, противостоит силе нашего народа. И поелику это так, поелику там большая сила, то и мы должны быть очень сильными. Когда я говорю «мы», я имею в виду, в первую очередь, Вооруженные силы — но не только. Весь наш народ сегодня должен проснуться, встрепенуться, понять, что наступило время особенное, от которого может зависеть историческая судьба нашего народа.

Именно поэтому я сегодня именно здесь, в этом храме, совершал Божественную литургию — чтобы встретиться в первую очередь с представителями наших Вооруженных сил, обратиться к ним, а через них — ко всей нашей армии, к флоту, ко всем защитникам Отечества, чтобы они сознавали историческую важность переживаемого момента. Еще и еще раз хочу сказать: мы миролюбивая страна и очень миролюбивый, многострадальный народ, который пострадал от войн так, как мало кто из европейских народов. У нас нет никакого стремления к войне или к тому, чтобы делать нечто, что могло бы причинить вред другим. Но мы уж так воспитаны всей нашей историей, что любим свое Отечество и будем готовы защищать его так, как только русские могут защищать свою страну.

Когда я говорю эти слова, я вовсе не произношу какие-то пустые комплименты. Я отталкиваюсь от истории нашего народа, от истории наших Вооруженных сил. Ведь мы сломали хребет фашизму, который, несомненно, победил бы мир, если бы не Россия, если бы не подвиг нашего народа. Да поможет нам Господь и сегодня, чтобы мы, будучи мирными, миролюбивыми и скромными людьми, были вместе с тем готовы — всегда и при любых обстоятельствах — защитить свой родной дом» (Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 4-ю Великого поста после Литургии в главном храме Вооруженных сил РФ).

Это, несомненно, именно те слова и та позиция, которых большинство россиян ждали от Предстоятеля Русской Церкви с самого начала специальной операции, или более месяца. Мы слышим здесь все ключевые оценки этого события, которые озвучивает РФ.

Это, во-первых, отечественный характер данного конфликта, потому что под угрозу поставлена национальная безопасность, а значит, безусловно, добродетельный характер действий ВС РФ («это настоящий подвиг»), осуществляющих «защиту своего Отечества». Во-вторых, это борьба за суверенитет («независимость») не только России, ДНР и ЛНР, но и многих других стран и народов, находящихся в колониальном положении в отношении «хозяев денег» с Уолл-стрит («большинство стран мира находятся сейчас под колоссальным влиянием одной силы, которая сегодня, к сожалению, противостоит силе нашего народа»). То есть, это адекватная геополитическая картина, или  «этимология кризиса» (М.Захарова, официальный представитель МИД РФ).  И в-третьих, это оценка противостоящего ВС РФ киевского режима как нацистского («фашистского») по своей сущности, что еще раз подчеркивает и справедливый (правовой) характер репрессивных действий в отношении ВСУ, и отечественный характер этого геополитического противостояния для России, в целом (а именно, необходимость «защитить свой родной дом»).

Таким образом, та двусмысленная «молитва о восстановлении мира на Украине», которая до этого звучала (и продолжает звучать во всех храмах РПЦ) по благословению патриарха Кирилла, получает, наконец, однозначное толкование, а именно: этот долгожданный «справедливый мир» может быть установлен на Украине не иначе как в результате полного выполнения поставленных перед ВС РФ в этой спецоперации задач по демилитаризации и денацификации соседнего государства, а вовсе не путем какого-то компромисса в этом плане, «немедленного прекращения огня» обоими сторонами и т.п. «Поэтому сегодня особая молитва наша о Вооруженных силах, о наших воинах, с которыми связывается надежда на безопасность, на свободу, на подлинную независимость нашей страны».

Отсюда возникает вопрос, почему же так долго российским гражданам и российским военнослужащим пришлось ждать этих насущных слов поддержки и духовного окормления со стороны Русской Церкви? Или, другими, словами, что могло столь существенно скорректировать официальную позицию МП?

Первой (и главной) причиной, по всей видимости, является прямая просьба Администрации президента РФ выступить с таким заявлением, потому что о факте такого рода обращений сообщалось ранее. «[Одобрительное] выражение позиции священнослужителей относительно спецоперации на Украине сталкивается с противодействием профильных синодальных советов. Речь, например, об архиепископе Питириме, поддержавшем решение Владимира Путина обеспечить безопасность России и русских, денацифицировать Украину. Его интервью для ИА “Регнум” было удалено по требованию РПЦ и восстановлено только после просьбы Администрации Президента» (Русская Церковь не осуждает, а поддерживает спецоперацию).

Второй причиной может быть изменение ситуации в УПЦ МП, где все более усиливаются антироссийские настроения, распространяется раскольническая практика непоминовения патриарха Кирилла и все громче звучат инициативы в пользу провозглашения автокефалии. Лучшим индикатором в этом плане могут служить последние публикации известного украинского портала «Союз православных журналистов», который до этого придерживался строго канонической и ортодоксальной позиции, а теперь вообще перестал ставить «МП» после «УПЦ».

«Говоря о единстве Украины, нельзя не заметить, что организационно во всей стране существенно представлена только Украинская Православная Церковь. Именно УПЦ объединяет абсолютно все части Украины. Она осуществляет свою миссию и в Крыму, и на западе Украины, и на Донбассе и т.д. Конечно, в целом наше общество не очень религиозно и нельзя утверждать, что УПЦ является неким гарантом единства Украины. Однако, можно говорить, что без УПЦ наше общество стало бы гораздо более разобщенным. Но для того, чтобы сыграть объединяющую роль в возрождении Украины и становлении ее как цивилизационного центра, УПЦ сама должна остаться единой. Сегодня наша Церковь проходит очень серьезное испытание на прочность. Многие недруги предрекают ей распад. Предпосылки для этого есть» (УПЦ и «тренд для новой цивилизации»).

То есть, УПЦ МП сейчас находится в «свободном каноническом полете», прекратив поминать патриарха Кирилла и надеясь обрести церковную «незалэжность» и спасти мир на Украине и вообще явить пример подлинной ортодоксии... А поскольку основным мотивом «нейтральной» позиции МП в украинском конфликте до этого была именно опаска такие «самостiйные» настроения в УПЦ МП спровоцировать, то теперь, когда она политика не принесла ожидаемых плодов, не осталось смысла следовать ей и портить отношения с российским государством и раздражать российское общество. В частности, именно так прокомментировал это Первосвятительское слово Андрей Кураев в своем ЖЖ.

«Это можно считать его согласием на украинскую автокефалию» (Патриарх сегодня служит в ГХ ВС РФ).

Таким образом, изменение позиции МП вызвано не каким-то внутренним переосмыслением ситуации, но все теми же церковно-политическими обстоятельствами. Изменились обстоятельства – изменилась и позиция, и пацифистская «молитва о мире» стала, по сути, ортодоксальной молитвой о победе русского воинства в борьбе с внешней агрессией. Это означает, что в дальнейшем (при дальнейших переменах в политической конъюнктуре) официальная позиция РПЦ снова может быть скорректирована. На это указывают некоторые рудименты прежней (двусмысленной, третейской) церковной дипломатии, прозвучавшие даже в этом последнем Первосвятительском слове патриарха.

«Конечно, когда я говорю все это, я не перестаю чувствовать тревогу за всех людей, которые живут в тех местах, где сегодня происходят военные столкновения. Ведь все это — люди и народы Святой Руси, всё это наши братья и сестры. Но, как в средние века, желая ослабить Русь, разные силы сталкивали братьев друг с другом, погружая их в междоусобную брань, так происходит и сегодня. А потому нужно сделать все, что мы  только можем сделать, чтобы прекратилось кровопролитие и чтобы не было опасности междоусобной брани со всеми ее последствиями» (Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 4-ю Великого поста после Литургии в главном храме Вооруженных сил РФ). 

Здесь мы слышим явное противоречие тому, что патриарх сказал ранее. Потому что если ВС РФ противостоят фашизму на Украине, то есть, нацистскому режиму Киева, установленному путем государственного переворота и вооруженному Вашингтоном в рамках стратегического плана уничтожения России, то о каких «братьях» и какой «междоусобной брани» можно здесь говорить? Укронацисты – это укронацисты, то есть, военные преступники, не имеющие национальности и подлежащие либо трибуналу (в случае сложения оружия), либо ликвидации (в случае вооруженного сопротивления). Укронацисты – это такие же враги России и русского народа, как и русофобы всего мира. Если они когда-то и были «братьями» русских по крови, то давно уже утратили это родство по своей идеологии, или по духу. Как родитель, не исполняющий своих обязанностей (тем более – посягающий на жизнь и здоровье своих детей), лишается родительских прав, так и братья по крови перестают ими быть при подобных обстоятельствах. Поэтому говорить как о «междоусобной брани» и «братоубийственной войне» в отношении украинского конфликта, по меньшей мере, некорректно, а в некотором смысле и неправомерно в отношении действий российских Вооруженных сил, освобождающих территорию Украины от нацистско-глобалистской угрозы, представляющей опасность для народов всего мира.

Александр Буздалов  

Комментарии

В данной теме много сетей, не могу принять пропаганду ни с той стороны ни с этой, мы не модернисты и не махровые ура патриоты, любое решение(верное или ошибочное) ты враг народа даже в церковной среде, многие запуганы, когда ждут разумные слова отмалчиваются, а когда стоит запереться и с терпением поразмыслить действуют безрассудно , шиворот навыворот, по своему ,по человеческому , почему собой не занимаемся и занимались ли вообще оздоровлением общества (души) последние десятилетия , воруем , пьём, сплошное лихоимство, особенно в строительстве, в сферах продаж, это малая толика всех накопленных несчастий в нашем отечестве, и почему высокопоставленные чины поражены попрежнему пресловутом социализмом(либерализмом) хоть кто-то переподготовился по ,,идеологическим,, соображениям ни одного депутата!? Видится только как выйти из среды , что в своё время пророк Илия сделал , или как Псково-Печерский монастырь , игумен Корнилий был убит своими же , недоразумение , не думаю, репрессии, все может быть !! Не переубеждаю, за вашим творчеством слежу !

Слава Богу за все.По плодам узнаем, если дело от Бога, то устоит, если нет то тогда переговоры и второй виток эскалации конфликта (не одного ) по всему периметру обезпечен, тогда полное политическое, экономическое, рабство , тогда цивилизационный крах, тупик и кризис веры, паралич воли, оправдание любого греха, однополярный мир, НМП и царство антихриста. Пока не сказано о главном, не сказано о покаянии, о нависшей угрозе измены, о настоящем враге, о крестоношении, о уповании, о правде Божией, об истинном догматически духовном братстве во Христе Иисусе.Вообще грех жаловаться, чудо, что хотябы так, но и иллюзий в антигосударстве тоже быть не должно.

Когда враг мечтает о победе и все делает для того,чтобы выиграть битву, а другая сторона рассчитывает на мир и дружбу с "братским народом", то результат такого противостояния предугадать совсем не диво и для этого не надо обладать даром предвидения или сверханалитическими способностями...

Александр Вячеславович, как Вы отнесётесь к восстановлению тропаря Кресту в его ближайшем к первоначальному виде: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое. Победы благоверному президенту нашему Владимиру Владимировичу на супротивные даруя" и т.д.?

Спокойно отнесусь, о. Георгий. Не вижу канонических оснований к тому, чтобы быть против. Во-первых, он крещен. Во-вторых, участвует в богослужениях. А в третьих, недавно на концерте в честь воссоединения Крыма с Россией Путин процитировал сначала Св. Писание, а затем Св. Предание (св. адмирала Ушакова). Как говорится, чего мне желать еще? Чтобы он исихастом стал, может быть?

Послушайте нашего крещёного президента. Если то, что он говорит, православие, то я не неправославный. "Православная вера всегда нас сопровождала, она укреплялась, когда нашей стране, нашему народу было особенно тяжело. Были совсем жесткие богоборческие годы, когда уничтожали священников, разрушали храмы, но одновременно ведь создавали и новую религию. Коммунистическая идеология — очень сродни христианству, на самом деле. Свобода, братство, равенство, справедливость – это же все заложено в Священном писании, это все там есть. А кодекс строителей коммунизма? Это сублимация, это примитивная выдержка из Библии, ничего там нового не придумали. Ленина положили в мавзолей — чем это отличается от мощей святых для православных, да просто для христиан? Мне говорят: "Нет, в христианском мире нет такой традиции". Как же нет? На Афон поезжайте, посмотрите, там мощи святые есть, да и здесь тоже святые мощи Сергия и Германа. То есть по сути ничего нового тогдашняя власть не придумала, она просто приспособила под свою идеологию то, что человечество уже давно изобрело". ("Валаам": Владимир Путин о православии, коммунизме и вере). https://clck.ru/eVW83

О. Георгий, трудно ждать от президента ортодоксального богословия. Спасибо и на адекватной внешней политике, на вступлении, наконец-то, на путь суверенитета России... Как говорится, мудрому достаточно (то есть, и этого должно быть достаточно). Потому что от решении геополитических задач, которые сейчас решает российская власть, зависит в том числе и судьба Русской Церкви. Это самый практический вопрос: речь идет о том, кого Вы и я завтра будем поминать на Великом входе...

Кого я буду поминать на Великом входе, зависит только от меня.

Тогда нужно оставить и другим право молиться за президента

Оставить комментарий

История идей

Книги «Конструктивная неопределенность» православного экуменизма

Книги Церковный коллаборационизм


ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Карта Сбербанка: 5469 4800 1315 0682