Старческая немощь католицизма
Дата создания:
Папа Римский Франциск
Широкий резонанс в мире и в России получило интервью папы Франциска итальянской газете «Corriere della Sera». Неожиданным в нем стала некоторая доля критики в отношении Запада вообще и НАТО, в частности, распространение на них доли вины в этимологии украинского кризиса, что довольно резко контрастировало с обычной для западной пропаганды оценкой этой ситуации как полностью обусловленной агрессией Кремля. «Действия НАТО у границ России могли подтолкнуть Москву к началу специальной военной операции на Украине, заявил папа римский Франциск <…>.
"Возможно, лай НАТО у границ России привел
к реакции Кремля. Гнев, не знаю, был ли спровоцирован, но, вероятно,
способствовал", — сказал он» (РИА-Новости).
При этом, как видно
из контекста интервью, данный аргумент является лишь пересказом российской позиции,
которую понтифику озвучил патриарх Кирилл во время их общения по видеосвязи.
«Я разговаривал с Кириллом 40 минут через Zoom. Первые двадцать с картой в руках он зачитывал мне
все обоснования войны. Я выслушал и сказал ему: “Я ничего в этом не понимаю. Брат, мы не
государственные клирики, мы не можем использовать язык политики, но язык
Иисуса. Мы пастыри одного и того же святого народа Божия. Для этого мы должны
искать пути мира, чтобы положить конец обстрелу оружием”. Патриарх не может превратиться в путинского алтарника. У меня была
запланированная встреча с ним в Иерусалиме 14 июня. Это будет наша вторая
встреча лицом к лицу, ничего общего с войной. Но теперь и он соглашается:
давайте отложим, это может быть двусмысленный сигнал» (Corriere
della Sera).
В этом плане
разделение вины на обе стороны конфликта как политический компромисс, целесообразный
для текущих целей, можно сравнить с аналогичной трактовкой «великой схизмы»
православных и католиков, которая впервые прозвучала в Совместном заявлении папы
Франциска и патриарха Кирилла и стала
тогда не меньшей сенсацией.
«Мы разделены ранами, нанесёнными в конфликтах далёкого и недавнего
прошлого, разделены и унаследованными от наших предшественников различиями в
понимании и изъяснении нашей веры <…> Мы скорбим об утрате единства,
ставшей следствием человеческой слабости и греховности…».
Очевидно, что военные действия на Украине
значительно спутали экуменические планы Ватикана и МП на «восстановление
единства церквей». К существенным каноническим и богословским сложностям этого самого
по себе утопического проекта добавились еще большие политические противоречия,
поскольку церкви оказались, по сути, по разные линии фронта. Тем не менее,
количество сил и времени, потраченных на этот проект за последние полвека, не
позволяет Москве и Риму отказаться от него и в условиях текущего кризиса.
Отсюда и попытки главы Ватикана угодить
обеим сторонам конфликта, приведение доводов обеих сторон и просто уход от ответов
на острые вопросы.
«Не могу ответить на
вопрос, правильно ли снабжать украинцев оружием, я слишком далек от этого, – рассуждает Берголио. – Ясное дело, что оружие
испытывается на той земле. Русские теперь знают, что от танков мало толку,
и думают о другом. Для того и ведутся войны: для проверки произведенного
нами оружия. Так было во время Гражданской войны в Испании перед Второй
мировой войной. Торговля оружием — это скандал, против которого мало кто
выступает» (Corriere
della Sera).
Как это обычно бывает, двусмысленная «миротворческая»
позиция во время острого конфликта оказывается неудовлетворительной для противоборствующих
и там, и здесь. Более того, даже МП оказалась задета пересказом понтифика
обстоятельств его личной беседы с патриархом (и особенно, конечно, словами о «путинском
алтарном прислужнике») и вынуждена была это прокомментировать.
«Вызывает сожаление, что
полтора месяца спустя после разговора с патриархом Кириллом папа Франциск
избрал некорректную тональность для передачи содержания этого разговора. Такие
высказывания вряд ли будут способствовать налаживанию конструктивного диалога
между Римско-католической и Русской православной церквами, который особенно
необходим в нынешнее время", — говорится в разъяснении ОВЦС»
(РИА-Новости).
И если эта наметившаяся трещина в экуменическом
проекте Москвы и Рима, действительно, окажется в дальнейшем серьезной проблемой
для него, то, безусловно, это явится одним из самых больших бонусов специальной
военной операции на Украине. То есть, тень, пробежавшая между патриархом
Кириллом и папой Франциском в контексте решаемых Россией важнейших стратегических
вопросов своей безопасности, позволяет надеяться на оздоровление не только
политической, но церковной жизни в нашем отечестве. Как это уже неоднократно
бывало в русской истории, только война и пролитая на ней кровь оказывается способна
преодолеть накопившиеся противоречия и изжить приобретенные греховные навыки.
Что же касается Ватикана, то его роль в этой
геополитической игре больше всего напоминает, наверное, роль сегодняшней Турции. Стамбул сейчас тоже
пытается усидеть на двух стульях: будучи членом НАТО, с одной стороны,
поставляет (пусть и не официально, но через частные фирмы) вооружение Киеву и,
по всей видимости, предоставляет разведданные за счет развитой системы военного
мониторинга в Черном море; а с другой стороны – не желает отказываться и от
выгодного экономического сотрудничества с Россией. Но главное сходство политики
Ватикана и Стамбула сейчас – это, конечно, желание вернуть себе имперские позиции,
утраченные в последнее столетие, попытки поднять свой престиж в мире и
расширить сферу своего геополитического влияния. Отсюда – аналогичные инициативы
президента Турции Эрдогана по предоставлению миротворческих услуг,
неоднократные попытки выступить посредником между Москвой и Киевом в деле
урегулирования конфликта, в почетной роли той «высшей силы», которая вернет
мир и стабильность в регионе. Как и Стамбул, Ватикан стремится продвинуть свой
имперский проект, который является альтернативным не только и не столько в
отношении проекта «русского мира», сколько в отношении североатлантического
глобализма. Иными словами, католический проект оказывается скорее одним из тех
центров «многополярного» устройства мира, который пытается сейчас отстоять Кремль.
Поскольку уверенности в том, что в гностическом глобализме ему будет отведена заметная
роль, нет уже и у самого Ватикана.
«Не нравится папе и убежденность [протестантского] Запада
в своем превосходстве и праве учить и наказывать другие народы и цивилизации,
организуя новые "крестовые походы". Причем в подтверждение своей
позиции Франциск в прошлом августе в интервью испанской радиостанции Cadena
COPE привел понравившуюся ему цитату:
"Нужно прекратить
безответственную политику навязывания извне чьих-то сторонних ценностей и
попыток строить в других странах демократии по чужим моделям, не учитывая
исторические, национальные и религиозные особенности и полностью игнорируя
традиции других народов".
Папа сообщил, что это слова Ангелы Меркель,
которую он назвал "одним из величайших политических деятелей мира", и
они отражают и его отношение к ситуации, которая сложилась в мире после ухода
США из Афганистана (именно об этом его и спрашивали). Цитата в самом деле
хорошая, вот только произнесла эти слова не канцлер, а… принимавший ее в
Москве Владимир Путин» (РИА-Новости).
И это уже что-то из репертуара старика Байдена (кстати, католика, что тоже весьма символично в данном случае).
Потому что цитировать президента России как канцлера Германии – это уже
настоящий маразм. Что и является подходящим диагнозом нынешнего состояния
католической религии.
Александр Буздалов
Комментарии