«Восстановление единства христиан»
Дата создания:
Одним из самых
интригующих решений Архиерейского собора 2017 г. (наряду с судьбой Проекта
нового Катехизиса) должна была стать отложенная оценка РПЦ документов Критского
собора. И, наконец, такая оценка была дана:
«39.
Анализ документов Критского Собора, проведенный по поручению Священного Синода
Синодальной библейско-богословской комиссией, показал, что некоторые из них
содержат неясные и неоднозначные формулировки, что не позволяет считать их
образцовыми выражениями истин православной веры и Предания Церкви. Это особенно
относится к документу “Отношения Православной Церкви с остальным христианским
миром», который не был подписан 2/3 членов делегации Сербской Православной
Церкви, а также отдельными архипастырями ряда других Поместных Церквей,
принимавших участие в работе Собора на Крите, что свидетельствует о
значительном разномыслии в отношении этого документа даже среди участников”».1
Какие именно
формулировки данного документа не соответствуют Преданию Церкви,
конкретизировали ранее в своих докладах патриарх Кирилл и председатель СББК
митрополит Иларион (Алфеев).
«Анализ
документа “Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром”
показал, что в целом он претерпел изменения в лучшую сторону с учетом
высказывавшейся в его адрес критики. Так, в документ было внесено важное
упоминание об отвержении униатства. “Тем не менее, многие формулировки остаются
не вполне ясными и удовлетворительными, они могут быть поняты в том смысле, что
речь идет о восстановлении единства христиан, а не о восстановлении единства с
Церковью отделенных от нее христианских сообществ, ― указал Его Святейшество. ―
Некоторыми критиками документа именно так и был прочитан этот соборный текст. К
сожалению, наши поправки не были учтены”».2
«Как
отметил председатель Синодальной библейско-богословской комиссии, принятые на
Крите документы можно разделить на три категории в зависимости от их отношения
к проектам, рассмотренным ранее Архиерейским Собором 2016 года. Первая из них ―
это документы, которые были приняты Критским Собором без внесения существенных
содержательных поправок. <…> Ко второй категории относятся документы,
принятые Собором с существенными содержательными поправками. Это документы
“Православная диаспора”, “Отношения Православной Церкви с остальным
христианским миром”, “Таинство брака и препятствия к нему” и “Миссия
Православной Церкви в современном мире”. Документ “Отношения Православной
Церкви с остальным христианским миром” вызвал более всего критических замечаний
в православной среде после его публикации. <…> Особую критику вызвали
следующие формулировки: именование в документе инославных сообществ “церквами”,
выражения “поиск” или “восстановление” единства христиан. Поправки,
предложенные Русской Церковью, отражали эту обеспокоенность, но не были в
полной мере учтены Критским Собором».3
Итак, критичность
оценки РПЦ экуменического документа Критского собора, конечно, не может не
радовать. Омрачает эту радость лишь то, что в связи с данным решением возникает
весьма серьезная проблема, о существовании которой, возможно, не догадываются
сами участники собора, что, собственно, и является мотивом данной работы как
попытки обозначения этой скрытой проблемы для ее решения компетентными
структурами.
Вопрос заключается в
том, как теперь быть РПЦ в ее собственных «отношениях с остальным христианским
миром»? Проблемой здесь оказывается то, что все названные идиомы и идеологемы
экуменического документа «всеправославного» формата («инославные церкви»,
«восстановление единства христиан», «поиск единства») присутствуют и во
внутренних документах РПЦ экклезиологического характера в том же самом виде,
контексте и значении, и если первые «не позволяют считать их образцовыми
выражениями истин православной веры и Предания Церкви», то нельзя считать
таковыми и вторые.
В этом смысле «неясность
и неудовлетворительность (неоднозначность)» экклезиологии Крита тут
же демонстрируется Москвой в самом ее намерении править Крит и… оставить, как
есть, собственные документы с тем же самым набором идей. Сама концепция
православного экуменизма и ее основные положения на протяжении полувека разрабатывались
на предсоборных совещаниях готовящегося Всеправославного собора при
непосредственном участии РПЦ.
«Большинство
этих документов (за исключением двух посланий, составленных непосредственно на
Критском Соборе) были подготовлены в рамках продолжавшегося не одно десятилетие
предсоборного процесса при активном участии Русской Православной Церкви».4
Поэтому проекты
документов (содержащие все эти положения) были подписаны делегацией РПЦ на
последнем предсоборном совещании в Шамбези в 1916 г. и одобрены на Архиерейском
Соборе того же года. То есть, поправки, которые МП предлагала к принятым в
Шамбези документам, это поправки к документам, утвержденным ею как полностью
соответствующие православной экклезиологии… Соответственно, поправки к
Шамбезийским документам, сделанные уже на Крите без участия РПЦ (хранительницы
истинной веры) должны были бы изменять эти документы к худшему, искажать
православное учение… Между тем в докладе Святейшего утверждается обратное:
«Анализ документа “Отношения Православной
Церкви с остальным христианским миром” показал, что в целом он претерпел
изменения в лучшую сторону с учетом высказывавшейся в его адрес критики».
Но это, конечно,
пустяки в сравнении с тем, что эта же «неясность и неоднозначность» вполне
присущи наиболее значимым документам РПЦ последнего времени.
«1.
С радостью мы встретились как братья по христианской вере, увидевшиеся, чтобы
“говорить устами к устам” (2 Ин. 12), от сердца к сердцу, и обсудить
взаимоотношения между Церквами, насущные проблемы нашей паствы и перспективы
развития человеческой цивилизации. <…> 6. Осознавая многочисленные
препятствия, которые предстоит преодолеть, мы надеемся, что наша встреча внесет
вклад в дело достижения того богозаповеданного единства, о котором молился
Христос. Пусть наша встреча вдохновит христиан всего мира с новой ревностью
призывать Господа, молясь о полном единстве всех Его учеников. <…> 24.
Православные и католики объединены не только общим Преданием Церкви первого
тысячелетия, но и миссией проповеди Евангелия Христова в современном мире. Эта
миссия предполагает взаимное уважение членов христианских общин, исключает
любые формы прозелитизма. <…> 25. Надеемся, что наша встреча внесет вклад
в примирение там, где существуют трения между греко-католиками и православными.
Сегодня очевидно, что метод “униатизма” прежних веков, предполагающий
приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не
является путем к восстановлению единства. В то же время, церковные общины, которые
появились в результате исторических обстоятельств, имеют право существовать и
предпринимать все необходимое для удовлетворения духовных нужд своих верных,
стремясь к миру с соседями. Православные и греко-католики нуждаются в
примирении и нахождении взаимоприемлемых форм сосуществования».5
При этом документ
«Совместное заявление» (в котором, по сути, утверждается то же самое, что
должно быть исправлено в Критском документе) не только нуждается в правке, но
должен быть взят за образец… Об этом говорится в том же самом докладе:
«Высокая
степень взаимопонимания была явлена в ходе моей встречи с Папой Римским
Франциском 12 февраля в Гаване. В России и мире это событие имело очень широкий
положительный резонанс. Уверен, что встреча на Кубе стала важным шагом на пути
к решению наиболее актуальных вопросов современности совместными усилиями двух
крупнейших Церквей христианского мира. <…> Важное место в подписанной
нами с Папой Совместной декларации занимает <…> заявление о том, что уния
не является средством для достижения единства между Церквами и что в
православно-католических отношениях недопустим прозелитизм в любых видах».6
Более того, только
что завершившийся собор полностью одобряет и данный документ, в целом, и его
последнюю «неясную и неудовлетворительную формулировку» конкретно:
«44.
Архиерейский Собор признает особую важность положений Совместного заявления о
том, что уния не является средством для достижения единства между Церквами и
что в православно-католических отношениях недопустим прозелитизм в любых его
проявлениях».7
Наконец, все то же самое (что должно быть исправлено в Критском
документе) – уже в собственном доктринальном документе «Основные принципах
отношения Русской Православной Церкви к инославию».
«1.12. На протяжении веков заповедь Христа
о единстве неоднократно нарушалась. Вопреки богозаповеданному кафолическому
единомыслию и единодушию в христианстве возникли разномыслия и разделения.
1.13. На протяжении христианской истории от единства с Православной Церковью
отделялись не только индивидуальные христиане, но и целые христианские
сообщества. Некоторые из них исчезли в ходе истории, другие же сохранились на
протяжении веков. Наиболее существенные разделения первого тысячелетия,
сохранившиеся до сего дня, произошли после неприятия частью христианских общин
решений III и IV Вселенских Соборов, в результате в отделенном состоянии
оказались существующие доныне Ассирийская Церковь Востока, дохалкидонские
Церкви ― Коптская, Армянская, Сиро-Яковитская, Эфиопская, Малабарская. Во II
тысячелетии за отделением Римской Церкви последовали внутренние разделения
западного христианства, связанные с Реформацией и приведшие к непрекращающемуся
процессу образованию множества христианских деноминаций, не находящихся в
общении с Римским престолом. Возникали также отделения от единства с Поместными
Православными Церквами, в том числе с Русской Православной Церковью. <…>
1.15. Православная Церковь устами святых отцов утверждает, что спасение может
быть обретено лишь в Церкви Христовой. Но в то же время общины, отпавшие от
единства с Православием, никогда не рассматривались как полностью лишенные
благодати Божией. Разрыв церковного общения неизбежно приводит к повреждению
благодатной жизни, но не всегда к полному ее исчезновению в отделившихся
общинах. <…> Несмотря на разрыв единения, остается некое неполное
общение, служащее залогом возможности возвращения к единству в Церкви, в кафолическую
полноту и единство. 1.16. Церковное положение отделившихся не поддается
однозначному определению. В разделенном христианском мире есть некоторые
признаки, его объединяющие <…> 1.20. Вследствие нарушения заповеди о
единстве, вызвавшего историческую трагедию схизмы, разделившиеся христиане,
вместо того, чтобы быть примером единства в любви по образу Пресвятой Троицы,
стали источником соблазна. Разделенность христиан явилась открытой и
кровоточащей раной на Теле Христовом. Трагедия разделений стала серьезным
видимым искажением христианского универсализма, препятствием в деле
свидетельства миру о Христе. Ибо действенность этого свидетельства Церкви
Христовой в немалой степени зависит от воплощения проповедуемых ею истин в
жизни и практике христианских общин. 2. Стремление к восстановлению единства.
2.1. Важнейшей целью отношений Православной Церкви с инославием является
восстановление богозаповеданного единства христиан (Ин. 17, 21), которое входит
в Божественный замысел и принадлежит к самой сути христианства. Это задача
первостепенной важности для Православной Церкви на всех уровнях ее бытия. 2.2.
Безразличие по отношению к этой задаче или отвержение ее является грехом против
заповеди Божией о единстве. По словам святителя Василия Великого, “искренно и
истинно работающим для Господа надо о том единственно прилагать старание, чтобы
привести опять к единству Церкви, так многочастно между собой разделенные”.
2.3. Но, признавая необходимость восстановления нарушенного христианского
единства, Православная Церковь утверждает, что подлинное единство возможно лишь
в лоне Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Все иные “модели” единства
представляются неприемлемыми».8
Как
мы видим, и здесь «многие формулировки остаются не вполне ясными и
удовлетворительными» и «могут быть поняты» в том же самом смысле экуменического
апокатастасиса («восстановление единства христиан
входит в Божественный замысел и принадлежит к самой сути христианства»).
Вернее – никак иначе они и не могут быть поняты. Потому что «модель единства», о которой идет речь как о наиболее
приемлемой, – это «модель» «харизматических границ» Единой Церкви прот. Георгия
Флоровского, не совпадающей с каноническими границами Православной Церкви. Но в
том-то и дело, что эта же «модель» положена в основании экклезиологии Крита ее
богословами.
Таким образом, чтобы
в самом деле осуществить заявленные поправки, после которых документ Критского
собора «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» должен
стать соответствующим традиционному учению Церкви, РПЦ необходимо также
пересмотреть и исправить собственные доктринальные документы, содержащие все
искажения аналогичного документа «всеправославного» форума.
Александр Буздалов
1 Постановления Освященного Архиерейского
Собора Русской Православной Церкви (29 ноября ― 2 декабря 2017 года. http://www.patriarchia.ru/db/text/5076149.html39.
2 Архиерейский Собор Русской Православной
Церкви выскажет отношение к документам прошедшего на Крите Собора. http://www.patriarchia.ru/db/text/5073298.html.
3 Митрополит Волоколамский Иларион рассказал
на заседании Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о результатах
изучения документов Критского Собора. http://sobor.patriarchia.ru/db/text/5073482.html.
4 Там же.
5 Совместное заявление Папы Римского Франциска
и Святейшего Патриарха Кирилла. http://www.patriarchia.ru/db/text/4372074.
6 Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на
Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (29 ноября ― 2 декабря 2017
года. http://www.patriarchia.ru/db/text/5072994.html.
7 Постановления Освященного Архиерейского
Собора Русской Православной Церкви (29 ноября ― 2 декабря 2017 года.
8 Основные принципы отношения Русской
Православной Церкви к инославию. http://sobor-2008.ru/418840/index.html.
Комментарии
У этой статьи нет комментариев