Аннексия Крымской митрополии
Дата создания:
Громкая новость об освобождении митр. Илариона (Алфеева)
сразу от всех его высоких должностей в РПЦ (председателя Отдела внешних
церковных связей, Постоянного члена Священного Синода Русской Православной
Церкви и ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых
равноапостольных Кирилла и Мефодия) отодвинула на второй план другие решения
того же заседания Святейшего Синода, не менее или даже более значимые. Между тем только в их контексте можно понять мотивы такого неожиданного кадрового решения
патриарха в отношении митр. Илариона.
Перевод последнего с должности главы ОВЦС (которую он занимал
13 лет) и Постоянного члена Синода в должность управляющего Будапештско-Венгерской епархией с титулом
митрополита Будапештского и Венгерского – это в церковно-бюрократическом плане
то же самое, как если бы министра иностранных дел РФ С. Лаврова назначили
постоянным послом России в Венгрии... То есть, это не просто понижение в
должности, но самая настоящая ссылка, означающая какой-то серьезный просчет или
даже полный провал, допущенный управленцем в своей зоне ответственности. И вот
другие решения того же заседания Синода Русской Церкви, на котором было
произведены эти кадровые перестановки, указывают на их причины.
Последним публичным заявлением митр. Илариона в качестве
председателя ОВЦС МП был комментарий к решению собора УПЦ о ее «полной
самостоятельности и независимости». Данное определение Киевского собора очевидным образом означало
провозглашение самочинной автокефалии с соответствующим изменением Устава УПЦ,
из которого были удалены все положения, указывавшие на вхождение Украинской Православной
Церкви в состав Московского Патриархата.
«Теперь мы полностью за пределами РПЦ. Патриарх Кирилл больше не
Предстоятель нашей Церкви ни в каком виде. Из Устава УПЦ был вычеркнут один из
основных пунктов, где отмечалось, что УПЦ соединена с Поместными Православными
Церквями через РПЦ. Также исключены статьи о том, что УПЦ в своем управлении
руководствуется постановлениями Архиерейского Собора РПЦ 1990 года. Изъято
утверждение о том, что УПЦ является частью РПЦ. Соборы УПЦ больше не обязаны
наблюдать особым образом за сохранением единства с РПЦ, теперь для нас
одинаково важно единство со всеми Поместными Православными Церквями. <…>
Теперь Собор епископов УПЦ действует исключительно на основании церковных
канонов и постановлений соборов нашей церкви. Постановления Поместных и
Архиерейских соборов РПЦ для нас больше не имеют значения. Предстоятель УПЦ
избирается пожизненно епископатом УПЦ. И точка. Даже формальное благословение
Московским Патриархом больше не нужно. Положения о богослужебном поминовении
главы РПЦ нет. <…> Также после избрания Предстоятеля УПЦ упразднено его
представление Московскому Патриарху для получения "Благословенной
грамоты". Только мы выбираем нашего Предстоятеля, Митрополита Киевского и
всея Украины. Исходя из этих решений, можно сказать, что это реально две
отдельные поместные церкви» (Интервью митрополита Львовского и Галицкого Филарета
изданию «Духовное величие Львова»).
В то
время как в своем комментарии митр. Иларион заявил, что, напротив, собор УПЦ еще раз подтвердил решение
Архиерейского собора РПЦ 1990 г. о статусе Украинской Церкви.
«Есть мнение, что Украинская Православная Церковь отделилась от Русской
Православной Церкви. Это не так. Никакого заявления об отделении от Русской
Православной Церкви не было. Не было сделано заявления о том, чтобы у
Украинской Православной Церкви появился какой-то новый статус, — наоборот,
в очередной раз она подтвердила, что обладает статусом независимости и самостоятельности,
который был дан ей еще в 1990 году» (Митрополит Волокаламский
Иларион: происходящее в Украинской Церкви следует понимать в контексте
оказываемого на нее беспрецедентного давления).
По
всей видимости, первое заявление Синода РПЦ на решение Киевского собора было во
многом определено этой экспертной оценкой митр. Илариона, которую он в качестве
главы ведомства, отвечающего за внешнюю политику, донес до Синода и патриарха,
и которая обусловила сдержанность их реакции (с тем же указанием на то, что
статус УПЦ определен Грамотой Русской Церкви 1990 года, а решение прошедшего в
Киеве собора нуждаются «в изучении в установленном порядке на предмет их
соответствия упомянутой Грамоте и Уставу Русской Православной Церкви» (Журналы Священного Синода
от 29 мая 2022 года. Журнал № 56)).
И вот
теперь, после изучения нового Устава УПЦ, высшее руководство Русской Церкви,
похоже, пришло к выводу, что глава ее «МИДа»,
по сути, ввел патриарха и Синод в заблуждение, предоставив сведения, не
соответствующие реальному положению вещей. Такой вывод напрашивается из всех
тех же решений последнего заседания Синода, на котором было объявлено об
отставке митр. Илариона с должности председателя ОВЦС.
В
частности, новое заявление Синода по поводу произошедшего на Киевском соборе
звучит уже гораздо категоричней. «Постановили. <…> 2. Выразить поддержку
всем архиереям, священнослужителям, монашествующим и мирянам Украинской
Православной Церкви, которые, осознавая необходимость соблюдения канонического
строя, стремятся придерживаться порядка, определенного Грамотой Святейшего
Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 27 октября 1990 года и
канонической нормы поминовения за богослужениями Патриарха Московского и всея
Руси (см. Двукр. 15). 3. Напомнить, что решение об изменении статуса Украинской
Православной Церкви может быть принято лишь в рамках канонической процедуры,
включающей постановление Поместного Собора Русской Православной Церкви.
Подчеркнуть, что самочинные действия по изменению статуса Украинской
Православной Церкви могут привести к появлению нового раскола внутри нее. На
это также обратил внимание Синод Украинской Православной Церкви, указавший в
своем заявлении от 12 мая 2022 года, что любые дискуссии, касающиеся жизни
Украинской Православной Церкви, должны проходить в рамках канонического поля и
не должны приводить к новым разделениям в Церкви» (Журналы Святейшего Синода от 7
июня 2022 года. Журнал № 58).
Повторное
упоминание 15-о правила Двукратного собора о необоснованном прекращения
поминовения первоиерарха и приравнивании таковых к раскольникам означает, что
Синод расценивает произошедшее в УПЦ как случай именно такого рода. В этом же
контексте следует рассматривать слова патриарха в его пастырской речи,
произнесенной за несколько дней до заседания Синода во время поездки по Белоруссии.
«Великий святой Древней Церкви святитель Киприан Карфагенский прямо говорит: “Всё, что только отделилось от жизненного
начала, не может с потерею спасительной сущности жить и дышать особой жизнью” (О
единстве Церкви). Так сказано о единстве Церкви, о тех, кто отпадал от этого
единства. Поэтому надо твердо свидетельствовать о том, что всякое разделение,
разрушающее наше единство со Христом и Его Церковью, совершенное ради любых
политических, социальных или иных человеческих целей, есть раскол и не может
быть оправдано. Оно является настоящей катастрофой, поскольку лишает человека
самого главного — общения с Богом. Святитель Василий Великий строго
предупреждает о последствиях подобных действий. Вот его слова: “Хотя начало отступления произошло чрез
раскол, но отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святаго Духа.
Ибо оскудело преподание благодати, потому что пресеклось законное преемство” (1-ое
каноническое послание Амфилохию Иконийскому)» (Слово Святейшего
Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Евсевию, епископу
Слуцкому и Солигорскому). Поэтому если постановление Синода от 29
мая выражало полную поддержку всей УПЦ («выразить всемерную поддержку и
понимание архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам Украинской
Православной Церкви, подвергающейся беспрецедентному давлению со стороны
представителей раскольнических структур, местных властей, средств массовой
информации, экстремистских организаций и националистически настроенной части
общественности» (журнал №56)), то теперь (журнал №58) круг этой поддержки
ограничивается только теми членами УПЦ, кто продолжает поминать патриарха,
несмотря на продолжающееся политическое давление.
В
качестве подтверждения этого и в целях противодействия новому расколу на
Украине одновременно Синод Русской Церкви принял решение об учреждении новой
митрополии, которая включает в себя те
епархии Киевской митрополии, которые выводятся из ее состава (в виду изменения
ее статуса на антиканонический) и переходят в прямое подчинение Московского
Патриархата.
«Постановили: 1. В ответ на обращения Преосвященных
митрополита Феодосийского и Керченского Платона, митрополита Симферопольского и
Крымского Лазаря, епископа Джанкойского и Раздольненского Алексия, исходя из
необходимости сохранения действенной канонической и административной связи с
центральной церковной властью для благополучного течения церковной жизни в
окормляемых упомянутыми Преосвященными епархиях, учитывая практическую
невозможность регулярного сообщения этих епархий с Киевской митрополией, —
принять Джанкойскую, Симферопольскую и Феодосийскую епархии в непосредственное
каноническое и административное подчинение Патриарху Московскому и всея Руси и
Священному Синоду Русской Православной Церкви. 2. Образовать на территории
Республики Крым и города Севастополя Крымскую митрополию в составе Джанкойской,
Симферопольской и Феодосийской епархий. 3. Главой Крымской митрополии назначить
Преосвященного митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря» (Журналы Святейшего Синода РПЦ от 7 июня 2022 года. Журнал № 59).
Фактически это означает, что вместо Киевской митрополии (если
ее иерархи не покаются в содеянном) на части ее территории в юрисдикции Русской
Церкви будет действовать Крымская митрополия, в состав которой смогут входить и
другие епархии, не желающие последовать в раскол вместе с УПЦ. Последнюю же
ждет незавидная судьба поглощения сначала другой «автокефальной церковью» –
ПЦУ, а затем униатской УГКЦ, как это изначально и задумывалось глобалистами
Госдепа и экуменистами Ватикана и Фанара.
Для Русской же Церкви, как мы уже отмечали, это может стать
поводом для вынужденного выхода из этого проекта, несмотря на всю вовлеченность
в него на протяжении многих десятилетий. И отставка митр. Илариона как
олицетворения отечественного экуменизма последнего времени в этом плане внушает
некоторую надежду на оздоровление Русской Церкви. Понятно, что новый глава ОВЦС
– митр. Антоний (Севрюк) – это человек тех же взглядов и того же круга, что и
его предшественник. И в этом смысле вина митр. Илариона в произошедшем на
Украине не более вины других членов Синода и самого патриарха, по благословению
которого первый всегда действовал. И, тем не менее, геополитические обстоятельства,
в которые невольно попадает РПЦ, могут вынудить ее отказаться от экуменизма,
именно вопреки собственной воле (то есть, воле иерархии), точно так же, как это
было с отказом в последний момент от участия во Всеправославном соборе 2016
года. Или как та же геополитика сейчас вынуждает политическую власть России
выходить из глобалистского проекта, пересматривая стратегию своего дальнейшего
государственного, общественного и экономического развития.
Таким образом, как окончательное превращение Украины в
антигосударство в 2014 году (что, помимо прочего, выразилось в политике
геноцида в отношении русского населения Донбасса, а, по сути, и в отношении
всего населения Украины), вынудило жителей и власть этих территорий искать
политического убежища в Российской Федерации в качестве ее субъекта, так и
вступление Украинской Православной Церкви на путь раскола как антицеркви
вынуждает теперь ее восточные и южные епархии обращаться за помощью к Русской
Церкви, а ту – аннексировать эти епархии, выводя их из потерявшей свой
канонический статус Киевской митрополии.
Александр Буздалов
Комментарии
У этой статьи нет комментариев