Солнце Церкви и «лунный свет» культуры
Дата создания:
Буздалов А.В. Солнце Церкви и «лунный свет» культуры. — Пенза, «История идей», 2022. — 325 с.
В книге Александра Буздалова, главного редактора сайта «История идей», собраны статьи, посвященные теме исторически сложных взаимоотношений Церкви и светской культуры. Автор ставит перед собой цель определить природу культуры как феномена духовной жизни человека в ее сравнении с благодатной жизнью Церкви и на основании этого сформулировать принципы, на которых должна строится миссионерская деятельность последней. В представленных работах анализируются причины трудности воцерковления для людей «высокой культуры», та заведомая оппозиция, или негативное предубеждение, которое существует в менталитете «творческой интеллигенции» в отношении Церкви вообще и духовенства, в частности; и другие специфические проблемы, с которыми сталкивается человек культуры, пытающийся войти в церковную ограду. На примерах резонансных случаев конфликтов данного рода в прошлом и настоящем автор прослеживает основные закономерности, которые присутствуют в этой сфере духовно-интеллектуальной жизни человека, что может послужить подспорьем для тех, кто встречается с подобными коллизиями как со стороны Церкви, так и со стороны культуры. Руководствуясь высказываниями святителей Игнатия (Брянчанинова), Феофана Затворника, святого Иоанна Кронштадтского и др. отцов по этому вопросу, автор приходит к выводу, что «богословским заблуждением новой миссиологии явились сами идеи рецепции культуры, адаптации Христианских истин к сознанию современного человека, приспособления Евангелия к воззрениям и вкусам ветхого человека (которые, по сути своей, не меняются на всем протяжении истории), сама концепция смешения церковного и мирского, духовного и душевного».
Комментарии
Фотиния
2022-10-02 19:11:44
А Люба находит утешение не в уповании на Бога и в молитве об упокоении усопшего, но в том же «флаконе с ядом для забвения», что и ее предшественница по горькой участи. И эта безысходность у Лескова оказывается органичным исходом его гностического нигилизма, единственно возможным финалом идеологии титанического доброделания, творения «добра ради самого добра», то есть, в конечном счете, ради религиозного самоутверждения человека, таким образом ублажающего чувство своего «божественного» достоинства. Балерина- обладает железными мышцами рук и ног, один удар в пах и барин сдох бы. За целомудрие пострадать Любе неудобней, чем стать подстилкой барина и спиться. Ласковая баба, жалеющая ее в горе, протягивает не иконку, а спирт.толкает на медл.самоубийство. Т.е выше сил дает Бог испытание! Злые люди вершат судьбы,а от них выход-только водка . Про Крест, молитвы- молчок. [Так и у Достоевского: Соня не может стать прачкой, а только проституткой.] Слепил Лесков гадость, торжество отчаяния, деспотизма и выпустил как правду. Но "Цицилия", выходит, язычница. Еще и имя святой марает,как впрочем ,и Святыню Благовещения в повести "Очарованный странник"[ чем очарованный? Собой.] Неверие своих лит.героев,Лесков не замечает. Считает ,что вот то что он изобразил -это и есть вера у людей. Писатель рисует своих любимцев, именно неверующими в Бога, ряженых, а жизнь Прихода это такой узакон.фольклор, или профессия, карикатура на духовенство. Писатель вытоптал в своей душе живую веру, спасительный страх. Поэтому Лескову и смешно как "дикарь Причастие съел", он во всем видит анекдот . Бачка отпевает покойного, и с ним рядом шаман отпевает по-своему. Смешные карлики не люди,а утешные игрушки, их нужно разводить как породистых щенков.[ "Захудалый род"] Забавно Лескову. Достаточно посмеяться вместе с ним,чтобы потерять веру, а может и совесть.