Меню

Диалектическое «христианство»

Дата создания: 

25/01/2023


Митрополит белгородский и ставропольский Иоанн (Попов)

21 июня в своем Слове на вечере памяти 78-й годовщины начала Великой Отечественной войны митрополит Белгородский и Ставропольский Иоанн сказал, что «войну выиграли крещеные люди», а безбожники в ней погибли за свое вероотступничество. Эти слова вызвали бурную общественную дискуссию. Вернее – были подвергнуты порицанию со стороны патриотической общественности, расценившей это заявление как противоречащее своим основным ценностям (что, конечно, так и есть на самом деле). Поспешили откреститься от высказывания владыки Иоанна как от неполиткорректного и синодальные чиновники, следящие за тем, чтобы подобные фундаменталистские словеса клира и епископата РПЦ не вставляли палки в колеса новейшей миссионерской концепции МП, заключающейся во всяческом приспособлении Благой Вести к современному секулярному сознанию, адаптации вероучения Церкви к конъюнктурным представлениям человека мира сего, текущему состоянию культуры, доминирующей в обществе идеологии… Поэтому специалисты по связям с общественностью из разных церковных отделов оперативно дистанцировались от взглядов митрополита Иоанна как от его «частного богословского мнения», не совпадающего с официальной позицией РПЦ, напротив, открытой для «синергии» со всеми людьми «доброй воли», независимо от их религиозных взглядов и мировоззренческой ориентации. В общем, высказывание владыки Иоанна было оценено представителями церковной бюрократии как излишне категоричное и невзвешенное, компрометирующее основную просвещенную часть епископата РПЦ своей нетолерантностью и «ветхой» прямолинейностью. Дифференцировать людей по сакраментальному признаку, на крещеных и некрещеных, участвующих и не участвующих в таинствах – это, как говорится, моветон для достигнутого уровня «догматического развития», диалектической подкованности современного пастыря, смотрящего на вещи в гораздо более широком контексте, в котором стираются привычные границы, в частности, канонические границы Церкви.

Что же тогда говорить о «просвещенной общественности» и наших профессиональных патриотах, в частности, – как раз о тех активно заявляющих свою жизненную позицию представителях культуры, на которую с некоторых пор ориентируется бюрократия РПЦ в своей миссионерской деятельности, то есть о той системе ценностей, к которой традиционное вероучение теперь адаптируется, с которой более чем считается, признавая в ней все то «доброе и светлое», что есть в Христианстве, только в меньшей степени, или, что называется, в состоянии «частичной благодати». Конечно же, оценка деятелями культуры слов митрополита Иоанна не только полностью совпала в своей критической направленности с оценкой официальных представителей РПЦ, но и пошла дальше церковно-бюрократической (в силу того, что Церковь и культуры, вера и просвещение теперь – это сообщающиеся сосуды), то есть дальше во все ту же сторону «толерантности» и «всечеловечности», еще шире взглянув на вещи. И как это не раз уже бывало, особо показательным в этом плане стал комментарий главного редактора РНЛ А. Степанова, в котором диалектические приемы полемики современного «просвещенного человека» представлены наиболее рельефно. На них мы и остановимся более подробно.

«”Мы не можем утверждать, что в первые месяцы войны погибли в основном некрещеные. До конца двадцатых основная масса крестьян в деревнях продолжала крестить своих детей (а именно крестьяне составляли костяк пехоты, которая несла наибольшие потери в Великой Отечественной войне). Поэтому нельзя сказать, что поколение 1922–1924 годов, большей частью погибшее в начале войны, было некрещеным”, — отметил Анатолий Степанов. По его словам, логика владыки понятна: Великая Отечественная война, как и в целом Вторая мировая, — это Суд Божий. “Но это одновременно и милость Божия. Бои в Берлине закончились 6 мая — в день Пасхи, который совпал с днем Георгия Победоносца в 1945 году. А капитуляция Германии была подписана на Светлой пасхальной седмице. В этом нельзя не видеть милости Божией к нашему народу”».

Действительно, формально владыка Иоанн допустил неточность и чисто статистически крещеных в Советской Армии было больше, чем некрещеных. Но ради кого советский народ и Советская Армия в той войне обрели милость у Господа? «И подошёл Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников, в нём? <…> Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу всё место сие» (Быт 18:23-26).

На это в диалектическом «христианстве» уже заготовлена другая формула: советская праведность и добродетель тождественны христианской праведности и добродетели; главное, чтобы человек был «хороший». «В тот день, когда наша армия окончательно взяла Берлин, Православная церковь торжествовала победу жизни над смертью <…> это очень символично. Ведь фашизм нес смерть русскому и многим другими народам. Победа в Великой Отечественной войне имеет глубокий смысл, поскольку объединяет всех — и крещеных, и некрещеных. Красноармейцы, которые погибали за своих ближних, за Родину, по сути, исполняли завет Господа Иисуса Христа — нет больше той любви, чем положить душу свою за други своя. В русском народе всегда были близки по смыслу служение Родине и служение Богу». Безусловно, каждый язычник, делающий доброе, получит от Бога свою награду. Но на этом основании отождествлять исполнение воинского долга и Евангельской заповеди, служение отечеству и служение Богу, естественное и благодатное – это типичная спекуляция отечественной идеалистической мысли, стоящей на позициях религиозного синкретизма и мистического национализма, одновременно. Невозможно исполнять заповедь Христа, отрицая божественность Христа как предвечного Сына Божия. Невозможно служить Богу, отрицая Его Самого. Если не соблюдается первая заповедь («возлюби Господа Бога Твоего»), то соблюдение второй («возлюби ближнего») меняет свой заряд на противоположный. Это означает, что самая высокая нравственность советского человека («моральный кодекс строителя коммунизма») несла на себе печать темного гностицизма, где социалистическая теургия совершалась по принципу «черной мессы», посвящаясь не Богу, но обожествленному человеку, советскому (русскому) народу в частности. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберёгший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережёт её» (Мф. 10:37-39). А нас пытаются уверить, что, не беря креста своего (не крестясь), можно обрести христианское достоинство. Что любить отечество и служить ему – это то же самое, что служить Богу. Какое имеет значение то, что «всегда было близко по смыслу в русском народе», если Сам Господь Бог сказал обратное? Это и означает «устранить заповедь Божию преданием вашим» (Мф. 15:6), национальное выдавать за религиозное, человеческое – за божественное, земное – за Небесное, тварное наделять атрибутами нетварного. Иначе говоря, перед нами просто неоязыческое сознание, вернее – неогностическое как квазихристианское. Владыка Иоанн говорит о Небесном, у А. Степанова в приоритете земное. Но при этом это земное (патриотизм) выдается за Небесное (истинно-христианское), а подлинно христианское (категоричность проповеди митрополита Иоанна) – посрамляется как земное («личное мнение»). Между тем, с поправкой на статистическую погрешность, ортодоксальность самой мысли митрополита Белгородского находит подтверждение в житии преподобного Лаврентия Черниговского: «”Будет война, – продолжал Батюшка… Сестра говорит: «Хорошо, что война, потому что к числу мучеников будут причислены». А Батюшка возразил: «Нет, если верующие и омоются кровью, то причтутся к числу мучеников, а если неверующие, то пойдут в ад”» (Преподобный Лаврентий Черниговский. Житие, поучения, пророчества и акафист. Типография Почаевской Лавры, 2001. С. 120-121).

В отношении вечной жизни человека даже победа в мировой войне не имеет никакого значения, если при этом попирается «единое на потребу» (Лк. 10:42). «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16:26). А нас пытаются уверить, что ратный подвиг сам по себе несет искупительное значение, поэтому и крещение не требуется. Характерно, что до такой богословской спекуляции договорился даже не идеолог диалектического примирения «красных и белых» в одном социал-христианском синтезе, но уже церковный «диалектик»:

«”когда человек погибает за други своя, он получает фактически небесное крещение”. “Мы знаем случаи в практике христианской Церкви, когда люди, будучи некрещеными, хотели умереть за Христа, потому что видели, как мученики умирали, и фактически эта смерть являлась для них крещением в христианство”, – сказал архиерей».

Получается, «за други своя» умереть – это все равно что «Христа ради», что ли? Тогда чем немецкие нацисты менее «христиане»? Состояние всякого «ветхого человека» (то есть некрещеного), независимо от национальной или политической принадлежности, – это состояние погибели, и никаких иллюзий на счет возможности изменения этого состояния быть не должно. «Истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5).

О совпадении светских и церковных праздников есть смысл говорить только для церковных людей, где правильно расставлены приоритеты – и тогда церковный календарь может освящать мирской, потому что освящать (делать причастным святости, то есть свойства божественной природы) может только богоустановленное таинство Церкви. В отношении же советского атеизма это очередная диалектическая спекуляция, идеологическое наполнение земных форм чуждым им божественным содержанием, нивелирование христианского и языческого, сверхъестественного и естественного, а по сути – оправдание вероотступничества.

«”На протяжении всей Великой Отечественной войны Господь давал нам великие знаки. Она началась в День всех святых, в российской земле просиявших. Танковое сражение на Прохоровском поле, ставшее символом окончательного перелома в войне против нацистской Германии, произошло 12 июля, когда Православная церковь празднует День первоверховных апостолов Петра и Павла. И, как я уже сказал, сама Победа свершилась в светлые пасхальные дни”, —

напомнил собеседник ФАН. По его мнению, совершенно не случайно бывший православный семинарист и главнокомандующий Красной армией Иосиф Сталин назначил Парад Победы на Красной площади в День Святой Троицы.

Этот парад не был, как некоторые записные антисоветчики считают, поклонением [политику Владимиру] Ленину. Это было поклонение Богу”».

Разумеется, ни о чем подобном исторический материалист Сталин не думал и думать не мог. Такое «воцерковление» генсека большевиков против его воли носит характер дурной мифологии. Парад Победы для Сталина как гностического Сверхчеловека эпохи модерна был парадом победы партийной идеологии, а не победы, дарованной Богом. Советский праздник в гностической политике реального сталинизма должен был полностью заменить собой святой церковный праздник, а не совпасть с ним.

Исходя из этой же диалектической логики, в современной Украине День защитника Отечества был перенесен на Покров. «В сознании новых защитников Украины православный праздник Покрова Богородицы слился с памятью нацистского пособника Степана Бандеры. Указом президента Петра Порошенко День защитника Отечества отмечается теперь не 23 февраля, а 14 октября – в годовщину создания Украинской повстанческой армии. <…>

Это традиции патриотизма, национализма… Мы всячески стараемся развивать чувство единства и свободы на примере УПА”, —

говорит участник акции». В итоге такого соединения противоположностей от христианского праздника, разумеется, ничего осталось: он полностью вытеснен праздником «патриотическим».

«Победа в Великой Отечественной войне объединяет всех — и крещеных, и некрещеных. <…> Разделять воинов Красной армии по принципу «этот умер за Христа, а этот — непонятно за что», на мой взгляд, совершенно непродуктивно. Это не дает нам объединения и уводит от понимания того, чем была Победа. Это праздник, объединяющий наш народ. А значит, в нем есть христианский смысл — торжество жизни над смертью».

Опять в лучших традициях отечественного гностицизма за «христианский смысл» выдается противоположное ему. «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречётся от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч, ибо Я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её. И враги человеку — домашние его» (Мф 10:32-36), если они отрекаются от Христа-Бога. Вот и получается, что именно то, что Господь Иисус Христос пришел разделить (то есть, Свою Церковь и по самому происхождению враждебный Ему «мир сей»), патриот тщится объединить. Дескать, можно угодить Богу, даже гоня Его Церковь, взяв на себя сверхдолжные подвиги служения ближнему…

Спрашивается, какой вывод сделает обыватель из спекулятивной диалектики главреда РНЛ и официальных представителей РПЦ, нейтрализовавших «православный фундаментализм» проповеди митрополита Иоанна? – Можно не ходить в Церковь, не участвовать в таинствах, даже крещение – это не обязательное условие спасения. «Заветы Христа» можно исполнять своими силами, потому что «Бог в душе». Будучи сами индифферентными к сакраментальной стороне жизни Церкви и вообще холодными к вере, новейшие миссионеры не могут посеять в субъектах своей миссии ничего, кроме этого же равнодушия и кривоверия.

Источник

Александр Буздалов




Комментарии

Эта новая статья не появляется на гл.странице, как тогда узнать что она есть?[и другие новые публикации, возможно, пропустила.] "заготовлена другая формула: советская праведность и добродетель тождественны христианской праведности и добродетели;" Да ,и уже давно эта формула развилась ,развернулась красной дорогой в Небо вообще ВСЕМ героям ВОВ. "Мы вспоминаем подвиги наших воинов, которые защитили Отечество в Великую Отечественную войну: где они, в каком месте, простил ли им Господь грехи? И тут же, вспоминая слова, что нет большей любви, чем если кто жизнь свою положит за други своя, мы понимаем, что ВСЕ они у Господа, прощены были им грехи за ту великую жертву, которую они принесли ради народа", – сказал патриарх, выступая на елке в храме Христа "Спасителя.2023г Святитель Игнатий Брянчанинов моли Бога о нас! Попраны твои слова-предупреждение : "Церковь всегда признавала, что одно средство спасения – Искупитель! Она признавала, что величайшие добродетели падшего естества нисходят во ад."

На протяжении всей Великой Отечественной войны Господь давал нам великие знаки." Достойны знамения? Знаки готовиться к Суду Божьему. Запомнила рассказы очевидцев. 1Из книги Ильинской: инокиня Анна-исповедница. Она рассказывает что накануне войны в Ленинграде наблюдала невольно как издевались над иконой Богородицы. Икона висела у входа во храм. Образ был истерзан и люди равнодушно наблюдали кощунство. Анна пишет:"Сын Божий этого уже не потерпел, началась война, блокада" -- "Такое «воцерковление» генсека большевиков против его воли носит характер дурной мифологии. Парад Победы для Сталина как гностического Сверхчеловека эпохи модерна был парадом победы партийной идеологии, а не победы, дарованной Богом. Советский праздник в гностической политике реального сталинизма должен был полностью заменить собой святой церковный праздник, а не совпасть с ним." Вот только у Вас и нашла вытрезвление пяных "Иосифом возлюбленным"! Насилие,конечно, мертвого постригать в монахи и отправлять на исповедь, ставить на колени ,рисовать иконки. Не без влияния колдовства это помешательство ,как и любовь к Д.

"Этот парад не был, как некоторые записные антисоветчики считают, поклонением [политику Владимиру] Ленину." Именно поклонение Ленину как богу. "Антисоветчики"? Да мне с 5лет внушали что Ленин жив.Мы боялись даже думать о нем плохо, чтобы с портрета не услышал! Я ни слова не слышала, не читала о милосердие Божием, только хулу,издевки в адрес Христа. Мою 12л одноклассницу выставили на позор ,вызвали родителей,за слова: "а вчера была Пасха!" [Я так и не узнала что это слово означает] . до1989года. Отец жил только ВОВ 41года, изучал,читал,смотрел только о ВОВ. Никогда,ни от кого,нигде я не слышала о помощи Божией в этой войне.Только о героях-патриотах Советской Родины, возвеличивание человека .Верующие, мне внушали,это очень ,безумные люди, с душными сводами и ритуалами,а атеизм призван просветить их тьму." Ну и где же след "совместного с Церковью" празднования победы ВОВ на Пасху? Кроме как Г Жукова, я не слышала о др.Георгии. "Поклонение Богу" у мавзолея? В д.саду ,в школе, в кружках,в п.лагерях и т.д. в Ульяновске и в Мурманской обл-везде на 1 месте был только Ленин.В портретах,в памятниках большой и маленький. Низенький с брюшком и высокий с рукой. Дитя и Ильич. "Володя выбросил крест"-это с 1 класса усвоили. "Торж.клянусь жить как Великий Ле-н"- именно после победы 45г Ленина стал больше чем вождем революции. Школьники-отличники награждались путевкой в Москву посмотреть труп Ленина, ехали с кольского полуострова,выстаивали,смотрели. Миф что воины-коммунисты умирали за Христа,даром не пройдёт ! Воины коммунисты умирали не за "попов толстопузых и всякого бурж.элемента,"как брезгливо обзывали они священников, чекисты и комсомольцы умирали за "правду Ленинскую" или за родной город, деревню, колхоз, за родных,за "светлое будущее", но не за Христа, не с глубинным подсознанием что их посёлок путь Ильича- Святая Русь ,по мечте ПКирилла. [а красные знамена-хоругви прикровенные?]они высмеивали,издевались,иронизировали над верующими в Бога. "Прежде материя а потом уже сознание!"-вот какую веру нам передали дети героев войны и труда. "Мои мозолистые руки и руки моих дедов сделали это!" Остальное все-кириллика! Рот Ротова сочинил. Старец Кирилл Павлов в видео,где он вспоминает войну, говорит что не знает лично ни одного человека верующего из совет.солдат или пришедшего к вере на войне. Кротко так говорит,его уж уговаривают ,подтвердить ,подсказывают,что может невольно кто молился в страшных испытаниях,в боях а старец:"нет. Не молились.Такого не было.Не встречал.Безбожное было время"хотя речь о Сталинградской битве! Нас топят во лжи, ложь расширяется, следущий ,похоже,этап-"самоубийцы, сатанисты и бесы нуждаются в сочувствии, злорадство не жалеть их и не молиться о них!."

++Эта новая статья не появляется на гл.странице, как тогда узнать что она есть?++ Это не новая статья. Старые статьи в категорию "Архив" добавляются мной периодически, они не отображаются на главной странице, только в "Архиве". Все новые статьи на главной странице. В Источнике (в конце каждой статьи в "Архиве") гиперссылка на ее первую публикацию

Оставить комментарий

История идей

Книги «Конструктивная неопределенность» православного экуменизма

Книги Церковный коллаборационизм


ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Карта Сбербанка: 5469 4800 1315 0682