Меню

Августианство и полупелагианство

Дата создания: 

06/09/2023

Буздалов А.В. Августианство и полупелагианство. Пенза, «История идей», 2023. – 316 с.


Книга написана в жанре полемического богословия и посвящена истории полупелагианства как оценке концепции «синергии» («соработничества» благодати и свободной воли в деле спасения) с позиций учения блаженного Августина. Особенностью работы является то, что основной доказательной базой апологии августианства в ней является само Предание Восточной Церкви. В своем исследовании автор  исходит из того, что традиционная для последней концепция предопределения, основанного на божественном предведении, содержит в себе внутреннее противоречие между тем, что предведается (добродетели избранных), и тем, что совершается («производство» этих добродетелей благодатью). Наглядной формой этого выступает диссонанс между богословием молитвы и богословием доктрины, когда мы молимся исключительно о спасении нас, «недостойных рабов», а богословствуем, наоборот, о спасении «достойных» («соработников Бога»). Тому, каким образом это противоречие исторически сложилось и как оно может быть разрешено в соответствии со Священным Писанием и с самим Преданием, или тому, что делает априори «недостойных» спасения «достойными» его, и посвящена данная работа. В ходе исследования автор приходит к выводу, что наиболее адекватным толкованием учения св. ап. Павла о предопределении является толкование блж. Августина, находя подтверждение этому в учениях преп. Максима Исповедника о «логосах» и свт. Григория Паламы об обожении («становлении богами по благодати»).

Комментарии

Самое, как мне лично кажется, правильное на эту тему сказал свт. Игнатий (Брянчанинов). Не буквально, но по смыслу, сказано так: Предопределенность и свободное действие человеческой воли для человеческого ума никак не совместимы, но они существуют непостижимым для нас образом, хотя и исключают друг друга. Бог все знает и предопределяет заранее, и, в то же время, спасение каждого человека зависит только от него самого. По крайней мере, так я понял его слова, и мне это кажется разумным. Нельзя ни человеческим, ни ангельским умом вполне постигнуть Бога, ибо это совершенно иная, нетварная природа не имеющая с тварью ничего общего.

Божественное предопределение ко спасению и свободная воля спасаемого могут существовать одновременно только в одном случае, а именно, включения второго в объем первого. Как об этом и говорит автор учения о предопределении св. ап. Павел: "Бог производит в вас и (доброе) хотение, и действие по доброй воле". А непознаваемость и "неизреченные тайны" в богословии зачастую появляется именно тогда, как пытаются учить не по Св. Писанию

Геронтий – А. Буздалову Божественное предопределение, конечно, охватывает всё, а иначе Бог не есть Вседержитель. Но тут речь о другом: притом, что всё предопределено, спасение каждого человека зависит от него самого, и именно это, т.е. то, что и первый и второй моменты присутствуют оба сразу, и непостижимо. И именно на оба эти момента указано у ап. Павла. Но человеку для его спасения, если речь не идет о богословии, нет дела до предопределения, ему важнее помнить, что Бог не спасет его, если он сам не захочет этого. Для примера цитаты из «Послания к Римлянам», обе из первой главы: «Ибо, что́ можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны». (ст.19) «Потому и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь». (ст. 24, 25). Тут есть оба момента: и момент зависимости спасения человека от него самого, и момент предопределения от Бога. По-Своему всеведению Бог знал, что они будут безответны, а по-Своему вседержительству мог и не допустить этого, но предопределил их именно к этому, так как сказано: «Потому и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте». Блаженный Аврелий Августин « О предопределении святых» гл. 16 п.33: «Итак, грешить находится во власти злых: то же, чтобы, согрешая по своей злобе, делали то или это, сие не есть в их власти, но во власти Бога, разделяющего тьму и упорядочивающего ее. Так что даже если что творят против воли Бога, не исполняется ничего, кроме воли Божией». Т.е. они могли предаваться нечистоте и не впадая в содомию, но Бог предопределил им впасть не только в грех, но именно в содомию. Но притом, что Бог предопределил им всё это, виноваты всё равно они сами. Как этому не удивляться? Кто это может постигнуть?

1). ++Тут есть оба момента: и момент зависимости спасения человека от него самого, и момент предопределения от Бога++ в приведенных фрагментах Апостола речь идет о погибающих, а не о спасаемых. Тот, кто падает, падает по своей воле, а тот, кто стоит - по воле Божьей. Человеческая воля, конечно, тоже необходима для этого, ибо она неотъемлемая от разумной природы. Поэтому она (тварная воля такого качества ) производится благодатью, которая изменяет злую волю ветхого человека - в добрую. 2). Во фрагменте из Августина речь идет о том, что Бог, попуская грешникам совершать зло, либо использует его во благо спасаемых, либо ставит ему пределы, а вовсе не о предопределении ко злу или к погибели, что нечестиво. Это видно из контекста: ++. Ибо рука Божия и совет Его предопределили, чтобы столько врагами иудеями было соделано, сколько было необходимо Благовестию ради нас.++

Геронтий - А. Буздалову «Тот, кто падает, падает по своей воле, а тот, кто стоит - по воле Божьей. Человеческая воля, конечно, тоже необходима для этого, ибо она неотъемлемая от разумной природы». В мире ничего не совершается без воли Божией, либо благой, либо попустительной. Те, кто спасаются, избирают волю благую, а те, кто погибает, волю попустительную. В связи с этим можно говорить, что одних Господь благоволил спасти, а другим попустил погибнуть, но и те и другие сами сделали свой выбор. А потому даже и предопределение к погибели никак не делает Бога виновником погибели, потому что Бог не хотел этого. Из книги «Илиотропион» свт. Иоанна Тобольского: «Святой Дорофей26 рассказывает: «Однажды прибыл к городской пристани корабль с пленниками, которых должны были продать. На пристани собралось много покупателей. В том городе жила одна богатая, весьма добродетельная и благочестивая девица; она очень обрадовалась долго ожидаемой ею возможности купить себе служанку – горничную, которую она искренне хотела научить доброй нравственности и приличным женскому полу занятиям. Она подходит к продавцу невольниц, у которого были две юные девочки, одну берет к себе, уплатив за нее деньги по договору с продавцом. Не успела она отойти, как к продавцу подходит бесчестная, развратная женщина, содержательница “дома терпимости”, и за небольшую цену покупает у того же торговца другую из бывших двух у него девочек и ведет ее к себе в сожительство для известной эксплуатации»27. Вот какая неравная судьба этих двух молоденьких девочек. Кто в этом событии исследует глубину и таинственность судеб Божиих? Обе с детства невинные девочки, обе проданы, обе не знали ни своей будущей жизни, ни своей участи, обе получили доброе воспитание – сохранили бы его благодатные плоды всю свою жизнь: но одна отдана к наставнице доброй нравственности, христианской жизни и воспользовалась ее наставлениями – сама стала доброй христианкой, подражательницей Ангелам; другая, напротив, попала в школу мерзости и разврата к учительнице лжи, соблазна и всех мерзостей и сама охотно последовала примеру своей госпожи и сделалась корыстью диавола, хотя бы могла иначе устроить свою жизнь, если бы попала к лучшей наставнице. Но судьбы Твои, Боже, – бездна великая!». Страшно говорить, что Бог предопределил это, даже оговорившись, что этого Он не хотел. Но как отказываться от предопределения, даже и в этом случае, если не хотим лишить Бога всеведения и вседержительства? Если же не хотим от этого отказываться, тогда остается сказать только одно – Бог это попустил по неведомым для нас причинам, и вслед за святым повторить – Но судьбы Твои, Боже, - бездна великая!

Оставить комментарий

История идей

Книги «Конструктивная неопределенность» православного экуменизма

Книги Церковный коллаборационизм


ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Карта Сбербанка: 5469 4800 1315 0682