Меню

Предопределение «Святого святых»

Дата создания: 

09/11/2023


В заключении нашей книги нам остается рассмотреть последний аспект учения о предопределении, а именно, предопределение Самого Иисуса Христа как Мессии. «Существует яснейший Свет предопределения и благодати, и это Сам Спаситель, Сам Посредник между Богом и людьми человек Иисус Христос. Ведь какими своими предшествующими заслугами человеческая природа, заключенная в Нем, доставила Ему возможность стать таковым? <…> Итак, пусть откроется нам в Главе нашей тот самый источник благодати, откуда она разливается по всем Ее членам, сообразно мере каждого. По той благодати становится всякий человек с самого начала своей веры христианином, по которой этот Человек с самого начала Своего бытия стал Христом. Тем Духом возрождается человек, Которым был рожден Христос; тем Духом совершается у нас отпущение грехов, благодаря действию Которого тот Человек вовсе не имел никакого греха. И, несомненно, Бог заранее знал о том, что Он Сам совершит это. Итак, это и есть предопределение святых, более всего просиявшее в Святом святых» (блж. Августин. О предопределении святых. Гл.XV, 30-31. Цит. изд. С.357-359).

Будучи откровением Духа Истины (Ин 14:17), учение о предопределении святых должно содержаться и в Евангелии, а не только в апостольских Посланиях Павла, потому что это одно и то же Откровение. Например, отчетливо звучит оно вот здесь: «дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня [зависит], но кому уготовано Отцем Моим» (Мф 20:23). Поэтому и тут, и там (в Евангелии и Апостоле) это учение одинаково несовершенно истолковывается сторонниками синергизма. Прежде всего, это касается предетерминационной формулы Христа «много званых, а мало избранных» (Мф 20:16), которая, согласно логике синергизма, толкуется, разумеется, как избрание лучших (достойных) именно из множества званых на основании их реакции на призыв. «Также и в отношении сказанного мною: “Спасение, [даруемое в] этой религии, никогда не удалялось от того, кто был этого достоин, а от кого оно удалялось – тот не был достоин” [блж. Августин. О времени христианской религии. 102.2.15], – если начнут люди обсуждать и разыскивать, по какой причине кто-либо бывает достоин, то точно найдутся те, кто скажут, что по человеческой воле; мы же скажем, что по Божественной благодати или предопределению» (блж. Августин. О предопределении святых. Гл. X, 19. Цит. изд. С.345). Между тем, повторим, полупелагианское толкование избрания как отчасти заслуженного (а не исключительно дарованного) столь же не соответствует первоисточнику (то есть, Божественному откровению Евангелия), как и аналогичное толкование учения о предопределении у Апостола. Потому что это одно и то же учение Нового Завета, в первом случае, исходящее из уст Самого Господа Иисуса Христа, а во втором – повторяемое устами ап. Павла Духом Святым, посланным от Отца напомнить ученикам Христовым Его божественные речения («Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам» (Ин 14:26). Поэтому слова этого Духа Истины являются самым надежным и достоверным толкованием того, кто такие «немногие избранные», в какое время и на каком основании (или по какому принципу) они были избраны. «...так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» (Еф 1:4-5). Это и есть то истинное учение о предопределении святых, которое Августин пытался донести до полупелагиан Южной Галлии, полагавших, что немногие избранные выбираются именно из числа многих званых на основании их собственного благоволения и других заслуг, а не одного лишь предвечного благоволения Божия, имеющего основание в самом себе, то есть, в благости божественной природы.

Не потому немногие были избраны, что Бог предвидел, что они будут достойны этого (станут «святыми и непорочными», проявив послушание, приложив старание), но для того предызбрал Он их из многих званых, чтобы сделать их таковыми (послушными и старающимися) самой благодатью Своего избрания, к которой Его милостью прилагаются и все необходимые «достоинства» быть избранным (послушание и старание). «Во Христе избрал нас Бог. Следовательно, прежде Он избран. Определение быть спасению чрез искупление во Христе было первоначальное, совершенно свободное определение воли Божией. Первоизбранник – Христос. Но как Он – не Себя ради, а ради спасаемых, то в избрании Его избраны и сии». [Как избраны? – Точно так же, как избран Сам Христос в Своем человечестве: «совершенно свободным определением воли Божией», потому что все избранные были «избраны в Нем», точно так же, как все осужденные были осуждены в первом Адаме]. «Божие благословение все почиет на Христе, а ради Его и на всех верующих в Него. В них все от Бога чрез Христа. Спасаемым нужна вера, благодать, святость и за то — вечная слава». [Поэтому] «Все сие идет к ним от Христа и чрез Христа. Когда Христос избран» [предопределен], «избраны и спасаемые Им, избраны» [предопределены], «и все средства ко спасению. Как входит кто делом в свое предызбрание, или поступает на удел свой, то – непостижимая в Боге сокровенная тайна. Апостол здесь говорит только, что все такие избраны и избраны во Христе – прежде сложения мира» (Святитель Феофан Затворник. Толкование послания апостола Павла Ефесянам. М., «Правило веры», 2004. С. 70-71).

А теперь открываем основной антиполупелагианский (противосинергический) трактат блаженного Августина «О предопределении святых» и читаем там эту же самую божественную истину, заклейменную в Восточной Церкви (с подачи галльских богословских тинэйджеров) как «западную крайность». «Ибо Бог призывает многих предопределенных чад Своих, чтобы сделать из членами единственного предопределенного Сына Своего, не тем призыванием, которым были призваны не пожелавшие прийти на брачный пир, ведь подобным призыванием были призваны также иудеи, для которых распятый Христос – соблазн, и язычники, для которых распятый Христос – безумие, но предопределенных Бог призывает тем призыванием, которое определяет апостол, говоря, что он проповедует этим призыванием из иудеев и из язычников “Христа – Божию силу и Божию премудрость”. Ибо он говорит так: “самим же призванным” (1Кор 23-24), чтобы показать, что другие не призваны [тем призывом, которым призваны эти. – А.Б.]. Он знает, что существует некое надежное призывание тех, кто призваны по намерению [Божию], кого Бог заранее “предузнал и предопределил быть подобными образу Сына Своего” (Рим 8:29). Обозначая это призывание, апостол говорит: “Не от дел, но от Призывающего сказано было ей, что старший будет служить младшему” (Рим 9:12). Разве сказал он: “Не от дел, но от верующего”? Напротив, он отнял все это у человека, чтобы тот все воздавал Богу. Поэтому и сказал: “Но от Призывающего”, – не каким угодно призыванием, но таким, благодаря которому [человек] становится верующим» (блж. Августин. О предопределении святых. Гл.XVI, 32. Цит. изд. С.360-361). В том же самом стихе Евангелия, где говорится о предопределении «избранных», эта же истина о «старших и младших» выражена следующим образом:  «Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных» (Мф 20:16), где последние, ставшие первыми, это и есть младшие, ставшие старшими ни каком ином основании, кроме как на основании предызбрания их Богом вместе и одновременно с Самим Христом.

«И мы также избраны прежде, чем сложился этот мир, – быть святыми и непорочными пред Богом в любви, будучи прежде усыновлены Богу Отцу чрез Иисуса Христа по Его всеблагой воле, независимо от наших заслуг, в славную похвалу благодати Его, которою Он нас облагодатствовал в Своем возлюбленном Сыне, чрез Которого мы избавлены от проклятия и смерти и получили оставление прегрешений по богатству Его благодати. Обилие этой благодати льется в нас во всякой премудрости и разуме: нам сказал Бог тайну Своей воли (прежде она не была открыта, а эта тайна велика и, собственно, нам вполне еще не известна: только апостолам совершенно она открыта), единственно по Своему благоволению, которое Он от начала мира положил в Сыне Своем, имевшем принести за нас Жертву. Итак, наше спасение единственно от благодати и для славы благодати, а не от дел наших, чтобы никто не мог похвалиться – и самый величайший праведник: потому что и всякая правда наша от той же благодати Божией. Мы ничего не имеем своего; Бог и в единонадесятый час пришедших принимает так же, как пришедших и в первый час. Грехи наши заглаждаются богатством благодати Сына Божия (Святой праведный Иоанн Кроншдатский. Дневник. Том II. 1857-1858. М., «Булат», 2005. С.63-64). Почему пришедших к Сыну в последней момент своей жизни Отец принимает и награждает так же, как верно служивших Ему большую часть своей жизни? – Именно потому, что и тех, и других Он же Сам и привлекает, и то, и другое – заслуга одной только Его благодати. Какое это дивное учение, как не похоже оно на всю лжеименную «мудрость века сего» и потому как ослепительно прекрасно оно для «алчущего правды» христианского ума!  И каким же плоским рядом с этим чистейшим августианством св. Иоанна выглядит «православный синергизм» с его «более равномерным» распределением заслуг и похвал.

«…учение о свободной воле ("синергии") это краеугольный камень церковного учения, в явном виде присутствующее как в творениях целого сонма Св. Отцов, так и в ключевых вероопределениях ("символических книгах")» (из комментария на форуме).

Между тем «учение о свободной воле» это, прежде всего, «краеугольный камень» всех «вольных каменщиков» Нового времени, то есть, не только масонов и кабалистов, но и представителей многих других форм нового гностицизма (шеллингианства, гегельянства, почвенничества и т.д.). Поэтому нам необходимо было провести исследование того, а нет ли в этом культе «свободной воли» скрытого идолопоклонства (религиозного гуманизма) в том числе и в богословской его составляющей, синергической, в частности. То есть, исследовать то, каковы исторические корни этого учения. Потому что несомненным является тот факт, что в Христианстве краеугольным камнем может быть только Христос и воля Божия. «Неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?» (Мф 20:42). «…немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничижённое и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом. От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, чтобы [было], как написано: хвалящийся хвались Господом» (1Кор 27-31). Не сказал Дух Истины устами Апостола: «хвалящийся хвались Господом, но и о себе не забывай», то есть, о собственных трудах как делах веры, несомненно, необходимых, иначе и само спасение святых было бы не возможно. Но потому не сказал так Апостол (то есть, на синергический манер), что сами труды святых это и есть дела Самого Бога, обитающего в Своих избранных и действующего в них Своею благодатью. Не в каком-то фигуральном смысле, но в самом прямом и буквальном.

«Но ведь призвание – дело благодати: почему же Он об нем так обстоятельно рассуждает? Потому, что хотя призвание и очищение есть дело благодати, но то, чтобы призванный и облеченный в чистую одежду постоянно ее сохранял такою, зависит от старания призванных. Призвание бывает не по достоинству, но по благодати. Поэтому должно соответствовать благодати послушанием, и получив честь, не показывать такого нечестия. Но ты скажешь: я не получил столько благ, сколько иудеи. Нет, ты получил гораздо большие блага. То, что в продолжение всего времени было приготовляемо для них, всецело получил ты, не будучи того достойным. Поэтому и Павел говорит, что язычники за милость прославят Бога (Рим. XV, 9)» (Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Матфея. В двух книгах. М., «Сибирская Благозвонница», 2010. Кн.1. С.158). Если призывание по благодати, то, напрашивается вывод, что избрание-то уж точно по достоинству. Но в том-то и суть, что такого просто не может быть. Если даже призывание происходит по одной лишь милости Божией и благодати, то избрание – тем более, ибо второе больше первого. Если в призванных грешниках нет достоинства даже быть призванными, и это несомненно, то откуда же, кроме как по той же благодати, в них может найтись достоинство быть избранными? То же самое с первыми и последними, то есть, иудеями и язычники. Ведь Израиль был не только призванным, но и избранным народом. И потерял достоинство своего избрания, потому что это достоинство было даром Божьим, а не заслугой. Значит, занявшие место иудеев язычники, будучи существами той же падшей природы, могут не только получить это достоинство, но (что самое трудное) и сохранить его только по благодати, и никак иначе. «И достоинство его да приимет другой» (Пс 108: 8; Деян 1:20). Потому и прославляют избранные Бога за Его неизреченную милость к ним, что даром призывания Его блага им не ограничиваются. Потому что откроется им, стоящим у престола Божия, что и само старание их «соответствовать благодати послушанием» тоже было тайным действием благодати на их сердца, таким же даром Призывающего и Подающего Своим избранным «все средства спасения» без исключения. «…и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; <…> И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы. <…> И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков, тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря: достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил всё, и [всё] по Твоей воле существует и сотворено» (Откр 4:2-11).

Таково учение блаженного Августина о спасении, предопределенном прежде всех век милостью Божией и совершенном во время жития святых силою одной только божественной благодати, вселившейся в них. «...мы защищаем то положение, что благодать Божия через Иисуса Христа Господа нашего воистину есть благодать, то есть дается не по заслугам нашим, что утверждается очевиднейшим образом свидетельствами Божественных речений» (блж. Августин. О предопределении святых. Гл.XII, 23. Цит. изд. С.349). За эту божественную истину хулили блаженного Августина галльские богословские варвары и продолжают хулить глаголемые «ортодоксы» доныне (да простит им Господь их невежество) – за то, что он всю славу, честь и поклонение за спасение рода человеческого воздал Одному только Богу и Его благодати. «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф 5:11-12).

Александр Буздалов



Комментарии

Правильно ли я понимаю, что мы , как рабы неключимые должны Работать Господу со страхом, и радоваться Ему с трепетом. «Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17:10) Собственно для этого Господь и создал Церковь Свою, что, собственно наше предназначение заключено в служении Богу и ближнему в благодарении за этот Дар свыше- сам дар возможности осознанного,в духе и истине, служения Истинному Богу,да и вообще за все в этом собственно и заключается призвание и избранничество, отсюда и вера послушание, а не в "сенергии" и заслугах. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у Тебя вода живая? Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.(Ин4:7-14; 23). Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.Мф. (20:25) Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше. И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою.(Мк.9.3:,35) Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся ему с трепетом.Пс.2:11

Вопрос заключается в том, что является источником заслуг святых: воля, благодать или то и другое. И правильный ответ: только благодать. Потому что заслуги воли появляются тоже в результате предваряющего действия благодати на волю, поэтому это заслуги благодати, а не самой воли. Поэтому и сказано ++ вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную++ где благодать это речной поток, увлекающий челнок воли в море Царствия Небесного. Все прочие ответы на этот вопрос находятся в диапазоне от осознанного пелагианства до неосознанного полупелагианства

Согласен, я это так же и понимаю, как и способность, силы, возможность и место для служения определяет и дает Сам Бог.Сотвори благо и уклонись, отзла, а от нас самих что зависит, ибо и само распознавания (различение духов) подаётся благодатью.

Оставить комментарий

История идей

Книги «Конструктивная неопределенность» православного экуменизма

Книги Церковный коллаборационизм


ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Карта Сбербанка: 5469 4800 1315 0682