Меню

«Время пришло…»

Дата создания: 

10/08/2020

Такими премудрыми и в то же время простыми словами патриарх Александрийский Феодор мотивировал весьма неожиданное признание им раскольнической «Православной Церкви Украины», тем самым, делая «яко не бывшими» все свои заверения в поддержке митр. Онуфрия, в течении долгого времени звучавшие из его уст словеса братства и признания лишь возглавляемую этим «настоящим монахом» единственной канонической Церковью на Украине… Как бы ни был велик соблазн уличить греков (то есть греческую часть Вселенского Православия, к которой исторически принадлежит Александрия, как и озвучившая ранее аналогичную позицию Элладская Церковь) в очередном лукавстве и вероломстве, этнофилетизме и ортодоксал-кумовстве и т.д., еще сильнее желание взглянуть на эту ситуацию совсем с другой стороны…


2018 г.

Ведь чем, как не тем же самым, по сути, наступлением исторического срока («приходом времени»), единственно была аргументирована аналогичная политика «уврачевания расколов» РПЦ на протяжении последнего времени, например,  в отношении старообрядчества или католиков? Да, ни тут, ни там до евхаристического общения или включения в диптих пока не дошло (не считая проекта «единоверия», но он, будучи детищем еще «синодального периода», не имеет отношения к новой истории Русской Церкви, то есть той ее специфической экклезиологии, единственно концепцией которой продиктованы все подобные проекты последнего времени), но, по сути, какая разница? Если сам принцип прохождения какого-то исторического периода делает один раскол менее канонически неприемлемым, чем он был в момент своего возникновения, и в какое-то время наступает срок «упразднения клятв», когда-то прозвучавших в отношении его инициаторов, то кто же способен сформулировать хоть какие-то вразумительные основания, почему эта ситуация не может являться даже не прецедентом в отношении других расколов, но именно тем единственным принципом, которым и нужно руководствоваться всем «уврачевателям расколов»? Сколько должно пройти лет, прежде чем раскол канонически «созреет» для его фактической легализации? Почему восемь десятков лет в отношении «карловацкого раскола» (официальный термин МП в отношении РПЦЗ на протяжении всего советского периода) это приемлемый срок, после которого компромисс становится допустимым для всех, а два десятка лет в отношении УПЦ КП (не говоря уже про те же восемь десятков – в отношении УАПЦ) это «еще не время»? И чем была та же «Гаванская декларация», как не фактической ратификацией Москвой взаимного «снятия анафем» Константинополем и Римом, о необязательности которого для себя Русская Церковь заявляла поначалу, но потом «пришло время» – и в принципе невозможная прежде «встреча тысячелетия» состоялась, и вопрос «восстановления единства церквей» прозвучал в полный голос (то есть сводным хором Москвы и Ватикана)?

То же самое касается внезапности перемены официальной позиции представителя «греческого» православия… Тут вообще ходить за примером аналогичного поведения русской стороны далеко не приходится, настолько свежи в памяти события подготовки к «Великому собору», когда никто иной, как сам Блаженнейший митрополит Онуфрий делал яркие заявления о неприемлемости участия в этом чуть ли не «совете нечестивых», а спустя буквально несколько дней, как ни в чем не бывало, поехал в составе делегации РПЦ на последнее предсоборное совещание в Шамбези и собственноручно все его «нечестивые» документы подписал? И все это по той же причине «пришествия времени»…

Поэтому, к сожалению (как бы ни хотелось видеть со стороны иерархов РПЦ равноапостольного «стояния в истине»), не видно никаких оснований к тому, чтобы и позиция Русской Церкви в отношении украинских раскольников в будущем (возможно даже не таком далеком) не была существенным образом скоординирована. Ведь если следующим шагом «большой игры» Фанара (о чем свидетельствуют инсайдеры и сама логика развития событий) будет объединение ПЦУ с украинскими униатами (с автоматическим включением в православный диптих Римского епископа, в юрисдикции которого эти униаты находятся), то разве не того же самого «расширения» диптиха последние полвека стратегически только и ищет вся концепция новейшей экклезиологии РПЦ? А, значит, кому, как не Папе Римскому всех «разделенных (меньших) братьев» «вольно или невольно» примирить в одном «диптихе» и окончательно «уврачевать»? Тем более – если «время придет»…

Александр Буздалов

Комментарии

Оставить комментарий

История идей


ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Карта Сбербанка: 5469 4800 1315 0682


Dvagrada logotyp.jpg