Меню

Из «Огонька» возгорится пламя

Дата создания: 

07/01/2024


Небольшой комментарий к вызвавшей большой резонанс в российском обществе «Почти голой вечеринке» (Almost Naked Party), организованной популярной телеведущей и блогером Анастасией Ивлеевой 21.12.2023 в московском техно-клубе «Мутабор».

Если судить по обнародованным в сети фотографиям, ничего нового в плане эпатажа там не произошло, никаких рекордов эмансипации побито не было (в сравнении, скажем, с тем, что происходило в России в девяностые). Степень «обнажёнки», которую продемонстрировали участники «тусовки», в целом, уступала, например, ставшим уже обыденностью модным показам мини-бикини на подиуме. Большинство приглашенных в соответствии с дресс-кодом организаторов было в полупрозрачных платьях поверх нижнего белья (женщины) или майках-сетках (мужчины). Исключением стал только один какой-то глупый малый, пришедший в одном носке на детородном органе (за что и был привлечен по соответствующей статье Административного кодекса). Поэтому пуританский ажиотаж общественной реакции на этот предновогодний маскарад представителей шоу-бизнеса выглядел даже более неадекватной реакцией, чем само мероприятие. Органичным такое возмущение выглядело бы лет двести назад, когда российский социум находился еще на заре освободительного движения и христианские понятия о пристойном и непристойном были еще достаточно укоренены в массовом сознании. В XXI-ом же веке такое негодование на вполне обычное (по современным меркам) действо можно расценить либо как ханжество (потому что, как говорится, а судьи-то кто? не поздновато ли «полицию нравов» из себя строить?), либо как политическое преследование по другому поводу (например, из-за коллаборационистской позиции некоторых участников вечеринки в отношении СВО). Что же касается непосредственно осуждения самого откровенного одеяния, повторим, такая реакция была бы оправданной только со стороны общества, которое само в этом отношении являлось бы примером «облико морале», например, в среде православных христиан, придерживающихся строго-аскетического образа жизни.

Между тем, как хорошо известно, в РПЦ самой полным ходом идет процесс модернизации в духе католического аджорнаменто (итал: обновление), предполагающего приспособление к текущему состоянию светской культуры. А поскольку последняя представляет собой царство победившего либерализма, то и политика осовременивания Церкви неизбежно будет вести к ее либерализации как ослаблению требований. Отсюда немало примеров в новейшей истории РПЦ не менее скандальных мероприятий, когда «на местах» в стремлении «перевыполнить спущенный сверху план» устраивали такие, например, концертные номера.


Самый свежий пример «церковной вечеринки» подобного рода произошел в первый день нового года в Свято-Елисаветинском женском монастыре Минской епархии соседнего Белорусского экзархата, где православное аджорнаменто протекает даже с опережением графика Московской Патриархии. Там в кафе «Ковчег» состоялся первый в истории православный «Голубой огонек».


И в плане «ломки канонов» эта светская «вечеринка» с участием монахинь в первый день самой строгой седмицы Рождественского поста выглядела даже более революционным действом (о чем, «на свой страх и риск», откровенно сказал сам духовник перед началом концертной программы). По крайней мере, несомненным является то, что идеология этих мероприятий одна и та же, т.е. либеральная, направленная на «разрыв цепей», «веками сковывавших» человеческое естество в обществе традиционного христианского типа. Поэтому ту же функцию, которую в «Мутаборе» выполняли прозрачные платья популярных артисток эстрады, в минском кафе «Ковчег» (равно как и на аналогичных церковных «шоу» на территории России) выполняли тонкие повязки вместо платков на головах православных артисток (что, по сути, не что иное, как платок «мини-бикини»).

При этом самим монахиням, принимавшим участие в белорусском «Огоньке» в качестве зрителей, как и другим прихожанам Русской Православной Церкви, вынужденным участвовать в подобных «рождественских вечерах», можно только посочувствовать, потому что их, конечно, направляет туда в порядке «послушания», потому что такие мероприятия, как было сказано, проводятся в рамках общецерковной политики, которая, по мысли ее синодальных стратегов, должна сделать Православную Церковь более популярной и востребованной у населения. И если даже в церковной среде давно идет тот же самый процесс, то тем более у гражданского общества в России нет никаких оснований для столь пафосного возмущения «вечеринкой» Ивлеевой, которым оно не с того ни с сего разродилось.

Александр Буздалов



Комментарии

Оставить комментарий

История идей

Книги «Конструктивная неопределенность» православного экуменизма

Книги Церковный коллаборационизм


ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Карта Сбербанка: 5469 4800 1315 0682