Апокалиптическая религия экуменизма
Дата создания:
Витраж работы Р. Bleninger, размещенный над входом
Православной академии Крита в рамках подготовки к Всеправославному собору 2016 г.
Фото: http://thriskeftika.blogspot.com/
Изменения в сознании христиан последнего времени носят
настолько масштабный и беспрецедентный характер, что, как это не парадоксально,
их не просто заметить, и подавляющее большинство, согласно Священному Писанию,
так и не заметит их до самого Судного дня, «ибо, когда будут говорить: “мир и
безопасность”, тогда внезапно постигнет их пагуба» (1 Фес 5:3). Эта
неосознанность отступления от Христа
некогда христианского мира и говорит о невероятной величине события, потому что
ускользает от зрения не только самое мелкое, но зачастую и самое большое. Именно
такого «мира и безопасности» в виде «общечеловеческого братства» и «восстановления
единства церквей» и взыскует «православный экуменизм».
Продолжая вспоминать основания вступления Москвы и Константинополя в
«богословский диалог с инославными христианами», как на еще одно
фундаментальное положение этой идеологии следует указать на «мораторий»,
который был наложен здесь на слово «ересь» в отношении католиков, протестантов
и нехалкидонитов, что означает, по сути, отрицание новыми богословами самой еретичности
этих конфессий. Все чаще и все настойчивей слышим мы заявления о том, что инославные «точно такие же христиане, как и мы»;
что «разделение церквей» носило сугубо «исторический» (человечески
«греховный»), а не вероучительный характер, и поэтому «восстановление единства христиан»
неотвратимо, как завтрашний восход солнца. Незаметно в гностических духовных
институтах и академиях было воспитано новое поколение профессоров и архиереев –
единогласно голосовать за экуменические документы в высших богословских
комиссиях и на гностических соборах, на преступные решения которых уже больше
некуда апеллировать, разве что к Самому Господу Богу. Православие и инославие теперь
– это лишь различные исторические традиции одной и той же веры; многочисленные
христианские конфессии (а в перспективе – и все монотеические религии) – это теологически
легитимные разновидности поклонения Триединому Богу по принципу «единства в
многообразии». Получается, инославие это иная форма самого Православия,
называть которую «ересью» есть досадный средневековый пережиток, вульгарная
ксенофобия и дремучий фундаментализм, одним словом, богословский мовитон.
«В период
Вселенских соборов… в результате христологических споров и вызванных ими
разделений от Восточной (Византийской) имперской Церкви отделились несториане,
монофизиты и монофелиты (марониты) и
образовали свои национальные Церкви… В образовании этих отделившихся Церквей
главную роль играли не богословские, а политические, национальные и
культурно-этнические факторы». «Конфронтация
Рима и Константинополя завершилась
окончательным разрывом отношений, общения и анафемой 1054 года. В истории
принято условно называть это событие "окончательным разделением Церквей", хотя Церковь Христова всегда
была и есть Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь, и врата ада не
одолеют ее, ибо с Ней и в Ней – Христос, во все дни до скончания века.
Фактически и канонически в 1054 году произошел лишь разрыв отношений, прекращение общений (и анафема) между
кардиналом Гумбертом, легатом Папы Льва IX (к этому времени уже умершего и не
имевшего преемника) и Патриархом Михаилом Керулларием без участия других
Восточных Патриархов. Тем не менее в силу национальной ненависти между
латинянами и греками в XI-XIII веках,
этот разрыв общения был воспринят обеими сторонами (и Восточной, и Западной)
как факт реальной жизни, который продолжается и по сей день. Хотя
"анафемы" сейчас уже "сняты" соглашением между Патриархом
Афинагором и Папой Павлом VI и обеими сторонами (Римом и Константинополем)
"вменены аки не бывшие".
Разрыв общения и разделение между Восточной и Западной Церквами привели к
тяжелым и опасным последствиям для обеих сторон».[1]
Иными словами, не было в тех важнейших для истории Церкви богословских
спорах правых и виноватых, стоящих в истине и заблудших, хранящих апостольскую
веру и вводящих зловерие. А были лишь национально-культурные особенности толкования
либо свойственные каждому греховные страсти, приводящие «к тяжелым и
последствиям для обеих сторон». И поэтому по сей день (несмотря на
сохраняющееся единство Церкви «на астральном уровне»)
«мы разделены
унаследованными от наших предшественников различиями в понимании и изъяснении
нашей веры в Бога... Пусть наша встреча вдохновит христиан всего мира с
новой ревностью призывать Господа, молясь о полном единстве всех Его учеников….
в решимости прилагать все необходимое для того, чтобы преодолевать исторически
унаследованные нами разногласия…».[2]
Но если классические ереси перестают восприниматься
ортодоксальным сознанием как ереси, то может ли быть что-то богословски
революционнее этого? И можно ли называть такое сознание ортодоксальным? –
Разумеется, нет. Каждый Вселенский собор начинался с повторения анафем всех
предыдущих Вселенских соборов,[3] на
каждом из которых, в свою очередь, осуждались не только сами ересиархи, но и
те, кто хотел воздержаться, пытался сохранить нейтралитет, отказывался
повторить вместе со всей Церковью слова отлучения «инославных»...[4]
Поэтому так же, как гностический догмат «греха христианского разделения» со
всей очевидностью свидетельствует об отречении «православного экуменизма» от Священного
Предания и Писания, сама идея «инославия» (как «другого христианского мира», исторически
«условного», преходящего, непринципиального «различия в понимании веры»)
является фактом отречения «православного экуменизма» от догматического учения
Православной Церкви, исповеданием уже какой-то другой (гностической,
квазихристианской, апокалиптической) религии.
Для мнимого разрешения очевидного противоречия своего двусмысленного
отношения к «инославию» с традиционным отношением к нему в Православии (то есть
как к ереси, церковное общение с которой невозможно) в религии «православного
экуменизма» используется следующий софизм.
«В повседневной психологии простых верующих легко совершился перенос
понятия "ересь" и "еретики" (о которых они читали в житиях
святых и в памятниках Древней Церкви и слышали от Церкви и духовенства во время
служб и проповедей) на всех инославных (католиков и протестантов) и иноверных с
Запада. Наша Церковь и наши богословы остались верны определениям Вселенских
Соборов и принятым Церковью Поместных Соборов, что "еретики" – это
только носители и распространители лжеучений, которые как "ереси",
осуждены Вселенскими Соборами и отлучены от Церкви. Католики отпали от общения
с Православной Церковью, но не были осуждены соборно как еретики, хотя у них
неправильная, с нашей точки зрения, экклезиология (и филиокве)».[5]
Для опровержения этого софизма не нужно даже обращаться к
Священному Преданию (в котором более чем достаточно определений латинства как
ереси), достаточно официальных документов самого «православного экуменизма».
«Подобными по авторитетности Вселенским соборам должны быть признаны
постановления соборов 1341, 1347 гг. о действиях Божиих, о благодати и
Божественном Свете и Исповедание веры св. Григория Паламы на соборе 1351 г.».[6]
Между тем определения указанных соборов были направлены не
только и не столько против варлаамитов, сколько против латинства (а точнее –
против варлаамитов как «латинствующих»), то есть против аналогичного учения о
благодати католицизма, куда и перешел (или, скорее всего, возвратился) анафематствованный
Константинополем Варлаам Каламбрийский и даже стал там епископом.[7] Более
того, основным мотивом «проповеди» Варлаама на Востоке (или его тайной миссией)
как раз и была богословская подготовка унии с папизмом, против чего, в первую
очередь, и выступил Палама, инициировавшийся соответствующие соборные
определения. «В 1334-1335 гг. возобновились дискуссии с лат. богословами о
церковной унии. Весной 1335 г., вскоре после переговоров с папскими легатами,
Варлаам составляет свои, т. н. “греческие”, речи – “О согласии” (De concordia)
и “К Собору” (Ad Synodum). <…> Речь “О согласии” была произнесена
Варлаамом перед 2 лат. епископами и имп. Анной Савойской в имп. дворце. Некий
Иосиф, один из друзей Г<ригория>. П<аламы>., прибыв на Афон,
пересказал ему содержание этой речи. Затем, по всей видимости во 2-й пол. 1335
г., Г. П. написал 2 аподиктических трактата “Против латинян”, в к-рых отвергал
всякую возможность богословского компромисса с латинянами <…> и защищал правосл.
учение об исхождении Св. Духа, считая его вполне доказуемым».[8]
Соответственно, утверждение на Критском соборе 2016 г. общецерковного
вероучительного авторитета «паламитских» соборов само же и рубит сук «православно-католического
богословского диалога» на корню, наглядно демонстрируя неразрешимые
противоречия «в повседневной психологии простых верующих» «православных
экуменистов». Иными словами, в рамках ортодоксального богословия никакой «диалог»
с католицизмом в принципе невозможен как с ересью, осужденной соборами, равночестными
Вселенским, что (по свойственному ему недомыслию) провозгласил сам же экуменизм.
Поэтому «восстановление единства» здесь предполагает отказ от традиционного богословия
(божественных истин Священного Писания и Предания, догматического учения
Церкви), то есть вероотступничество православной стороны. Что, собственно,
объективно и означает указанный «мораторий» и предполагает ведение «диалога» с
католицизмом уже на языке какого-то гностического (псевдоевангельского,
лжехристианского) «богословия любви».
Другие внутренние «разногласия» религии экуменизма касаются
того, кому принадлежит пальма первенства в прозрении ее «догматических истин»;
кто из них раньше на этот «спасительный для всего мира» путь «открытости»
вступил; у кого больше «решимости в приложении всего необходимого для этого», одним
словом, кто из них бесповоротнее готов порвать с Христианством, у кого больше заслуг
перед созидаемым всеединством и кто, поэтому, должен стоять выше «по чести» в
диптихе гностической всецеркви (почему, собственно, и не удается до сих пор
«восстановить единство», несмотря уже на целый век титанических усилий; из-за чего
и развернулся весь церковно-геополитический «армагеддон» последнего времени,
имея в виду коллизии Критского собора и последующее учреждение Параллельной
Церкви Украины).
«Всероссийский
Собор на своем последнем заседании 7/20 сентября 1918 года утвердил
постановление "Отдела по соединению Церквей". В связи с
постановлениями Собора следует отметить, что вопрос о соединении Церквей
впервые в истории межцерковных отношений в XX века был поставлен на таком
высоком (самом высоком) уровне, как Собор Церкви (в данном случае Русской
Церкви), и при этом по времени на год раньше экуменической инициативы Натана
Седерблома (знаменитого шведского архиепископа, зачинателя экуменического
движения "Жизнь и деятельность"), на три года раньше
Константинопольской Энциклики 1920 года и на 44 года раньше II Ватиканского Собора
(1962). Постановление Собора от 20 сентября 1918 года было последним деянием
Собора перед его концом. Это было последнее слово Собора: благословение всем
тем, кто трудится для приближения христианского единства; благословение на дело
единства. Ради этого Собор поручил Священному Синоду создать постоянный при нем
орган; то, что тогда называлось на Соборе "Отдел по соединению
Церквей", а при Синоде должна быть "постоянная комиссия" с
отделениями в России и за границей, теперь называется "Отдел внешних церковных
сношений Московского Патриархата"».[9]
Можно было бы сказать, что эта постоянная отсылка идеологов
«православного экуменизма» ко Второму Ватикану, как к богословскому ориентиру и
авторитету, делает их новыми варлаамитами (в значении тайной агентуры латинства,
апологии униатства) и косвенно направляет на них определения
Константинопольских соборов XIV в. в отношении последних… Но зачем такие сложные
силлогизмы, если даже прямые анафемы Вселенских соборов в отношении тех, кто «не
анафематствует» антихалкидонитов, их нисколько не смущают и не останавливают…
Александр Буздалов
[1] протопресвитер
Виталий Боровой, Буевский А.С. Православная Церковь и экуменическое движение
(историко-богословское обозрение). В кн.: Православие и экуменизм. Документы и
материалы 1902-1998. «МФТИ», 1999. С. 9,
12.
[2] Совместное заявление
Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла. http://www.patriarchia.ru/db/text/4372074.
[3] «…мы исповедуем пред
всеми, что содержим и проповедуем ту веру, которая сначала дарована великим
Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом святым апостолам и ими была
проповедана во всем мире, которую исповедали и изъяснили и передали святым
церквам святые отцы и преимущественно те, которые собирались на четырех святых
соборах; им мы следуем всецело и во всем и приемлем их; <…> и все, что
вышеуказанными четырьмя святыми соборами определено относительно одной и той же
веры; а всех, осужденных вышеупомянутыми четырьмя святыми соборами, признаем
осужденными и анафематствованными наравне с прочими еретиками» (Собор
Константинопольский 2-й, Вселенский Пятый. Собрание третье / Деяния Вселенских
Соборов. Казань, 1908. Т.5. С. 33).
[4] «Все воскликнули: “…Не подписавший послания,
с которым согласился святой собор, есть еретик…”; «(все) почтеннейшие епископы
воскликнули: “не анафематствующий Евтихия
есть еретик”» (Деяние 4-е Святого Халкидонского Собора / Там же. Т.4. С. 24-25).
[5]
протопресвитер
Виталий Боровой, Буевский А.С. Православная Церковь и экуменическое движение.
Цит. изд. С.18.
[6] Комиссия при
Священном Синоде Русской Православной Церкви по разработке каталога тем
Всеправославного Предсобора. Проекты резолютивных документов. 1968 г. Ч.1. Вера
и догмат / Митрополит Никодим и всеправославное единство. СПб., изд. «Князь-Владимирский соборо», 2008.
С.97.
[7] Ср.: «…ради
посильного угождения своим сродникам латинянам, не принуждением, так обманом
склоняя нас к их образу мысли. В самом деле, когда мы услышим о “Духе, даруемом
от Сына», «изливаемом на нас через Сына” [свт. Кирилл Александрийский. О поклонении в Духе и
истине 1. РG 68, 148 А], а потом найдем у Василия Великого, что “излил Бог на
нас Духа изобильно через Сына Своего (Тит 3, 6), — излил, не создал;
облагодатствовал, не сотворил; даровал, не сделал” [Против Евномия V. PG 29, 772 D] , причем согласимся верить, что благодать
тварна, то чем останется нам называть даруемое, посылаемое и изливаемое через
Сына? Разве не Самим Производителем благодати [то есть
Святым Духом], если лишь Его можно назвать безначальным, а
всякую Его энергию тварной, как утверждает новоявленный богослов? И разве это
не прямо то мнение латинян, за которое они были изгнаны из пределов нашей
Церкви, — что не благодать, но Сам Дух Святой и посылается от Сына и изливается
через Сына?». «Итак, всякое слово его [Варлаама] — притворство, издевательство
и насмешка над нашей верой; и когда
мы читаем у
него о священных
и святых Церкви
и Синоде, то кажется,
он говорит о
латинских. И что
философ во всем
склоняется больше к латинской церкви,
тому свидетельством, что от нашей
он не принял
почти никакого
очистительного таинства, дабы
омыть латинскую нечистоту». «Златоустый Иоанн, совпадая с
Василием в смысле
слов, устыжает латинян
и разрушает коварные измышления нашего
суемудра, объясняя, что
не Бог изливается,
но благодать». «…если кому
вздумалось бы перечислить существовавшие от века и доныне
лукавые ереси, написав как бы книгу сатаны и разделив ее
на главы смотря
по тому, как
эти ереси каждый
раз по-разному являлись под
его внушением, то
достойным заключением всему
оказалось бы сочинение этого
латиноязычника» (свт. Григорий Палама. Триады. III,
1, 3-8; III, 3, 16. Цит. по изд.: Св. Григорий Палама. Триады в защиту
священно-безмолвствующих. М., «Канон», 1995).
[8] Бернацкий М.М.
Григорий Палама. Полемика с Варлаамом Каламбрийским / Православная
энциклопедия. М., изд.: Церковно-научный центр «Православная
энциклопедия», 2006. Т.13 С.12-41.
[9] протопресвитер
Виталий Боровой, Буевский А.С. Православная Церковь и экуменическое движение.
Цит. изд. С. 27.
Комментарии
У этой статьи нет комментариев