Меню

Экуменические связи и блудные сожительства

Дата создания: 

03/09/2024

Католические иерархи были на Пасхальной службе у Патриарха

Католические иерархи по традиции были на почетных местах на Пасхальной службе у Патриарха Кирилла. 24.04.2022. Фото: irp.news

24 марта 2024 г. был опубликован документ «О православном отношении к новой практике благословения “пар, находящихся в неурегулированной ситуации, и однополых пар” в Римско-Католической Церкви», подготовленный Синодальной библейско-богословской комиссией РПЦ в качестве оценки аналогичного документа (декларации «Fiducia supplicans» (лат. «Взывая к доверию»)), принятого ранее Конгрегацией вероучения Римско-Католической церкви. Позиция РПЦ, выраженная в данном документе, носит бескомпромиссно критический характер и констатирует «существенное отклонение от христианского нравственного учения», в том числе – изменение прежней «однозначной позиции» по этому вопросу РКЦ, в которой теперь «предлагается признать возможным при определенных условиях благословение пар, находящихся в “неурегулированной ситуации” и “однополом сожительстве”». 

Сам факт полемики высших богословских структур МП и Ватикана можно расценивать как очередной раунд богословского диалога, идущего между ними уже многие годы. И то, что позиции сторон кардинально разошлись, православным христианам, конечно, нельзя ни приветствовать. Потому что это означает, что Русская Церковь в данном случае сохраняет верность Евангелию, а Римская – продолжает свое вероотступничество. Тем более что произошедшее «отклонение» РКЦ произошло в том числе и в отношении позиции Совместной декларации папы Франциска и патриарха Кирилла по итогам их исторической встречи в Гаване в феврале 2016 г., где тема семьи тоже затрагивалась, и обе стороны выражали готовность совместно противодействовать процессу ее разрушения в современном мире тоталитарного либерализма. «Семья — естественное средоточие жизни человека и общества. Мы обеспокоены кризисом семьи во многих странах. Православные и католики, разделяя одно и то же представление о семье, призваны свидетельствовать о семье как пути к святости» (Совместное заявление Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла). Стало быть, и тут папизм, как водится, обманул своего доверчивого восточного «брата», нарушил свои обязательства и договоренности в самые короткие сроки. Отрадным является и тот факт, что в свой последний визит в Ватикан нынешний глава ОВЦС митр. Волоколамский Антоний (Севрюк) донес до Римского престола позицию РПЦ по вопросу нетрадиционных форм брака, что, конечно, является подлинным свидетельством Православия перед лицом «инославия». Еще более отрадным было бы то, если бы отсутствие представителей РПЦ в прошедшем году на очередной сессии Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Православными и Римско-католической церквями было вызвано этими же тенденциями в последней, потому что именно легализация однополой «любви» ранее стала причиной замораживания МП аналогичных богословских диалогов с различными протестантскими деноминациями. 

Однако приветствуя такой шаг Русской Церкви в ее неоднозначных отношениях с «остальным христианским миром», нельзя ни сказать и о том, что одновременно остаются нерешенными ключевые проблемы православного экуменизма, в его целом. Потому как представляется очевидным, что никакого другого сценария все эти диалоги и работы совместных  комиссий иметь не могли изначально. Т.е. намерения католиков становиться православными в результате миссионерской работы последних, разумеется, никогда не было и в помине. Более того, этого от инославных и не требуется по самой логике экуменического движения. Поэтому ожидание какого-то реального  «восстановления единства церквей» со стороны православных экуменистов могло быть обусловлено в лучшем случае инфантильным романтизмом с их стороны, а в худшем случае – собственной готовностью на компромисс в вере, т.е. на аналогичную ревизию устоев Христианства, в которых западные конфессии заходят все дальше и дальше. Поэтому сами принципы нынешнего пересмотра Ватиканом своего отношения к нераскаянным грешникам и произошедшего когда-то в сознании православных экуменистов пересмотра традиционного для Восточной Церкви отношения к инославным оказываются столь похожими. И продемонстрировать это можно на примере текста самого документа «О православном отношении к новой практике благословения «пар, находящихся в неурегулированной ситуации, и однополых пар», казалось бы, однозначно оппозиционного в отношении этой новой практики в католицизме.
  
Как справедливо отмечается в заключении СББК, «В документе “Fiducia supplicans” ничего не говорится о необходимости канонически “урегулировать” отношения, прежде получения благословения» («О православном отношении к новой практике благословения “пар, находящихся в неурегулированной ситуации, и однополых пар” в Римско-Католической Церкви»). Но, с другой стороны, и в документе под названием «Совместное заявление Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла» тоже ничего не говорилось о необходимости первого «канонически урегулировать отношения» с Православной Церковью прежде вступления с нею в отношения, называемые здесь же «братскими».

«С радостью мы встретились как братья по христианской вере, увидевшиеся, чтобы "говорить устами к устам" (2 Ин. 12), от сердца к сердцу, и обсудить взаимоотношения между Церквами, насущные проблемы нашей паствы и перспективы развития человеческой цивилизации. <…> Пусть наша встреча вдохновит христиан всего мира с новой ревностью призывать Господа, молясь о полном единстве всех Его учеников» (Совместное заявление Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла).  

Ведь что такое  практика совместных молитв с католиками и другими инославными, допущение их присутствия на богослужениях Православной Церкви и т.п. канонические правонарушения, совершаемые православными экуменистами на протяжении десятилетий (вплоть до официального допущения католиков к таинствам в отдельный период), как не экклезиологически «неурегулированные ситуации», которые, тем не менее, получали все необходимые благословения Синода и Патриархии? И что такое лукавая апелляция папизма теперь к «любви и доверию» с целью оправдания блуда и содомии, как не радикальная форма экуменической спекуляции на тех же христианских категориях?

«Мы не соперники, а братья: из этого понимания мы должны исходить во всех наших действиях по отношению друг к другу и к внешнему миру. Призываем католиков и православных во всех странах учиться жить вместе в мире, любви и единомыслии между собою (Рим. 15:5)» (Совместное заявление Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла). 

Высказанное папой Франциском частное богословское мнение революционного характера «побудило Конгрегацию вероучения сформулировать “особый и новаторский вклад в пастырское значение благословений, который позволяет расширить и обогатить их классическое понимание с литургической точки зрения”. “Расширение” понимания благословений базируется лишь на тезисе о том, что множественные моральные установки “могут затмить безусловную силу Божьей любви, на которой основан жест благословения”» (О православном отношении к новой практике благословения “пар, находящихся в неурегулированной ситуации, и однополых пар” в Римско-Католической Церкви). Подобным образом высказанное когда-то прот. Георгием Флоровским личное мнение о том, что «харизматические границы церкви шире канонических», побудило РПЦ значительно «расширить и обогатить» ортодоксальную традицию отношения к  инославным с точки зрения возможности церковного общения с ними.

Поэтому все те же самые возражения по поводу «расширенного понимания» Ватиканом практики благословений СББК РПЦ могла бы повторить и в отношении «Совместного заявления» папы Франциска и патриарха Кирилла. Потому что если «классическое» понимание благословения «требует, чтобы то, что благословляется, соответствовало воле Божией, выраженной в учении Церкви» (О православном отношении к новой практике благословения “пар, находящихся в неурегулированной ситуации, и однополых пар” в Римско-Католической Церкви), то благословение самих католиков церковно невозможно без отречения их от ересей точно так же, как благословение ими пребывающих в блудных и однополых сожительствах. И тем не менее это совместное благословение католиков и православных испрашивается в рамках экуменических встреч на всех уровнях, включая самый высший:

«”Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами” (2 Кор. 13:13). По воле Бога и Отца, от Которого исходит всякий дар, во имя Господа нашего Иисуса Христа, содействием Святого Духа Утешителя, мы, Франциск, Папа Римский, и Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси, встретились ныне в Гаване» (Совместное заявление Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла).

Стало быть, объективно через весь текст Совместной декларации Москвы и Рима проходит тот же самый сдвиг «классического» для Церкви отношения к раскольникам и еретикам, что и через текст последней папской Декларации – пересмотр их отношения к блудникам и содомитам. И тут, и там «речь идет о введении некоей формы косвенной легитимизации того, что, по сути, является нелегитимным» (О православном отношении к новой практике благословения “пар, находящихся в неурегулированной ситуации, и однополых пар” в Римско-Католической Церкви). И внелитургическое благословение пребывающих в блудном или извращенном сожительстве в новой католической практике оказывается полным аналогом внебогослужебного молитвенного общения с раскольниками и еретиками и их благословений в практике православного экуменизма.

«Исполненные благодарности за дар взаимопонимания, явленный на нашей встрече, обращаемся с надеждой к Пресвятой Матери Божией, взывая к Ней словами древней молитвы: Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево". Пусть Преблагословенная Дева Мария Своим предстательством укрепит братство всех, Ее почитающих, дабы они в Богом определенное время были собраны в мире и единомыслии во единый народ Божий, да прославится имя Единосущной и Неразделимой Троицы!» (Совместное заявление Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла).

Что можно расценивать как дополнительное основание к такому же «взаимопониманию» («доверию») уже в отношении «неурегулированных пар» в новейшей римской декларации, которые «да будут собраны воедино» («урегулированы») в свое урочное время. 

«Понятие греха встречается в декларации несколько раз, но исключительно в контексте рассуждений о любви Божией, прощении и благословении: «грех мира огромен, но он не бесконечен»; «поэтому мы важнее для Бога, чем все грехи, которые мы можем совершить» (О православном отношении к новой практике благословения “пар, находящихся в неурегулированной ситуации, и однополых пар” в Римско-Католической Церкви). А в Гаванской декларации понятие греха вообще употребляется только в отношении всего «прошлого» Православной  Церкви, отлучившей латинян якобы из-за дефицита этой же самой «любви Божией».

«Декларация [“Fiducia supplicans”] ничего не говорит о борьбе с грехом, об отказе от греховного образа жизни, о пастырской помощи верующему в преодолении греха. Текст декларации составлен таким образом, что из него можно заключить, будто греховный образ жизни не служит препятствием к богообщению» (О православном отношении к новой практике благословения “пар, находящихся в неурегулированной ситуации, и однополых пар” в Римско-Католической Церкви). И Совместная декларация МП и Ватикана тоже ничего не говорит об отказе католиков от своих лжеучений, «из чего можно заключить, что» они «не служат препятствием» к будущему «восстановлению единства церквей», подтверждением чего служат совместные молитвословия, которыми этот документ начинается и заканчивается.

«Для получения благословения лицами, находящимися в таком сожительстве, не требуется, согласно документу, никаких изменений в образе жизни. Без всяких предварительных условий те, “кто, признавая себя обездоленными и нуждающимися в Его помощи, не претендует на легитимность своего статуса, но просит, чтобы все истинное, доброе и по-человечески действительное в их жизни и отношениях было дополнено, исцелено и возвышено присутствием Святого Духа”, могут получить благословение, которое посылается, “чтобы человеческие отношения могли созреть и вырасти в верности Евангельской вести, освободиться от несовершенства и слабости и выразить себя в более широком измерении Божественной любви”» (О православном отношении к новой практике благословения “пар, находящихся в неурегулированной ситуации, и однополых пар” в Римско-Католической Церкви). Из этого же принципа догматического минимализма как основания для общения на пути к «восстановлению единства» исходит и православный экуменизм вообще и Гаванский документ, в частности, где «все по-человечески доброе и по-человечески истинное» декларируется достойным благословения и «содействия Святого Духа».

«Осознавая многочисленные препятствия, которые предстоит преодолеть, мы надеемся, что наша встреча внесет вклад в дело достижения того богозаповеданного единства, о котором молился Христос. Пусть наша встреча вдохновит христиан всего мира с новой ревностью призывать Господа, молясь о полном единстве всех Его учеников. Пусть она — в мире, который ожидает от нас не только слов, но и деяний — станет знамением упования для всех людей доброй воли» (Совместное заявление Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла).

Вот и получается, что неразрешенные внутренние противоречия самого православного экуменизма в рамках его богословского диалога с Римско-Католической церковью  сыграли свою негативную роль в создании условий, при которых стало возможным появление на свет уже откровенно антихристианской римской декларации «Fiducia supplicans». И как последняя, «формально провозглашая верность христианскому пониманию таинства Брака и практики благословений, фактически постулирует резкий отход от этой верности... отказ от христианского нравственного идеала» (О православном отношении к новой практике благословения “пар, находящихся в неурегулированной ситуации, и однополых пар” в Римско-Католической Церкви), так и Совместная декларация папы и патриарха, формально провозглашая верность христианскому пониманию единства Церкви, фактически резко отходит от него. 

Александр Буздалов


Комментарии

Есть кое-что очень интересное, связанное с этой темой. В «О посте телесном», в православном журнале «Благодатный огонь», Игорь Друзь говорит:,,Очень часто несоблюдение неким лицом поста телесного, невоздержание в еде, влечет за собой блуд, а тот, в свою очередь, антицерковные религиозно-политические утопии. И уж особенно — если этот человек так закоренел в пороке, что еще и пропагандирует свое невоздержание. Приведем мнение известного современного писателя Игумена N, чьи книги благословил издавать Патриарх Алексий II: «Анализ жизнеописаний родоначальников различных ересей и сект, отошедших от изначального апостольского учения, приводит к выводу о том, что главной причиной повреждения сознания почти всех основателей сект (ересиархов) является грех блуда. Уязвленная грехом совесть обычно заставляет человека либо отвергнуть грех (чего он, в данном случае, вовсе не желает), либо искать ему оправдание в «обновленном» с этой целью христианстве, поскольку в неискаженном Христовом учении оправдания найти им никак не удается. Таким образом, как это ни парадоксально, в основе почти всех догматических искажений сектантства лежит грех блуда, выковавший новое оружие для бунта против Бога, — еретическое учение. Этот вывод, сделанный умозрительно на основании письменных источников, включая жизнеописания многих ересиархов (в том числе: Ария, Аполлинария, Лютера, Цвингли, Л. Толстого и проч.), я могу подтвердить и своими собственными наблюдениями. Так, например, все лично мне известные экуменисты любого уровня, к сожалению, причастны к указанному греху... Как показала сама жизнь, мыслительные способности еретиков (как, впрочем, и всех других людей) повреждаются, когда от человека, в результате блудного греха, отходит благодать. Эта удивительная взаимосвязь казалось бы далеких друг от друга явлений была, тем не менее, замечена очень давно. Поразительно точно (на основании личного опыта нравственных падений) в конце своей жизни сказал об этом премудрый Соломон: «Волнение похоти развращает ум» (Прем. 4, 12). Существование взаимосвязи между качеством мыслительных способностей и сексуальным поведением можно видеть и в том, что слово целомудрие, которое обозначает целое, неповрежденное мудрование, иначе — целостное разумение, объемное вѝдение (по греч. sojrosunh — благоразумие), издавна употребляется для обозначения телесной чистоты и непорочности, потеря которых, как оказалось, непосредственно влечет за собой и потерю правильного мышления, т.е. того самого целого, неповрежденного мудрования. Разорванность мышления, которым страдает сегодня все человечество — результат потери целомудрия, т.е. телесной чистоты (напоминаю, что интимные отношения в законном браке вполне законны и не нарушают целомудрия)». (https://blagogon.ru/articles/296/).

Оставить комментарий

История идей

Книги «Конструктивная неопределенность» православного экуменизма

Книги Церковный коллаборационизм


ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Карта Сбербанка: 5469 4800 1315 0682