Второе пришествие сверхчеловека
Дата создания:
Один из основных
доводов, который приходилось слышать от возмущенных скандальной постановкой
оперы «Тангейзер» в Новосибирском государственном театре оперы и балета, это
непозволительная вольность обращения режиссера Тимофея Кулябина с произведением
классического искусства, грубо искажающая авторский замысел. Этот аргумент
высказывали и светские критики постановки,[1] и пастыри Церкви.[2] Между тем, Рихтер Вагнер
известен не только как композитор, но и как мыслитель в плеяде теоретиков
немецкого романтизма. Небольшой экскурс в его теорию, может быть, позволит
лучше понять причины этого и ему подобных эксцессов, когда шокирующее многих «новое
прочтение классики» оказывается во многом детонацией заложенного в первоисточнике
аксиологического заряда.
Официальная
формулировка общественной критики «Тангейзера» в трактовке Т.Кулябина – «оскорбление
чувств верующих». В переводе с юридического этот эвфемизм означает кощунство,
или богохульство. «Чувства верующих» для светского права категория более
реальная, чем Тот, к Кому эти чувства направлены, то есть Господь Иисус
Христос. Говорить об оскорблении режиссером Христа-Бога юридически нельзя,
потому что Он не является субъектом светского права. Для верующих же все наоборот:
для них Христос – реальность высшей интенсивности, поэтому и оскорбленным они
ощущают не свои чувства ко Христу, но Его Самого. Богохульство сибирского
«Тангейзера» заключается в помещении Богочеловека в эротический контекст (отговорка,
что это вымысел персонажа Тангейзера, не работает, потому что сам он с этой
придумкой есть вымысел режиссера). В свою очередь это можно расценивать как
эвфемизм нецензурной лексики в отношении субъекта, в такой «контекст»
помещенного. Матерная брань в отношении Божественного Лица, Пресвятой
Богородицы или Церкви – это отличительная черта сатанизма. Поэтому за
«оскорблением чувств верующих» всегда стоит поругание святыни, которая в свою
очередь обнажает скрытое от мира первичное богоборчество падших духов.
Спрашивается, как такое становится возможным на материале «классического
произведения искусства»?
Прежде всего, надо
сказать о том, что сама опера Вагнера является «новым прочтением»
средневекового эпоса. «…в конце XIII века появилась прекрасная народная песнь,
в которой действующими лицами оказались кающийся грешник-миннезингер и папа
Урбан, суровый представитель христианского аскетизма и доминиканской
нетерпимости. Рыцарь Тангейзер, говорится в песне, захотел узнать наслаждения
любви и ушел в гору Венеры, где в продолжение года делил с богиней любовь. Но
под конец пресыщение, угрызение совести, страх погубить свою душу овладели им,
он прощается с Венерой, отрекается от своей проклятой любви и, призывая на
помощь чистую деву Марию, покидает гору с сердцем, полным скорби и раскаяния.
“Я хочу идти во святой город Рим и раскрыть свою душу пред папой. Радостно иду
я вперед — Бог да хранит меня — к папе, которому имя Урбан; дай Бог, чтобы он
великодушно даровал мне спасение. <…> Целый год я пробыл у прекрасной
дамы Венеры; теперь я хочу исповедать свой грех и принести покаяние, чтобы я
мог снова видеть лицо Божие”».[3] Так вот, существенная
разница народной песни и либретто Вагнера – это отсутствие в последнем такой
искренней тоски по целомудрию и благочестию (пусть и в узнаваемой католической
традиции духовного самообольщения: «хочу принести покаяние, чтобы я мог снова
видеть лицо Божие», – это, по сути, перевертыш 50-о псалма: «не отверже мене от
лица Твоего», то есть Ты не отвращай от меня Своего лица, которого я не достоин
видеть и в своем покаянии). Тогда как «Тангейзер» Вагнера – это уже откровенно
языческое по своему духу сочинение, порождение атеистического сознания (вернее
– «интуиции»), поэтому здесь уже невозможны христианские категории вообще и раскаяние,
в частности.
Главный герой вагнеровского
«Тангейзера» – это миннезингер-новатор, бард, работающий во фривольном для
своего времени жанре, воспевающий чувственную любовь в пику общепринятой рыцарской
(платонической) лирике. За этот авангард его полюбила Елизавета, дочь местного
аристократа, набожная, но, кажется, уже вольнодумно настроенная, тайно
сочувствующая «свободе творчества» и «поиску новых форм». То ли в награду, то
ли в наказание за эту революцию в искусстве Тангейзер оказывается в сказочном
гроте богини Венеры, то ли входе в преисподнюю (с точки зрения суеверных католиков),
то ли, наоборот, в земном раю (с точки зрения их прогрессивных оппонентов), где
несколько лет делит ложе с самой богиней (или демоном) любви. Пресытившись, он
начинает то ли раскаивается в своем блуде, то ли тосковать об идеалах, и даже взывает
к Приснодеве Марии – и чары Венеры рассеиваются вместе с ней самой. Однако
великий грешник оказывается вовсе не на исповеди, но на международном конкурсе
авторов-исполнителей в поместье графа. Рыцари, как водится, поют Прекрасную
Даму, а Тангейзер – которому раскаяние уже наскучило – старые хиты, плюс новые
про свою последнюю пассию Венеру. Оскорбленные в чувствах миннезингеры
консервативного направления собираются побить камнями взятого во фривольности коллегу,
но за него вступается преданная поклонница, влюбленная в бунтаря Елизавета.
Тангейзер, чтобы утешиться в том, что не взял гран-при (как трансвестит на «Евровидении»),
совершает паломничество в Ватикан, чтобы сам папа Римский отпустил ему его
выдающиеся прегрешения. Папа же отчего-то заупрямился и грехов Тангейзеру отпускать
не захотел. Тогда его гений окончательно не выдерживает такого несовершенства
миропорядка, несправедливости и непонимания на земле и на небе и, видя, что нет,
ну, реально нету иного выхода, в качества протеста, решает вернуться к оскорбительному
для его идеалов сожительству с Венерой. Бедная же Лиза срочно умирает, чтобы
лично молить Приснодеву за грешную душу Тангейзера. И, судя по знаку свыше,
вымаливает своего избранника, благородная душа которого отлетает в объятия
святой Елизаветы, то есть одесную Самого Бога на посрамление папе-фарисею и
рыцарям-графоманам.
В
этом кратком изложении, конечно, несколько утрирован фарсовый характер
вагнеровского произведения, однако, думается, не искажена его сущность. В
средневековой песни «тенденция столь трогательного в своей наивной простоте
рассказа ясна. Старинный поэт — убежденный, ревностный христианин; он до
глубины души питает отвращение к греху сладострастия, в который впал Тангейзер…»
Тогда как оперный Тангейзер питает к плотским наслаждениям, как говорится, «сложные
и противоречивые» чувства: согласно вагнеровскому сенсуализму, они являются частью
естества, то есть обожествляемой в язычестве природы вообще и человеческой
природы – особенно. Поэтому тут возникает характерная своего рода диалектика:
единство противоположностей греха и добродетели путем перегонки христианских
категорий в языческие. «Тангейзер» народного эпоса – это вариация на тему
«возращения блудного сына» (хотя, повторим, и в рыцарской поэзии уже хватало языческого
романтизма). «Тангейзер» Вагнера – это вариация на тему «Одиссеи» и
«Прикованного Прометея». Оперный Тангейзер – это, разумеется, никакой не
кающийся грешник, но героический полубог на пути к полному обожествлению.
Особенно наглядно это в романсе Гейне, который Вагнер воспроизведет в первой
сцене свой оперы: «О моя прекрасная повелительница Венера, тонкие вина и нежные
поцелуи пресытили мое сердце; я жажду страданий. Мы слишком много шутили и
смеялись вместе; теперь я завидую слезам, и не розами, а шипами я хотел бы,
чтобы голова моя была увенчана».[4]
Мы видим здесь человека, ищущего не покаяния, но венцов, сами страдания расценивающего
как титан, то есть к вящей своей славе. Есть, дескать, у меня венец из роз
(слава плейбоя); есть (или будет в будущем – у более благодарных потомков)
лавровый венок (слава поэта); не хватает лишь для полной коллекции тернового
венца заслуженного мученика-искупителя. Карикатурность этого «эстетического христианства»
очевидна. Поэтому у Тангейзера и в любовницах сама Венера, и каяться ему нужно непременно
самому папе Римскому, потому что не такой это человек, чтобы исповедоваться
первому встречному патеру. Поэтому и виноватыми в его грехах у Вагнера
оказываются все вокруг, кроме самого Тангейзер, то есть потому, что сами грехи
здесь – это атрибуты сверхчеловеческого героизма. Аналогичная история и с
Елизаветой: это такая типичная католическая осознавшая себя «святость»: «О
Пресвятая Дева, услышь мою мольбу, возьми меня с этой земли...<…> дай
мне, рабе твоей чистой приблизиться к тебе, чтобы умолить твое бесконечное
милосердие за грех того, кого я любила!» – Это все та же романтическая карикатура
на христианство, те же самые, что и у главного героя, греховные страсти
(гордость и тщеславие), сублимированные в метафизические нравственные «максимы».
Поэтому суть во всем этом уже скорее опереточная, или мыльно-оперная: «Он
падает ниц пред гробом и умирает возле невинной жертвы, восклицая: “Святая
Елизавета, молись за меня!”» Она же с верхнего яруса амфитеатр ему отвечает
прекрасным сопрано: «Великий Тангейзер, греши
за меня!» (уже заскучала в Царствие
Небесном, как тот в гроте).
«Тангейзер
прощен! Такая развязка, вполне ясная и удовлетворяющая, если рассматривать ее
только с поэтической точки зрения, становится особенно туманной, если
попробовать объяснить ее философски. Сам Вагнер дал два сильно различающихся
друг от друга толкования своему произведению. В 1851 году в “Сообщении моим
друзьям” он говорит, что было бы ошибочно в “Тангейзере” видеть пьесу
специфически христианскую, пессимистическую. Он не хотел осуждать вообще земную
жизнь, любовь, страсть, но — только жизнь современную, такую любовь, которая
является возможной при нашей испорченной цивилизации. Поэтому “Тангейзер” был
бы, в сущности, драмой революционной, протестом против существующего общества.
В том свете, где мы живем, удовлетворение этого весьма законного желания
наслаждения и любви, заложенного в сердце каждого человеческого существа, может
быть куплено только ценою непоправимого падения. Человек, который стремится к
достойной его любви, должен поэтому необходимо видеть в объекте этой любви
идеал девственной чистоты, которого невозможно получить в этой земной жизни, и
с которым можно соединиться только в смерти. А таким образом он логично придет
к желанию смерти вовсе не потому, чтобы жизнь была дурна сама в себе или чтобы
человек мог достигнуть истинного счастья только за гробом, но потому что
современная жизнь сделала невозможной истинную любовь. Так Вагнер истолковывает
свою драму в годы, непосредственно следующие за революцией 1848 года, когда сам
он является революционером, оптимистом и видит в философии Фейербаха наилучшее
рациональное объяснение вселенной. Несколько лет спустя его точка зрения
совершенно меняется. С этих пор в доктрине Шопенгауэра узнает он философское
объяснение, больше всего соответствующее его интуитивному мировоззрению. И вот
под влиянием этих новых идей он дает своей драме совершенно другое объяснение,
чем в 1851 году. По его мнению, <…> он самопроизвольно, благодаря
художественному инстинкту, создавал пессимистические драмы, которые потом не
совсем успешно пытался истолковывать с помощью формул и понятий оптимистической
философии. Таким образом, толкования Вагнера оставляют нас в недоумении
относительно истинного смысла драмы “Тангейзер”». [5]
Однако
это недоумение легко разрешимо и емко укладывается в выведенную другим
романтиком формулу: «Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой»
(«в содоме ли красота? Верь, что в содоме-то она и сидит для огромного
большинства людей»; «иной, высший даже сердцем человек и с умом высоким,
начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским»; «с идеалом содомским в
душе не отрицает и идеала Мадонны, и горит от него сердце его и воистину,
воистину горит…»). То же самое «два в
одном» и у Вагнера: идеал святой Елизаветы и идеал блудницы Венеры в сердце
Тангейзера. Чтобы разрешить эту коллизию так, чтобы и волки были сыт, и овцы
целы, нужно либо ввести венерическое в христианское («христианизировать» его,
как содомию на современном Западе), либо свести их к какому-то среднему.
Вагнер, как романтический утопизм вообще, решал эту дилемму первым,
«религиозным», способом, или путем идеализации и сакрализации самого
греховного, в отличие от буржуазно-либеральных («мещанских») как менее пафосных
и более приземленных форм этой же самой «культурной революции».[6]
Схожим образом видит проблематику оперы и режиссер Кулябин: «Как правило,
классическое прочтение оперы заключается в том, что герой познает две сущности
любви. Встретив страстную, плотскую любовь Венеры, он убегает от нее и приходит
к возвышенной, одухотворенной любви Елизаветы (по сюжету она девственница и
становится святой). Однако герой не находит полноты счастья ни здесь, ни там.
Это конфликт невозможности выбора. Когда я говорю, что убил в “Тангейзере”
любовный треугольник, я имею в виду, что <…> сегодня в нашей жизни нет
таких категорий, как святая или греховная любовь».[7]
Между тем, такое состояние культуры, где снята оппозиция святого и греховного,
где естественны «священники» андрогины, это и есть то счастливое будущее эмансипированного
человечества (то есть освобожденного от власти христианства, как такового), за
которое боролся революционер Вагнер, хотя он и не мог еще выразить эти чаяния прямо, но
бормотал что-то невнятное («таинственное») и двусмысленное («интуитивное»,
«фантастическое»). Но, скажем еще раз, идеализм и альтруизм Вагнера принципиально
(или с церковной точки зрения) не отличается от материализма и прозаизма
капиталистического сознания, столь им презираемого за пошлый эгоизм: те хотели
и капитал нажить, и душу спасти, а этот – прямо из грота Венеры (или из своего беспредельного
тщеславия художника-демиурга) перебраться в христианский эмпирей.
«Он
не хотел осуждать вообще земную жизнь, любовь, страсть, но — только жизнь
современную, такую любовь, которая является возможной при нашей испорченной
цивилизации. Поэтому “Тангейзер” был бы, в сущности, драмой революционной,
протестом против существующего общества».[8]
Если философия Вагнера – это откровенное возрождение язычества (антропотеизм
фейербаховского или шопенгауэровского извода), то протестом она может быть
только против своего принципиального антагониста, то есть христианства. Так это
и обстоит на практике: «испорченная цивилизация» – это именно церковью испорченное общество,
мешающее человеческому «счастью» – счастью грешить и при этом чувствовать себя
высшим существом. «Меня, – пишет он в мемуарах, – в пользу Фейербаха настроили
главным образом следующие его выводы <…> лучшая философия – это не иметь
никакой философии [потому что. – А.Б.] действительно лишь то, что дано в
ощущениях».[9]
Венера – в частности, с оперой на десерт. Поэтому вагнеровский Тангейзер и
уходит в пещеру, чтобы там, как отшельник культа «данного в ощущениях»,
спасаться от мира христиан, подвизаться на поприще «непосредственного».
Антихристианство
Вагнера причудливо сочетается с антисемитизмом, потому что в этой системе
саморазвивающейся Природы, дух христианства породила арийская раса, а
исторически его испортила – нация «козлов отпущения». «Семитский дух глубоко и
прочно изменил характер древних цивилизаций, — эллинской и римской; с точки
зрения религий, — католическая церковь есть произведение латинской расы, в
которой еврейский дух глубоко проник в истинную религию Христа». Тогда как «истинная религия Христа» – это сам
романтизм, когда «два идеала в одном сердце», синтез аполлонического
(венерического), как оно есть, и христианского (святого). «Красота спасет мир».
Красота искусства – в первую очередь. Потому что «христианская религия не могла
сохранить своей первоначальной чистоты: с одной стороны, вера в догму занимает
место религиозной веры, а с другой стороны, церковь, испорченная страшной
инфильтрацией еврейского духа, мало-помалу делается орудием власти, силой,
соперничающей с государством». Поэтому революционность Вагнера направлена и на
государство и на церковь: и то и другое необходимо «преодолеть», первое –
политическим «действием», второе – искупительной и воскрешающей силой искусства.
Если папа Римский как олицетворение христианского аскетизма и догматического
ригоризма не разрешает грешить, если церковь доктринально не оправдывает само
право человека на эту «радость», то это сделает «Христос» романтизма. «…в
течении лета и осени 1848 г. [Вагнер] набросал новые драмы <…> “Иисус из
Назарета”, самое любопытное произведение той эпохи, <…> содержит в себе
самое интересное и самое полное изложение Вагнером революционного credo.
<…> Вагнер хотел показать нам в Иисусе Христе вдохновенного пророка
будущего общества, представителя идеального человечества, чистого от всякой
грязи и от всякого греха <…> Я освобождаю вас от греха и возвещаю вам
вечный закон духа; этот закон – любовь: если вы будете поступать по любви, вы
никогда не согрешите”». Это и делал Тангейзер все время: и когда любил Елизавету,
и когда любил Венеру, и когда пел похабно (но ведь от души же). Он «много
возлюбил», он всегда следовал зову своему сердце, и значит… не согрешил. Это ли
не освобождение! «Вагнер допускает, что Бог и человек вначале составляли одно,
что первые люди поэтому жили бессознательно невинными по божественному закону,
или, что то же самое, по закону природы». Значит, нужно лишь следовать во всем
своей природе – и снова составишь с Богом в одно целое. Так, «блудный сын»
Тангейзер и Сын Божий Иисус Христос соединяются в одного романтического
«блудного Сына Божия», приходящего и
«спасающего» человека от порабощающей и умерщвляющей его церковной догматики и аскетики.
Поэтому
уже у следующего поколения религиозных философ (декадентов), наследников
романтизма по первой линии, эта культурно-революционная доктрина «преображения
человечества с помощью нового искусства»[10]
выльется в то, что назовут «одухотворением плоти» и что будет уже реально воплощаться
в поруганиях святого. Поэтому здесь есть все основания говорить о непрерывности
процесса, о преемственности, о «развитии» одного антихристианского проекта: от
«классиков» романтизма – к модернистам декаданса, а от них – к нынешним кощунствам
постмодернизма, либо – напрямую, как в случае Кулябина, минуя опосредование «фаллического
христианства» В.Розанова, Н.Бердяева и др.[11]
Полагать же, что романтизм вообще и немецкий, в частности, был еще христианским
по духу, а декадентские и постструктуралистские интерпретаторы, дешевого
эпатажа ради, над ним «поглумились» своим «прочтением», осквернили своим прикосновением
«святыню» классического искусства, – это значит либо иметь поверхностные
представления о предмете, либо иметь заниженный «внутренний ценз» в отношении религиозного
вольнодумства. Например, аналогичной издержкой романтизма в «русской классике»
является стихотворение А.С.Пушкина «Ты Богоматерь, нет сомненья…», обращенное к
одной из дам его сердца.
Но вернемся к
«Тангейзеру». Как уже было отмечено, критики постановки не устают повторять
свой аргумент: «Некоторые хотят в пику традиционным консервативным ценностям
отстаивать свободу ради свободы. Мне кажется, иногда именно ради этого
создаются такие заведомо скандальные театральные постановки <…>
скандальные интерпретации классики <…> Ведь те, кто знаком с творчеством
Вагнера, понимают, что к нему это не имеет отношения».[12] Но в том-то и дело, что
ровно наоборот: те, кто действительно знаком с философской подоплекой творчества
романтиков, понимают, что все перечисленное – неотъемлемые атрибуты этой «классики»:
и волюнтаристический императив человеческой свободы, и контра в отношении «консервативных
ценностей» (сиречь христианских), и «скандальные интерпретации» этих ценностей.
Просто в условиях даже рудиментарного пуританства XIX
в. богоборчеством
еще могли счесть фривольность «эстетики» Тангейзера-миннезингера, не менее
эпатажной для своего времени, чем «эстетика» Элвиса Пресли – для своего. Короче
говоря, «ломать каноны» нужно постепенно, нельзя сразу перевернуть систему
ценностей с ног на голову и объявить непотребство невинностью, а безобразие
красотой. «Сама сущность искусства состоит в отрицании навязанных извне
стандартов, а разрушение норм — прямая миссия художника. Вот эти две темы
[“вагнеровского Тангейзера”] для меня, пожалуй, наиболее важны» (Т.Кулябин).[13] Поэтому, будучи
«перенесенным в сегодняшней день», «скандал, случившийся на состязании певцов»
как «композиционный центр оперы» Вагнера, как
«ситуация, способная вызвать бурю негодования», «смоделирована» режиссером
уже в виде откроенного кощунства как «эквивалента этому противоречию в
современной жизни», то есть в условиях «развитого» растления и отступничества.
Но сущность кулябинского и вагнеровского революционного искусства – одна и та
же. В этом плане искажение постановщиком сюжета оперы так же раскрывает его
истинный смысл, как это сделал Ницше своим «прочтением» Вагнера в целом. «Вагнер
и Бетховен – это богохульство <…> В более тесной сфере так называемых
моральных ценностей нельзя найти большего контраста, нежели мораль господ [в антропотеическом
смысле «сверхчеловеков». – А.Б.] и мораль христианских понятий о ценностях:
последняя выросла на гнилой насквозь почве <…> мораль господ (римская,
языческая, классическая, ренессанс), наоборот, является языком восходящей
жизни, воли к власти как принципа жизни. <…> “Мир” – христианское бранное
слово. <…> Не отвергнешь христианства – не опровергнешь болезни глаз.
<…> Если Вагнер был христианином, ну, тогда Лист, быть может, был отцом
церкви! <…> Знатный римлянин смотрел на христианство как на foeda
superstillio (мерзкое суеверие); напомню о том, как
относился к кресту последний немец с аристократическим вкусом, Гете. Тщетно
искать более драгоценных, более необходимых контрастов…»[14]
И, действительно, как
может слыть христианским деятель культуры, стабильно употребляющий в мемуарах
эпитет «демоническое» по отношению к своему творчеству, перемежающий периоды
атеизма и вотанизма (от Вотана, этого Прометея германо-скандинавской мифологии),
к тому же гностически, оккультно-мистически окрашенного? «…для либретто к
“Тангейзеру” и для всех моих следующих замыслов я раз навсегда отказался от
сюжетов из области истории и перешел к сюжетам из области саги.
<…> Характерная сцена, а также сказочный тон мгновенно погружают нас в
мечтательное состояние, близкое к прозорливости, и нам открывается новая связь
явлений вселенной, скрытая от наших глаз, когда мы пребываем в обычном
бодрствующем состоянии, оттого-то мы и спрашиваем вечно: почему? А также и
оттого, что хотим побороть свой страх перед {525} непостижимостью
вселенной, которая тут становится такой ясной и понятной. Теперь вы легко
поймете, что в конце концов музыка должна неизбежно произвести такое очарование,
дающее прозорливость».[15] И каковы же результаты этого
прозрения Художника-демиурга и жреца в сущность бытия? – «Христианство
оправдывает бесчестное, бесполезное и жалкое существование человека на земле
чудодейственной любовью бога, который вовсе не создал человека — как это
ошибочно полагали греки — для радостной, все более осознающей себя жизни и
деятельности на земле; нет, он запер его здесь в отвратительную тюрьму, чтобы
приготовить ему после смерти, в награду за то, что он преисполнился здесь, на
земле, полнейшего к себе презрения, самую покойную вечность и самое блестящее
безделье. Человек мог и даже должен был оставаться в самом низком
нечеловеческом состоянии, он не должен был проявлять никакой жизненной
активности <…> Историк не знает в точности, таковы ли в действительности
были воззрения того несчастного сына галилейского плотника… <…> Свободный грек, который считал себя
высшим творением природы, мог в состоянии радостного упоения бытием создать
искусство. Христианин же, одинаково отрицавший и природу и самого себя, мог
приносить жертвы своему богу только на алтаре отречения, но не мог приносить
ему в дар плоды своих трудов; наоборот, он думал быть ему угодным, отказываясь
от всяческого личного, смелого творчества. Искусство — это Высшее
проявление гармоничной, в полном соответствии с природой развивающейся,
чувственно прекрасной личности. Только испытывая высшую радость перед реально
ощутимым физическим миром, человек может использовать его в качестве материала
для искусства; только благодаря физическому миру, раскрывающему — себя
органам чувств человека, у него может возникнуть воля к созданию художественных
произведений. <…> Исторические события с ясной непреложностью указывают
на результаты двух противоположных течений. В то время как греки для своего
просвещения собирались в амфитеатре, где испытывали часами длившиеся
глубочайшие наслаждения, христиане на всю жизнь запирались в монастырь; там
судило народное собрание, здесь же творила суд инквизиция; там развитие
государства вело к подлинной демократии, здесь же — к лицемерному
абсолютизму. Лицемерие является, вообще говоря, самой выдающейся
отличительной чертой всех веков христианства вплоть до наших дней, и этот порок
стал ощущаться все резче и наглее по мере того, как человечество, вопреки
христианству, черпало из своего внутреннего неиссякаемого источника новую
свежую влагу и созревало для разрешения своей насущной задачи».[16] Будучи Художником,
Тангейзер (или сам Вагнер) – «это Высшее проявление гармоничной, в полном
соответствии с природой развивающейся, чувственно прекрасной личности», в
отношении которого церковный христианин – это существо с более низкой ступени
развития. «…в статье “Революция” “Volksblatter” от 8 апреля 1849г.
[Вагнер] наивно раскрывает тайну своего романтического и ультраидеалистического
отношения к революции: “Я хочу до основания уничтожить строй вещей, порожденных
грехом.” “Я – революция, я – вечно созидающая жизнь, я – единственный Бог,
которого признает все существующее и который объемлет, оживляет и
осчастливливает все сущее!”»[17]
И вот теперь это «всеобъемлющее
счастье» наступило, второе пришествие сверхчеловека свершилось. В очередное
подтверждение этому режиссер Т.Кулябин и ввел своего преодолевшего церковный «абсолютизм»
«блудного сына божия» в число действующих лиц оперы Вагнера, передав ему часть
реплик и действий «высшей личности» Тангейзера, потому что такая «христология»
там изначально присутствует, пусть и не конкретно в либретто этой оперы, но
зато в мире Рихтера Вагнера вообще, что гораздо существенней, в контексте его
собственного перманентного богоборчества. Если утверждается, что Христос – это
«сын плотника» и «один из самых высоких инициаторов человечества за все
времена»,[18]
то отсюда следует и Его нахождение в одном ряду с другими «инициаторами»
(Тангейзером, в частности, тоже пострадавшего от фарисейства ради выхода
человечества на «новый уровень»), и Его подверженность укорным страстям, простительным
в великом человеке маленьким слабостям, нисколько не умаляющим его природного божества.
«Если верить Шопенгауэру, то может случиться, что животная порода, под угрозой
предстоящего разрушения, в борьбе с уничтожением удивительным усилием порождает
не только высших индивидуумов, но и новую породу. Подобным же образом, по
Вагнеру, нужно представлять себе происхождение Христа: все человечество, когда
ему грозило вырождение даже в самой славной расе, в белой расе, отчаянным
усилием породило единое и новое существо, божественное резюме всей человеческой
породы».[19]
Поэтому, на наш
взгляд, в оценке этой скандальной постановки неправильно противопоставлять эти
два «художества» (вагнеровскую оперу и ее новосибирскую постановку), потому что
здесь одно прямо следует из другого.
Александр Буздалов
[1] «Это произвело на
меня гнетущее впечатление, – ответил Андрей Сергеевич. – Вагнер – это классика,
опера сделана на мифе про любовь смертного к Венере. <…> нужно бережно
относится к источнику» (Андрей Кончаловский о скандале с оперой «Тангейзер»: «Зачем заниматься эксгумацией и
эпатировать за счет великих авторов? Напишите свою музыку!» / Комсомольская
правда).
[2] «В истории с
“Тангейзером” я вижу неуважение не только к чувствам верующих, но и к
классическим произведениям искусства. Классический репертуар в современном
театре искажают часто. Режиссер исказил образ Христа, но, кроме того, он
исказил и содержание оперы. Полагаю, постановка могла оскорбить и многих поклонников
Вагнера» (Современное
богоборчество еще более агрессивное, чем богоборчество начала XX века. Известные пастыри об итогах
конфликта вокруг кощунственной постановки «Тангейзера» / Портал «Русская
народная линия»).
[3]
4] Там же.
[5] Там же.
[6] Ср.: «…новое
человечество, по мнению Вагнера, должно быть наделено “социальным разумом”,
овладевшим природой и ее плодами для всеобщего блага. Вагнер мечтает о “будущих
великих социальных революциях”, путь к которым указывает преобразующая роль
искусства. Он уповает на человеческую природу, из глубин которой в необъятные
просторы «чистой человечности» вырастает новое художественное сознание. Он
возлагает надежды на силу «божественного человеческого разума» и вместе с тем
на веру в Христа, пострадавшего за людей, и Аполлона, давшего им радость»
(Лосев А.Ф. Исторический смысл эстетического мировоззрения Рихарда Вагнера /
Вагнер Р. Избранные работы. М.: Искусство, 1978).
[7] «Тангейзер»: перезагрузка / Портал
«Континент Сибирь
Online».
[8] Анри Лиштанберже.
Рихард Вагнер как поэт и мыслитель.
[9] Лосев А.Ф.
Философский комментарий к драмам Рихарда Вагнера. Ст.I
(Предрассудки о творчестве Вагнера. Философские влияния на композитора).
Вопросы эстетики. Вып. 8. М.,1968.
[10] Лосев А.Ф.
Исторический смысл эстетического мировоззрения Рихарда Вагнера.
[11] «Вагнер – второй,
после Бетховена, зачинатель нового дионисийского творчества, и первый предтеча
вселенского мифотворчества. <…> Теоретик-Вагнер уже прозревал
дионисийскую стихию возрождающейся Трагедии, уже называл Дионисово имя.
<…> Над темным океаном Симфонии Вагнер-чародей разослал сквозное
златотканое марево аполлинийского сна – Мифа. Но он видел бога [Диониса] еще в
пылающей купине и не мог осознаться ясно на распутьях [дионисийского]
богодейства и богоборства. <…> Он уже созывал на праздник и тайнодествие.
Но это были еще только праздничные священные зрелища, – еще не мистический
хоровод. <…> Как и в древности <…> толпа должна плясать и петь,
ритмически двигаться и славить бога [Диониса] словом. Она будет отныне бороться
за свое человеческое обличье и самоутверждение в хоровом действе. <…> Из
мусикийской оргии должны возникнуть просветы человеческого сознания и соборного
слова <…> Чрез святилища Греции ведет путь к той Мистерии, которая
стекшиеся на зрелище толпы претворит в истинных причастников Действа, в живое
Дионисово тело» (Иванов Вяч. По звездам. СПб, «Оры», 1909. С.65-67).
[12] Современное
богоборчество еще более агрессивное, чем богоборчество начала XX
века.
[13] «Тангейзер»:
перезагрузка.
[14] Ницше Ф. Казус
Вагнер / Фридрих Ницше. Сочинения в 2-х томах.
М., «Мысль», 1996. Т.2. С.525-556.
[15] Вагнер Р. Музыка
будущего / Вагнер Р. Избранные работы. М.: Искусство, 1978.
[16] Вагнер Р. Искусство
и революция / Там же.
[17] Лосев А.Ф.
Философский комментарий к драмам Рихарда Вагнера. Ст.I
(Предрассудки о творчестве Вагнера. Философские влияния на композитора).
[18] «Ни в какой момент
жизни своей он не переставал чувствовать к Иисусу самое набожное благоговение;
мы видим, что в самом разгаре оптимистического и революционного периода он
набрасывает план “Иисуса из Назарета” и называет “Иисуса, пострадавшего за
человечество” одним из самых высоких инициаторов за все времена» (Анри
Лиштанберже. Рихард Вагнер как поэт и мыслитель).
[19] Там же.
Комментарии
У этой статьи нет комментариев