«Вселенское Божество» Человек
Дата создания:
Исцеление
Христом десяти прокаженных. Гравюра к Библии Пискатора
Догматизация
теологуменов и антропотеология как основные принципы богословского модернизма,
в которых проявляется «плотское мудрование» новых богословов (то есть, их
обмирщенное христианское сознание, искаженное влиянием различных светских
религиозно-философских учений), помимо прочего, выражаются в модернистском
учении о грехе.
«…грех
[для В. Н. Лосского, прот. Георгия Флоровского, протопресв. Иоанна Мейендорфа и
др.] это не преступление или оскорбление в юридическом смысле и не просто некий
безнравственный поступок; грех — это прежде всего болезнь человеческой природы.
Поэтому и искупление мыслится как освобождение от болезни, как исцеление,
преображение и в конечном счете обожение человеческого естества» (прот. Олег Давыденков. Догматическое
богословие. Ч.3, разд.IV, гл.2.6 / прот. Олег Давыденков.
Догматическое богословие. М., изд. ПСТГУ, 2013. С.412).
Псалтырь,
апостольское и святоотеческое богословие говорят о грехе и как о беззаконии,
или преступлении человека в отношении Бога («юридическое» значение греха), и
как о духовной болезни, или повреждении собственной природы («органическое»
значение греха). «Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний
Его. Очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя» (Литургия
оглашенных. Первый антифон). «Да не в суд или во осуждение будет мне причащение
Святых Таин, Господи, но во исцеление души и тела» (Последование ко Святому Причащению. Молитва святого Иоанна Златоустого).
Но при этом первое значение, безусловно, является основным, а второе –
второстепенным, производным или дополнительным. Так, первые три из четырех
обращений в канонической молитве ко Пресвятой Троице имеют «юридическое» значение
и только последнее – «органическое». «Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи,
очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели
немощи наша, имене Твоего ради». Почему дело обстоит таким образом? – Потому
что преступление в отношении Бога (Божией воли, Божиих заповедей, Закона
Божьего) неизмеримо важнее (серьезнее, нелегитимнее и т.д.) преступления в
отношении человека. Юридическая тяжесть этих преступлений несопоставима, что
очевидно. Поскольку Бог как нетварная Сущность онтологически бесконечно больше
человека, постольку и беззаконие в отношении Него несоизмеримо по своей
величине, чем беззаконие в отношении твари. Эта богословская истина
Христианства и лежит в основании ортодоксального понимания греха как беззакония
и «юридической (схоластической) теории искупления», как модернизм
пренебрежительно называет один из фундаментальных догматов Церкви.
Соответственно, перенося центр тяжести в толковании сущности греха во
внутренние законы естества, богословский модернизм опосредованно меняет тварное
и нетварное местами.
«Вообще у отцов, как и
в Священном Писании, мы находим много образов для выражения тайны нашего
спасения, совершенного Христом. Так, в Евангелии Добрый Пастырь является
«буколическим» образом подвига Христова; сильный человек, побежденный другим,
более сильным, <…>; существует и “врачебный” образ – образ больной
природы, исцеляемой противоядием спасения; <…> Наконец, образ,
встречающийся чаще всего и заимствованный апостолом Павлом из Ветхого Завета,
относится к области юридических отношений» (Лосский В. Искупление и обожение/ Владимир
Лосский. Боговидение. М., «ACT», 2006. 635).
Иными словами,
несмотря на то, что юридическое значение греха в Священном Писании и Предании является
основным, объясняется это Лосским как «пережиток» ветхозаветного сознания,
которое следует богословски «преодолеть» как атавизм предыдущего этапа
«догматического развития»… Поэтому объективно модернистская формула «грех —
это прежде всего болезнь человеческой природы» есть выражение богословского антропоцентризма, или сакрализированного
гуманизма, в чем, как было сказано, и заключается один из основных принципов
нового богословия как неогностической теологии человека, на которого
переносятся различные атрибуты божественной природы.
В Христианстве грех – это «прежде всего» беззаконие твари против
Творца, которое, разумеется, повреждает и собственное естество согрешающего. Но
– только в силу того, что происходит первое, попускается второе. Грех как
преступление против Бога делает человека подверженным страстям как язвам души. Поэтому
Сам Господь Бог и Его Святая Церковь призывает грешников, прежде всего, к
покаянию, которое открывает им возможность получить и духовное исцеление в
благодатных Таинствах. Поврежденное естество не может быть восстановлено в
своей природной полноте до тех пор, пока грехи не будут искуплены, пока грешник
не покается и пока его «долги» (еще одно юридическое понятие Священного
Писания) не будут прощены Имеющим такую власть Судией. «Умилосердися убо, Господи, и не обличи мя
грешнаго, но сотвори со мною по милости Твоей; и да будут ми святая сия во
исцеление, и очищение, и просвещение, и сохранение, и спасение» (Последование
ко Святому Причащению. Молитва 5-я, святого Василия Великого). А если бы
сущность греха полностью исчерпывалась страстностью как духовной болезнью, то
милосердие Божие не нуждалось бы в прошении болящего об исцелении, чтобы это
исцеление ему предоставить в полном объеме, причем уже в Эдеме, в отношении
первых согрешивших людей (если бы они только подверглись недугу), что морально
компрометирует даже земных врачей.
Потеря богословским модернизмом сознания этих азбучных истин
Православия, перестановка им первичного и производного в учении о грехе
является ни чем иным, как выражением неверия или, по крайней мере, маловерия новых
богословов, поскольку человеческое вообще становится существеннее божественного
для человека только тогда, когда он теряет веру. Что и происходит в новом
богословии, и поэтому компенсируется богословскими симулякрами
сакрализированного гуманизма, которые последовательно подменяют христианские
догматы их ложными неогностическими подобиями, где человеческое и божественное,
тварное и нетварное, следствия и причины меняются местами.
«…главное,
что надо было понять, что грех — это не нарушение юридических законов, данных
от Бога, то есть, проще сказать, это не юридическое нарушение, как это обычно у
нас присутствует в сознании. Когда я нарушил какие-то нормы поведения, или
юридические какие-то нормы жизни, то я или испрашиваю прощения, или ищу защиты,
и так далее. Грех – это не юридическое нарушение, а это нарушение тех
законов, которые присущи моей человеческой природе, мне лично» (Осипов А.И. Понятие греха / Лекция
№13. 5 курс МДС, 12 ноября 2012 г. Аудиозапись и видео).
В результате этого «органическое»
и «нравственное» богословие приобретает сходство с оккультным учением, или выступает
умеренной формой теософии как гностической религии самоспасения.
«После того, как человечество <…>
согрешило в своем первом родителе (физиологическая аллегория, поистине!), из
души которого каждая человеческая душа является эманацией, говорится в “Зогаре”,
люди были “отправлены в изгнание” в более материальные тела, чтобы искупить тот
грех и стать продвинутыми в добродетели. Вернее – чтобы завершить цикл
необходимости, поясняет доктрина; чтобы продвигаться в своем эволюционном
задании, <…> ибо каждый из нас должен пройти через “Долину Терний”,
прежде чем он появится на равнинах божественного света и покоя» (Блаватская
Е. Тайная доктрина. Т.3. Ч.2, XXXIV).
Здесь мы можем видеть
тот гностический прием мифологизации христианских догматов (редукция их прямого
значения к аллегории или метафоре), который является отличительной чертой и
нового богословия.
«Употребляя слово “искупление” так, как мы
делаем сейчас, в значении общего термина, обозначающего спасительный подвиг
Христа во всей его широте, мы не должны забывать, что это юридическое выражение
имеет образный характер: Христос в такой же мере Искупитель, в какой Он Воин,
торжествующий над смертью, истинный Первосвященник, [Врач] и т.д.»
(Лосский В. Искупление и обожение. §2 / Владимир Лосский. Боговидение. Цит.
изд. С. 636).
То есть, сначала
Лосский свел юридическое значение догмата Искупления к аллегории. Затем релятивизировал
его еще больше, поместив этот «образ» в число других евангельских образных выражений
«тайны нашего спасения» и поставив его в этом списке на последнее место (несмотря
на то, что оно «встречается чаще всего у св. отцов» и апостолов). Наконец,
объясняется все это Лосским (то есть, слово Божие и догматическое учение
Церкви) тоже в «лучших традициях» классического гностицизма – наследием Ветхого
завета как ложной религии.
При этом в теософском
учении ортодоксальное значение греха и его Искупления (аннигилированное этими
же приемами) также заменяется «органическим» значением, принципом саморазвития
единого «духовного начала» бытия. Вернее – ортодоксальному юридизму
(верховенству Божией воли как Божьего закона) гностицизм под видом высокой
«органики» противопоставляет свой онтологический юридицизм неоплатонического
или буддистского типа, где этот божественный закон пантеистически сведен или
отождествлен с имманентными законами существования естества. Что объективно
является «аллегорией» титанического похищения божественной власти гностиком,
присвоением им божественного самодержавия, сакрализации своей воли как
онтологически верховной, абсолютной.
«Его религия учит его [христианина], что
молитвы, покаяние и жертвоприношение способствуют искуплению грехов в глазах “всепрощающего,
любящего и милосердного Небесного Отца”, ему вселяют надежду, — сила которой
растет пропорционально искренности его веры, — что он будет прощен за свои прегрешения.
Таким образом, моральный заслон между верующим и грехом очень слаб, если
смотреть на него с позиций человеческой природы. Чем больше ребенок уверен в
любви к нему своих родителей, тем легче ему ослушаться отцовских приказов»
(Блаватская Е. Происхождение начал).
Другое дело –
«моральный заслон» между грехом и гностиком, сознавшим в себе «внутреннего
Христа» и имеющим духовную силу («психическую энергию» как Его «эманацию»)
самому «искупить» свои грехи, восстановить свою поврежденную природу, подняться
на ступень «царствия небесного» в духовной эволюции разумных существ. И это, по
сути, тот же самый «нравственный монизм», только выраженный в более радикальном
виде.
«…христиане верят в прощение и отпущение всех
грехов. Им обещано, что если только они будут верить в кровь Христа – невинной
жертвы! – кровь, пролитую им во искупление грехов всего человечества, то
это загладит всякую вину и смертный грех. Мы же не верим ни в искупление чужой
вины, ни в возможность прощения хотя бы и малейшего греха любым богом, даже “личностным
Абсолютом” или “Бесконечным”, если такое вообще может существовать. Во что мы
верим – так это в строгую и беспристрастную справедливость. Неизвестное
Вселенское Божество, представителем которого является карма, мы представляем
себе как силу, которая не может ошибиться и не знает, таким образом, ни гнева,
ни милости – ничего, кроме абсолютной справедливости, которая предоставляет
всякой причине, большой или малой, производить свои неизбежные следствия» (Блаватская Е. Ключ
к теософии. Гл.XI).
Нечто подобное
гностической «карме» исповедует и богословский модернизм, делающий Бога-Вседержителя
свв. апостолов и отцов Церкви каким-то «Неизвестным Божеством», традиционные
прерогативы Которого переданы разумным творениям как Его «законным
представителям». Новые богословы одержимы той же, что и оккультисты, оппозицией
традиционному учению Церкви о грехе и догмату Искупления и противопоставляют
им, по сути, аналогичное учение о саморазвивающемся «естестве», об
онтологически непреложных («нравственных» или «органических») законах
«природы», нарушение которых автоматически влечет за собой аллегорическое
«возмездие» его внутреннего «повреждения». Соответственно, тот же «ключ теософии»
в богословском модернизме выступает отмычкой и «райских дверей», поскольку
«искупление» оказывается полностью обусловленным этим «божественным законом»,
действующем в самом человеке, и нарушение которого, и исправление
(восстановление) которого оказывается исключительно в его самовластии. Тем
самым, гностическое «Вселенское Божество» по имени Человек само справляется со
всеми функциями христианского Бога.
Александр Буздалов
Комментарии
Ангел
2021-03-04 00:01:11
Если грех нет вина, нет преступление против Бога, а только ошибка, делающая повреждение то в чем слава Божия для спасения человека? Это надо бьıло совершится по обычные Божией милости и всемогущество в каждом случае. Если Христос только исцелял больних и воздвигал падших то в чем это великое? Любой хорошой человек бьı сделал это. Но сколько бьı пострадали для виноватьıе? А Христос страдал и умирал для виноватьıе - в этом величие Божией милости! Бог спасает виноватьıе и для них Своего Сина пожертвовал! Мьı перед Богом все недостойних и не заслужаем жизн венчой, а смерти как справедливое наказание для греха (Бит. 2:17, Рим. 6:23), чтобьı спасти нас Христос, Кто без греха, (Ис. 53:9, 1 Пет. 2:22) претерпел эта казн для греха - смерть, и по Божией правосудие Он должно не только восстановится к жизн, но для Свое невинное страдание Он заслужает получит все что желает, по Своя безмерная заслуга Он "ходатайствует для нас" (1 Тим. 2:5-6, Рим. 8:34) и так в согласии с Божией правосудие Он может спасти грешников (Рим. 3:25-26).
Алексей
2021-03-05 19:58:07
Неверие в Бога, как человека, рождает веру в человека, как Бога.
Ангел
2021-03-20 21:46:35
При аморалистическое понимание греха теряет смислу слова 50-ти Псалом, котором читается на каждое правило, (5 Яко беззако́ние мое́ аз зна́ю и грех мой предо мно́ю есть вы́ну. 6 Тебе́ Еди́ному согреши́х, и лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х, я́ко да оправди́шися во словесе́х Твои́х и победи́ши, внегда́ суди́ти Ти.) также и всех покайних канонов где человек признавает себе виновньıй перед Богом и подсудимьıй. Очевидно что аморалистическое богословие не опирается на Церковь. (А на мир конечно)
Фотиния
2021-12-17 11:29:18
Если "Грех это болезнь"и только, а не оскорбление Бога ,то я теперь поняла их [из ПарижЭ] тайную веру в "помилование "бесов.