Меню

Катехон

Дата создания: 

22/07/2021

Диоклетиан и Сталин. Фото: Русская линия

Как известно, содержащиеся во Втором Послании св. ап. Павла к фессалоникийцам (они же – солуняне) неясные слова об «удерживающем» (греч.: «ὁ κατέχων»)  являются одним из наиболее трудных для толкования мест Св. Писания. Неопределенность данного фрагмента (2Фес 2:6-7) породила несколько версий прочтения у самых авторитетных церковных писателей, святых отцов и учителей Церкви. Поскольку речь идет о событиях апокалиптического характера (а именно, об условиях Второго пришествия в мир Господа Иисуса Христа и непосредственно предшествующем этому явлении антихриста), которые Промысл оставил отчасти сокровенными даже для Церкви («О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф 24:36)), встречающееся богословское разномыслие здесь не является чем-то предосудительным.

Другое дело, когда неопределенность этого сакрального текста используется для новейших историософских мистификаций и идеологических фальсификаций. В частности, наличие святоотеческого варианта толкования «удерживающего» как Римской империи используется национал-мистически настроенными авторами для произвольного перенесения статуса «удерживающего» (после падения Первого и Второго Рима) на Российское государство независимо от формы правления, государственной идеологии и вероисповедования населения в различные периоды истории этой сверхдержавы.

«Главных причин противостояния России и Запада, на мой взгляд, две. Первая. Осознание Москвой (Русью) себя Третьим Римом, силой удерживающей мир от сползания в бездну, тем самым Удерживающим, о котором писал Апостол Павел. Во втором послании к Солунянам Апостол Павел написал загадочные слова: “Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь” (2 Фес. 2: 7). В христианской традиции под “Удерживающим” чаще всего понималась Римская (мировая) империя. После падения в 1453 г. Второго Рима (Константинополя) имперское (удерживающее) служение преемственно перешло к Москве – Третьему Риму. <…> В начале XX века Первая мировая, а в середине века Вторая мировая, ставшие для России Второй Отечественной и Великой Отечественной войнами. Эти нашествия выявили особую грань мирового призвания России – наш народ призван ломать хребет претендентам на мировое господство. <…> Таким образом, противостояние Запада и Славянства (России) в мировой истории явление неслучайное, оно носит промыслительный характер. Это противостояние разных цивилизаций, это борьба здоровых консервативных сил с духом мировой революции, это попытка деструктивных, сатанинских сил низвергнуть Удерживающего и посеять смуту и хаос» (Степанов А. Противостояние Запада и Славянства в мировой истории).

Поэтому в данной работе будет предложен вариант толкования, который представляется наиболее достоверным среди встречающихся в богословской литературе, наиболее отвечающим догматическому учению Православной Церкви.

* * *

Итак, из контекста фрагмента следует, что «катехон» является силой, которая не позволяет антихристу появиться в мире раньше отведенного ему свыше срока. «…день тот» (Второго пришествия Христа) «не придёт, доколе не придёт прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Не помните ли, что я, ещё находясь у вас, говорил вам это? И ныне вы знаете, чтό не допускает открыться ему в своё время» (2 Фес 2:3-6).

Первое, но на что следует здесь обратить внимание, это то, что из слов св. ап. Павла видно, что сам он отнюдь не считает эту силу чем-то неопределенным, а знание о ней чем-то эзотерическим, доступным только посвященным. Напротив, из оборота речи, который использует апостол, следует, что он говорит о том, что хорошо известно не только ему самому, но, по крайней мере, должно было быть известно и адресатам его Послания. Речь идет о том, что они уже обсуждали ранее («Не помните ли, что я, ещё находясь у вас, говорил вам это?»); о том, что, как полагает Павел, он уже достаточно разъяснил им, и они это усвоили («И ныне вы знаете, чтό не допускает открыться ему в свое время»).

Следовательно, ключом к этому ребусу может служить Первое Послание св. ап. Павла к тем же фессалоникийцам, обратившись к которому, мы, действительно, находим там достаточно прозрачный ответ на вопрос, «чтό не допускает» антихристу  «открыться в свое время». «…благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Всегда благодарим Бога за всех вас <…> как вы обратились к Богу от идолов, [чтобы] служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мёртвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева» (1 Фес 2-10). «…мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не [как] слово человеческое, но [как] слово Божие, — каково оно есть по истине, — которое и действует в вас, верующих» (1 Фес 2:13). «[иудеи] препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца» (1 Фес 2:16). «Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам. А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам, чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцем нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его» (1 Фес 3:11-13). «Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога; чтобы вы ни в чём не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь — мститель за всё это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали. Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости. Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святаго» (1 Фес 4-8). «Всё испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла. Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. <…>  Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. Аминь» (1 Фес 5:21-28).

Как мы видим, основной аргумент свт. Иоанна Златоуста против известного ему церковного толкования «удерживающего» как благодати Святого Духа («если бы (апостол) хотел говорить о Духе, то не выразился бы об этом неясно, но (сказал бы) определенно, что теперь препятствует ему явиться благодать Св. Духа, т. е., (чрезвычайные) дарования»),1 аргумент этот опровергается вполне ясными словами самого св. ап. Павла в Первом Послании о том, что «полнота удержания от всякого зла» есть не что иное, как освятительное (благодатное) действие Самого Бога на человека. Соответственно, его отсылка во Втором Послании к тому, что прежде уже было им сказано и что они должны помнить о том, «чтό» есть «удерживающее», и является самым прямым ответом на этот вопрос.

И наоборот, полное отсутствие в Первом Послании к солунянам темы Рима и вообще политики, посвящение его (от начала и до конца) вопросам духовной жизни и роли благодати в ней (а Послание буквально начинается и кончается словами о Божественной благодати, причем в последнем случае именно в контексте «удержания от всякого рода зла» как средства «сохранения от порока в пришествие Христа»), является дополнительным аргументом против оказывающего совершенно произвольным толкования «катехона» как Римской империи и принципа власти вообще.

* * *

Второе обстоятельство, которое важно для правильного (на наш взгляд) понимания фрагмента, это то, что речь идет не об одном «катехоне», но о двух, вернее – о двух его аспектах. Оборот речи, который использует св. ап. Павел, различает (1) самого Удерживающего как Субъекта соответствующей воли и (2) то Его действие, или силу, с помощью которой Он осуществляет эту волю. Это различие отчасти потеряно в синодальном переводе, но оно полностью сохраняется в славянском переводе данного фрагмента. «И ныне вы знаете, чтό не допускает открыться ему в свое время [слав.: “и ныне удерживающее (τὸ κατέχον) весте, во еже явитися ему в свое время”]. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий (ὁ κατέχων) теперь» (2 Фес 2: 6-7). Следовательно, есть собственно «Удерживающий» и есть «удерживающее» как та сила, посредством которой Удерживающий «не допускает ему (человеку греха) открыться» до определенного времени. Аналогичное различие существует в ортодоксальном богословии между Святым Духом как Ипостасью Святой Троицы и святым духом как общей для Троицы силой («действием», «энергией», «благодатью»). «…от Духа есть этот дух благодати, эта нетварная энергия».2

Таким образом, мы имеем следующую картину. «Тайна беззакония» (воля дьявола и легионов «духов злобы поднебесной») уже «действует» в мире, то есть увлекает человечество в бездну греха, влечет его «ко всякого рода злу», внушает роду человеческому творить свою демоническую волю, то есть беззаконие как богоборчество. Когда мистическая мера этого беззакония, общечеловеческая воля ко злу достигнет установленного Божьим определением рубежа, тогда в мире явиться антихрист как воплощение этого полного богоотступничества рода человеческого («всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца» (1 Фес 2:16)).  Но до этого времени сполна этому беззаконию осуществиться и не позволяет «удерживающее» этот процесс благое противодействие. Следовательно, речь идет о чем-то, что детерминирует волю людей, причем в глобальном, общечеловеческом масштабе. «Удерживать» в таких размерах может только то, что внушает человеческому роду волю к добродетели. И именно такое действие, согласно святоотеческому учению, оказывает Божественная благодать на душу человека. «…поелику благость Божия даровала Божественную и просвещающую благодать, называемую нами также предваряющею, которая, подобно свету, просвещающему ходящих во тьме, путеводит всех; то желающие свободно покоряться ей (ибо она споспешествует ищущим ее, а не противящимся ей), и исполнять ее повеления, необходимо нужные для спасения, получают посему и особенную благодать, которая, содействуя, укрепляя и постоянно совершенствуя их в любви Божией, т.е. в тех благих делах, которые требует от нас Бог (и которых требовала также предваряющая благодать), оправдывает их и делает предопределенными; те, напротив, которые не хотят повиноваться и следовать благодати и потому не соблюдают заповедей Божиих, но, следуя внушениям сатаны, злоупотребляют своей свободой, данной им от Бога с тем, чтобы они произвольно делали добро — предаются вечному осуждению».3

Иными словами, Бог до времени «не допускает беззаконию» (первоисточник которой – воля сатаны) «осуществиться» в мире не в том смысле, что непосредственно накладывает вето на рождение «человека греха» как верховного «беззаконика» (хотя, конечно, и это тоже не может осуществиться без попущения Бога-Вседержителя), но, в первую очередь, посредством того, что «по велицей Своей милости» и абсолютной Своей благости вдохновляет само человечество сопротивляться сатане как «врагу рода человечества». Божественная благодать не дает человечеству полностью предаться греху так, как ветхому естеству этого бы хотелось, внушая ему волю к добру и волю к «удержанию» себя от зла. Предваряющая благодать извне действует на каждого человека, потому что Господь Бог есть «всякому благу Промыслитель и Податель», и Дух Святой «везде существует и всех исполняет». Это внешнее действие, которым Всеблагий Бог не оставляет ни одного человека как Свое создание, нужно различать от внутреннего действия («спасающей благодати»), которое христианине получают в св. Таинствах Церкви. И именно потому, что первое (предваряющее, или просвещающее) действие Божественной благодати носит абсолютный характер, или потому, что Бог делает все возможное и невозможное для спасения каждого человека без исключения, продолжая реанимировать даже его умерщвленную грехом волю, и является причиной того, что не будет у нераскаявшихся грешников никакого оправдания на Страшном Суде. Это «противодействие» («удерживание») человека от греха как беззакония в отношении Бога как Судии осуществляется Им как промыслительно, то есть посредством внешних обстоятельств жизни человека, посылаемых для вразумления наказаний (Лк 13:7-9)), так и непосредственным воздействием благодати на душу человека, которая не перестает испытывать на себе возделывание всеблагой Божией силы, призывающей человека творить Его, а не дьявольскую волю в своей жизни. «Писание учит, что всякий верующий спасается верою и делами своими, и вместе с тем представляет Бога единственным виновником нашего спасения, поелику то есть Он предварительно подает просвещающую благодать, которая доставляет человеку познание Божественной истины и учит его сообразоваться с нею (если он не противится) и делать добро, угодное Богу, дабы получить спасение, не уничтожая свободной воли человека, но предоставляя ей повиноваться или не повиноваться ее действию».4

Так «тайне беззакония» (то есть совершающейся незримо, «в тайне» от самого человека, воздействию на него темных сил, инспирирующих ему волю ко греху) противостоит «великая тайна благочестия» (1Тим 3:16) как неизреченной благости Бога, а именно, столь же незримо совершающееся спасительное воздействие Божественной благодати на человеческое сердце, преизобилующее, благодаря Искупительной Жертве Христовой. Несмотря на то, что ветхий человек полностью склонился ко греху, выбрал грех в качестве единственного способа своего существования, Бог все равно не оставляет человека, снова и снова, пока он живет на земле, призывая его ко спасению, внушая ему Свою спасительную волю. Но в известное одному Богу время, когда эта «мера беззакония» исполнится, когда никто уже не захочет обратиться к Богу, это тотальное отступление и беззаконие человечества получит свое историческое воплощение в рождении и воцарении антихриста как носителя полноты дьявольской воли, которая, одновременно, будет и волей всего падшего человечества в плане меры греха. «…которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения» (2 Фес 9-10).

Таким образом, «Удерживающий» есть Сам Бог-Вседержитель и, в частности, Бог Святой Дух, исполняющий всех, насколько это возможно (то есть насколько этому не препятствует сам человек своей злой волей), благой волей Всесвятой Троицы о человеке (волей к добродетели, воздержанию от зла). «Удерживание» как недопущение антихристу явиться в мире раньше отведенного для этого срока осуществляются Богом как непосредственным запрещением этого сатане как инициатору и «супервайзеру» этого грядущего исторического события (и дозволением только испытывать волю людей склонением ее ко злу и, тем самым, приближать явление антихриста), так и опосредованно, а именно, путем побуждения благодатью самих людей на воздержание от зла (что, в свою очередь, и не позволяет родиться «человеку греха», который, по определению Божию, не может явиться в неподобающую для этого человеческую «среду»). Во втором значении «удерживающее» есть подаваемая Святым Духом Божественная «предваряющая» благодать, сверхъестественная сила Божия, оказывающая внешнее «животворящее» воздействие на каждого человека без исключения. Христиан же, то есть уже обратившихся к Богу, ответивших на Его призывающую благодать, уже внутреннее («освящающее», «исполняющее» добродетелей) действие благодати удерживает от нового падения (в чем и заключается основной посыл Первого Послания к солунянам, о чем апостол еще раз напоминает им во Втором Послании в качестве закрепления пройденного). Тогда «взятие от среды» должно относиться к внешнему («предваряющему») действию благодати, которая прекратиться по вине самого человеческого рода, которое превысит в последнее время ведомую одному Богу «меру» (установленную Им Своим властным определением). «И за сие пошлёт им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2 Фес 2:11-12).

* * *

Дополнительным аргументом в пользу такого толкования может служить сопоставление тех мест Нового Завета, где говорится о Вознесении как оставлении Христом мира, с одной стороны, и даровании Христом Своим ученикам Духа Утешителя и оставлении Удерживающим мира в рассматриваемом фрагменте – с другой. В этих различных местах Св. Писания применяется слова с одинаковым корням «взят» («взятие», «будет взят»).  «Когда же приближались дни взятия Его [от мира], Он восхотел идти в Иерусалим» (Лк 9:51); «И Я умолю Отца, и даст вам другого» [вместо Взятого] «Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ин 14:16) и «будет взят от среды Удерживающий теперь». Противоречие между «взятием от мира» Удерживающего в последние дни и обетованием «пребывания вовек» Духа Утешителя с верными Христу как раз и разрешается тем различием Святого Духа как Ипостаси Святой Троицы и Божественной благодати как Его «удерживающего» действия, или силы, которое (различие), как мы помним, делает св. ап. Павел. Кроме того, схоластическое различие внешнего (призывающего, предваряющего) и внутреннего (освящающего, спасающего, обоживающего), церковного действия благодати также полностью разъясняет это мнимое противоречие. То есть, от мира как совокупности грешников в последнее время будет взято именно внешнее воздействие благодати, тогда как спасающее действие Духа Утешителя на верных, конечно, не прекратится и в дни антихриста, иначе вообще никто не мог бы спастись. Ибо «вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет 2:9).

Еще одно место Нового Завета, где используется схожее выражения («тысяченачальник, опасаясь, чтобы они не растерзали Павла, повелел воинам сойти взять его из среды их и отвести в крепость» (Деян 23:10)), также коррелирует с предложенным нами толкованием. В обоих случаях идиома «взятие от среды» означает удаление кого-то (или чего-то) из чуждой среды его обитания или жизнедеятельности, из той человеческой общности, где этот некто или нечто до этого пребывал (-о). Тогда «тысяченачальник» в нашем случае – это Сама Всесвятая Троица, «опасающаяся чтобы они не растерзали» подаваемую Святым Духом благодать, то есть чтобы они не продолжали осквернять ее своим беззаконием, чем род человеческий занимается на протяжении всей своей истории, и поэтому «повелевает взять» благодать «из среды их», то есть прекращает всякое ее действие на них. «Се, оставляется дом ваш пуст» (Мф 23:38).

Кроме всего прочего, достоинством такого толкования является его универсальность, поскольку оно формально не противоречит и другим святоотеческим толкованиям, в частности, тому, где «удерживающим» выступает империя как принцип сильной государственной власти, сдерживающей анархию человеческого своеволия, что, дескать, не позволит главному «беззаконнику» мировой истории развернуться. Несмотря на слабость аргументации такой экзегезы в ее прямом смысле (где статус «катехона» получает языческая империя, а теперь еще – и советская держава, которые и осуществляли самую антихристианскую политику в истории, а именно, с демонической ненавистью преследовали Церковь Христову), универсальность предложенного толкования оставляет место и такой точке зрения как частному случаю, поскольку тотальность «удерживающего» («предваряющего», «просвещающего») действия Бога-Вседержителя, конечно же, распространяется и на власть предержащих, на справедливость принятия законов законодательной властью и т.д.

* * *

В заключении, в подтверждение сказанного, приведем некоторые церковно-авторитетные свидетельства, которые прямо или косвенно говорят в пользу предложенного толкования фрагмента Послания св. ап. Павла о «катехоне».  

«…человеческая природа весьма легко подпала бы увлечению ко всему нелепому, если бы не удерживала ее в добродетели благодать Спасающего, обогащая ее вышними, от нее происходящими благами».5

«…у любой составной природы, имеющей собственные части, которые по явлению в бытие современны ей самой и друг другу и из небытия ради восполнения всеобщего устроения приведены в бытие могуществом, всё создавшим и удерживающим существование всего, эти части, разумеется, необходимым образом содержат друг друга, как это имеет место и в человеке, и в других существах, которым в удел досталась составная природа».6

«…если тем, которые внимают одному мановению и имеют одного царя, свойственны благочиние и согласие, то всякое разногласие и раздор — признак безначалия. На том же основании и встречаемое у нас такое разногласие как с заповедями Господними, так и в отношении друг к другу может служить уликой или в отступлении от истинного Царя, по сказанному: точию держай ныне дондеже от среды будет (2 Фес. 2, 7), или в отречении от Него, по сказанному: Рече безумен в сердце своем: несть Бог, к чему, как некоторый признак или доказательство, присовокуплено: Растлеша и омерзишася в начинаниих (Пс. 13, 1)».7 Данная цитата особо идет к нашей теме в аспекте полемики двух основных версий толкования (сторонников «удерживающего» как принципа высшей политической власти и «удерживающего» как Бога и Его благодати), поскольку здесь прямо говорится о том, что в рассматриваемом фрагменте речь действительно идет о царе и царстве, только о Царе и Царстве Небесном, а не земном.

«И во втором Послании к фессалоникийцам апостол говорит: “За то, что они не приняли любви истины для своего спасения, за это пошлёт им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду” (2 Фес 2:10-12). Из этих и подобных им свидетельств Божественных речений <…> становится ясно, что Бог действует в сердцах людей, склоняя их воления, куда Ему угодно, или к благу по Своему милосердию, или ко злу по их заслугам, и руководствуется Он при этом Своим судом, иногда явным, а иногда сокрытым, но всегда справедливым»».8

«…через эту благодать Божию нам дано в восприятии добра и постоянном пребывании в нем не только мочь то, что желаем, но и желать то, что можем».9

«Тот, кто падает, падает по своей воле, а тот, кто стоит, – стоит по воле Божией».10

«…аще кто речет, яко та же благодать Божия, яже о Исусе Христе Господе нашем, к тому токмо, чтобы не согрешати, поелику ею открывается и является нам познание грехов, да знаем, чего должно искати, и от чего уклонятися, но что ею не подается нам любовь и сила к деланию того, что мы познали должным творити: таковый да будет анафема».11

«…почему же Божественное Писание осуждает нас за лукавые помыслы? Или как можем мы не допустить те помыслы, которые без нашего согласия тревожат нас, происходя невольно и преемственно? Если же ты возразишь мне, что мы, по свидетельству Писания, можем не допускать их благодатью Христовою, которую получили от Крещения, то пойми, что и посему мы оказываемся виновными как имеющие от Бога власть и силу удерживать их от первого приражения и не удерживающие. Если же кто обвиняет в своем зле кого–либо другого, то не только согрешает без страха, но и хулит Бога, попустившего людям быть боримыми безвинно».12

«Падшие духи так ненавидят род человеческий, что, если б им было попущено невидимо удерживающею их десницею Божиею, то они истребили бы нас мгновенно».13

«Удерживает и не допускает беззаконному явиться Дух Святой. Когда Сей, по причине умножения зла в людях, отстранится и отступит, тогда беззаконный тот возымеет свободу открыться и выступить на среду, — мешать будет некому».14

«Отсюда удерживающее его явление будет то, что еще не совершила вполне своего дела сила спасения, Господом вложенная в род наш. Ее продолжающееся действие удерживает его. Перестанет она действовать, тогда и он выступит на среду. Разложив это общее на части, составляющие его, получим: мешает явиться антихристу то, что еще не всеми слышано и не всеми принято Евангелие и что благодать Духа Святого еще пребывает и еще имеет дело в роде человеческом. — Из святых отцов и учителей Церкви, как мы видели, одни — одну, другие — другую сторону действующей во спасение нашей силы выставляли, удерживающею явление антихриста. Но это то же, как бы каждый из них указывал обе, ибо они неразлучны».15

«Тайна уже деется беззакония,— указывая кознь сатаны уже в действии, уже явились антихристы-предшественники. Апостол хочет этим подать мысль: мог бы явиться и главный антихрист, но есть некто, удерживающий его. Кто? — Бог и Господь наш Иисус Христос. Его воплощение еще не совершило своего дела. Спасительная сила Его начала только действовать со времени сошествия Святого Духа. Надо дать ей время всюду проникнуть и оживотворить всех способных принять животворное ее действие».16

«Прежде сказал: удерживающее, здесь говорит: держай, разумеет же одно и то же, только с двух сторон: там — определение Божие, а здесь — Самого Бога и Господа, приводящего в исполнение Свое определение. Слова: от среды будет, не значат: уничтожится, престанет быть, а устранится, сойдет со сцены, прекратит свою сдерживающую деятельность. Ныне — не во время только Апостола, а во все время, дондеже днесь именуется (Евр. 3, 13). Этим обнимает Апостол все время, пока держай будет держать».17

«Злой дух лести и лжи постоянно порывается всеми завладеть, всех омрачить и увлечь в ложь; но Бог не пускает его, когда среди не следующих истине есть еще такие, которые подают надежду обращения, еще не совсем предались ложным путям, еще думают иногда отстать от лжи и стать на стороне истины, — не пускает, чтоб не потерпели они от него насилия внутри, ибо он может колебать и твердых, а не только этих слабых. Когда же наконец они совсем опустят руки и предадутся избранному ими пагубному пути, сложатся с ним и сочетаются сердцем, а о том, чтоб отстать от него, и думать перестанут, тогда Бог примет Свою удерживающую злого духа лести руку, и он, пропущенный, устремится на них, пройдет в сердце их и там начнет оказывать действо льсти, влечь ко лжи, — и привлечет. Они восприимут ложь всем сердцем, и затем обнаружат ее и вовне, пристанут видимо к антихристу».18

«Язычники не имели благодати, однако предваряющая благодать и их касалась, а иначе никто бы из них и не вошёл в Церковь Христову, и ни один человек не стоит вне действий промыслительной силы Божьей, благотворящей (Мф. 5:45), карающей (Лк. 13:1–5; Рим. 2:1–16), благой в долготерпении, (Рим. 2:4, 9, 22), награждающей (Рим. 2:6–7), прощающей грехи (Рим. 1, гл. 4), привлекающей к Богу даже тех, которые не ищут Его, и открывающей Его тем, которые о Нем не спрашивают (Ис. 65:1, ср. Рим. 10:20)».19

«Сам он [епископ Феофан] полагает, что под удерживающим дόлжно разуметь определение Божие и спасительную силу Божию, а именем держай означается Сам Бог».20

«Наибольшего внимания заслуживает толкование, которое под удерживающим и держащим разумеет Святого Духа, или же благодать. Если под взятием от среды держащего разуметь совершенное прекращение действий благодати в роде человеческом и совершенное отступление от него Святого Духа, то в таком виде мнение это никак нельзя признать истинным. Не только перед явлением антихриста, но даже и при самом антихристе будут избранные, ради которых даже сократятся дни антихриста (Мф. 24:22); с детьми Церкви, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа, со святыми дьяволу и антихристу придётся вести войну (Откр. 12:17; 13:7; Дан. 7:21). Следовательно, люди, исполненные благодати Святого Духа, будут и при антихристе. Будет существовать тогда и Церковь, хотя и в пустыне (Откр. 12:14–16), и Иисус Христос будет пребывать в ней до скончания века (Мф. 28:20). <…> Но если под взятием из среды держащего мы станем разуметь не совершенное удаление от рода человеческого Святого Духа, не полное отнятие благодати и не окончательное прекращение чрезвычайных духовных дарований, а необыкновенное оскудение даров её; то в таком виде рассматриваемое мнение нельзя не признать наилучшим».21

«…ап. Павел говорит, что <…>  появлению Антихриста в полной силе мешает нечто “удерживающее”, или некто “Держай”. В воле Господа – чтобы спаслось возможно больше людей, и вот, быть может, стремление свободной воли человека к Богу и есть то “удерживающее”, которое не дает явиться Антихристу. Есть объяснение, что “удерживающее” – это действие Святого Духа. Но действие Святого Духа и не отнимется от среды, пока не явится отступление от свободного влечения человека к Богу. Такое действие свободной воли могло бы произойти и во времена Апостолов. Если бы по предведению Божию оказалось, что спастись, быть с Богом, желает лишь немногочисленная группа верующих первенствующей Церкви, то “удерживающее” было бы отнято тогда же и конец міра наступил бы немедленно. <…> В определении продолжительности каждого периода и всего срока міровой жизни участвуют три элемента. Из них два постоянных и один – переменный. Сатана в каждую минуту готов завладеть міром и выпустить для этого всегда готового Антихриста. Другой элемент –  спасительная благодать Божия точно так же всегда, независимо от сроков, готова защитить нас. Обе эти силы – противоположные по целям и стремлениям, одинаковы по определенности и постоянству напряжения в своих целях и стремлениях. Но есть третий элемент –  сам человек. Напряжение его свободной воли искать Бога или Сатану – есть величина переменная. Ее-то действие и решает вопрос о продолжительности сроков. Они Господом Богом предусмотрены, и в этом смысле предопределено как Божественное действие благодати, так и допущение злу».22

«Причина отвержения Богочеловека человеками заключается в человеках, как в них же заключается и причина принятия антихриста. "Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете" (Ин 5:43). Они названы вместе и отвергающими Христа и принимающими антихриста, хотя об антихристе упоминается, как о имеющем придти. Отвергая Христа по настроению своего духа, они вместе с тем принимали антихриста по тому же настроению духа: они сопричислились к принявшим антихриста, хотя и окончили поприще земного странствования за многие столетия до пришествия его. Они совершили величайшее дело его: богоубийство. Для времени явления его, для него самого не оставлено подобного злодеяния. Как дух их находился во враждебном отношении ко Христу, так находился он в состоянии общения с антихристом, отделяясь от него огромным пространством времени, достигающим ныне конца второму тысячелетию. "Всякий дух, – говорит Иоанн Богослов, – который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире" (1 Ин 4:3). Водящиеся духом антихриста отвергают Христа, приняли антихриста духом своим, вступили в общение с ним, подчинились и поклонились ему в духе, признав его своим богом. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду (2 Сол 2:11,12). В попущении Своем Бог правосуден. Попущение будет удовлетворением, вместе обличением и судом для человеческого духа. Придет антихрист в свое, предопределенное ему время. Пришествие его предварится общим отступлением в большинстве человеков от христианской веры. Отступлением от Христа человечество приготовится к принятию антихриста, примет его в духе своем. В самом настроении человеческого духа возникнет требование, приглашение антихриста, сочувствие ему...»23

А следующий отрывок интересен уже тем, что не только прямо опровергает толкование верховной римской власти как «удерживающего» независимо от ее религиозной политики, но, более того, указывает на одержимость этой власти духом дьявола в случае преследования Церкви: «Но завистливое око дьявола не может спокойно смотреть на процветание благочестия. Враг рода человеческого всегда старается причинить вред Церкви Христовой. И на этот раз он не оставил ее в покое. Злой демон вселился в царей, державших скипетр Римской империи, и началось яростное гонение на Церковь: повсюду были разосланы указы императоров Диоклетиана и Максимиана, предписывающие христианам отречься от веры в единого Бога»24.

Александр Буздалов

____________________________________________________

1 свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Второе Послание Фессалоникийцам. Цит. по изд.: Творения отца   нашего   Иоанна   Златоуста   архиепископа   Константинопольского. В   12-и   томах   (24-х книгах). Издательство им. святителя Игнатия Ставропольского, 2009. Т.11. Кн.2.

2 свт. Григорий Палама. Антирретики против Акиндина. V, 93 / свт. Григорий Палама. Антирретики против Акиндина. Краснодар, «Текст», 2010. С. 251.

3 Послание Восточных патриархов о православной вере 1723 г. § 3. Цит. по изд.: Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков о православной вере. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. СС. 142-197.

4 Там же.

5 свт. Кирилл Александрийский. О поклонении и служении в Духе и истине. Кн.1. Цит. по изд.: Святитель Кирилл Александрийский. Сочинения. М., «Издательство МФТИ», 2000.

6 преп. Максим Исповедник. Письмо XII. Кубикуларию Иоанну / преп. Максим Исповедник. Письма. Изд. Санкт-Петербургского университета; РХГА, 2007. С.278.

7 свт. Василий Великий. О подвижничестве. Цит. по изд.: свт. Василий Великий. Творения. М., «Сибирская благозвонница», 2008.

8 блж. Августин. О благодати и свободном решении / Блаженный Августин. Антипелагианские сочинения позднего периода. М., «АСТ-ТРАСТ», 2008. С.193.

9 блж. Августин. Об упреке и благодати / Там же; с.249.

10 блж. Августин. О даре пребывания / Там же; с.397.

11 Поместного Карфагенского собора 418-419 гг. правило 112 (126). Цит. по изд.: Правила поместных Соборов Святой Православной Церкви с толкованиями Епископа Никодима (Милоша). Изд. «Свято-Троицкая Православная Миссия», 2004.

12 преп. Марк Подвижник. Слово 4. Цит. по изд.: Преподобный Марк Подвижник. Нравственно-подвижнические слова. Изд-во Троице-Сергиевой лавры, 2009.

13 преп. Макарий Великий. Беседа 26, гл. 3 / свт. Игнатий (Брянчанинов). Полн. собр. творений. М., «Паломник», 2006 Т.3. С.46.

14 Икумений, еп Триккский / Святитель Феофан Затворник. Толкование Посланий Апостола Павла. К Солунянам, к Филимону, к Евреям.  М., «Правило веры», 2005. С.403.

15 свт. Феофан Затворник. Толкование Второго Послания апостола Павла к солунянам. Цит. изд. С. 406.

16 Там же; с.412.

17 Там же; с.413.

18 Там же; с. 423.

19 Беляев А.Д., проф. Моск. Дух. академии. О безбожии и антихристе. М., «Сергиев Посад», 1898. С.23.

20 Там же; с.510.

21 Там же; с.513-514.

22 Тихомиров Л. Апокалиптическое учение о судьбах и конце мира. «Христианин». 1907. №9.

23 свт. Игнатий (Брянчанинов). Аскетическая проповедь. Беседа в понедельник двадесять девятой недели. О чудесах и знамениях. Ч.1 / Полн. собр. творений святителя Игнатия Брянчанинова. М., Паломник», 2002. Т.4. С.300.

24 «Мы сознательно выбрали в качестве примера не мученический текст, чтобы показать распространенность отрицательной характеристики личности Диоклетиана в церковном предании. Этот римский император уподобляется дьяволу, а его действия объясняются с помощью классического житийного топоса — мотивировки поступка злодея вмешательством бесов. С точки зрения агиографов, а значит и всей Церкви, Диоклетиан — абсолютный злодей, подобный Иуде Искариоту».» (Отрывок из жития святителя Николая, составленного А.В. Бугаевским по рукописям IV-Х веков / Зайцев А. Диоклетиан и Сталин: близнецы-братья). 

 

Комментарии

Очень верно написано. Спасибо!

Отличная статья, спасибо!

Только вчера читал и размышлял на таинственными словами: ////И ныне вы знаете, что не допускает (удерживает) открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только [не совершится] до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего.//// Думал, что это за "удерживающее" (по гречески - "το κατέχων") пришествие антихриста. Потом читал толкования отцов. Феофилакт Болгарский представляет несколько вариантов того, что это может быть, и в конце замечает: "Но ты следуй толкованию святого Иоанна, как более истинному". То есть предлагает святого Иоанна Златоуста, которого наставлял невидимо лично апостол Павел, как известно. Златоуст сообщает: ////Справедливо всякий может, во–первых, спросить, что такое удерживающее (τό κаτέχον), и потом обнаружить желание узнать, почему так неясно говорит об этом Павел? Что же такое «не допускает открыться ему» то есть, «препятствующее»? Одни говорят, что это благодать Св. Духа, а другие — римское государство; с этими последними я больше согласен. Почему? Потому что, если бы (апостол) хотел говорить о Духе, то не выразился бы об этом неясно, но (сказал бы) определенно, что теперь препятствует ему явиться благодать Св. Духа, т. е., (чрезвычайные) дарования. Кроме того, надлежало бы уже ему прийти, если тогда он должен прийти, когда оскудеют (чрезвычайные) дарования, потому что они давно оскудели. Но так как (апостол) говорит это о римском государстве, то понятно, почему он только намекает на это и до времени говорит прикровенно. Он не хотел навлечь на себя чрезмерной вражды и бесполезной опасности. В самом деле, если бы он сказал, что в непродолжительном времени разрушится римское государство, то тогда немедленно его, как возмутителя, стерли бы с лица земли, и (вместе с ним) всех верующих, как живущих и подвизающихся для этого. ..... «только [не совершится] до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий (ò κατέχων) теперь». То есть: когда прекратится существование римского государства, тогда он (антихрист) придет. И справедливо, — потому что до тех пор, пока будут бояться этого государства, никто скоро не подчинится (антихристу); но после того, как оно будет разрушено, водворится безначалие, и он будет стремиться похитить всю — и человеческую и божескую — власть. Подобно тому как прежде того разрушены были царства, именно: мидийское — вавилонянами, вавилонское — персами, персидское — македонянами, македонское — римлянами, так и это последнее разрушено будет антихристом, а он сам будет побежден Христом и более уже не будет владычествовать.//// Некоторые считают, что катехон это в современном прочтении Россия-Москва, как "Третий Рим". Но тогда мы обречены на поражение, чего не хотелось бы. Поэтому гораздо более правильно предположить, что катехон это Вавилонская блудница, ведь и Писание называет Рим Вавилоном в Первом послании Петра, глава 5: ////Сие кратко написал я вам чрез Силуана, верного, как думаю, вашего брата, чтобы уверить вас, утешая и свидетельствуя, что это истинная благодать Божия, в которой вы стоите. Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой.////

Оставить комментарий

История идей


ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Карта Сбербанка: 5469 4800 1315 0682


Dvagrada logotyp.jpg