«Пресвитерианство восточного обряда»
Дата создания:
Жан Кальвин
Еще одним примером
того, что было обозначено нами как «ницшеанство в овечьей шкуре» (то есть,
скрытый нигилизм «новой ортодоксии» в отношении Ортодоксии «старой», или
Православия как такового), в котором выражается общее неверие богословского
модернизма в сверхъестественное и что компенсируется в этой новой религии
гностической верой в «естество», в «природу», в единую саморазвивающуюся
«субстанцию» бытия, или попросту в Человека, Единосущного и Нераздельного, так вот очередным
примером, или формой этого «православного атеизма» является навязчивая идея
выборности духовенства, которая проходит еще одной красной нитью через историю
отечественного церковного модернизма.
Сразу необходимо сказать
о том, что тема народного представительства в церковном управлении сама по себе
является весьма благоприятной для спекуляций на Священном Предании как основном
методе богословского модернизма, поскольку и каноны, и мнения святых отцов в
этом вопросе существенно расходятся. То есть, фактически обе практики (и авторитарное
назначение «сверху», и избрание кандидатов «снизу» и последующее утверждение их
правящим архиереем или рукоположение, если таковые еще не имеют сана) являются
каноническими и имеют своих сторонников среди авторитетных церковных писателей.
А значит, и принцип догматизации теологуменов, возведения частного в общее, к
которому новая религия обычно прибегает для своих богословских мистификаций, в
данном случае выглядит практически неуязвимым для критики со стороны православного
фундаментализма, потому что формально придраться здесь не к чему: каноны и отцы
допускают такую практику. Поэтому граница, которая разделяет христианское от
гностического как квазихристианского в вопросе выборности духовенства находится
не в области канонов или святоотеческого наследия, но в гораздо труднее классифицируемой
области мотивов, которые движут апологетами народного представительства в
церковной власти.
«Приходский
вопрос, который обсуждался на Соборе, был одним из самых
животрепещущих в 1917 году и одним из самых острых вопросов внутренней
церковной жизни. Об этом, в частности, говорит количество
участников специализированного отдела, посвященного приходскому
вопросу, который создал Собор в августе 1917 г. <…> Почему приходской
вопрос был столь актуален в 1917 году? Православный приход как самая массовая
или базовая ячейка церковного организма находился в глубоком кризисе. Глубокий
кризис развивался на протяжении всего имперского периода. Империя относилась к
Церкви в целом и к приходу в частности как к объекту использования для своих
государственных нужд, и использование это было достаточно грубое, прежде всего
фискальное. <…> Была выработана система, когда пожертвования,
которые люди, прежде всего крестьяне, приносили в храм, по определенной схеме
изымались из приходов и использовались на разные нужды. Степень обложения
такого рода сборами к началу XX века была колоссальной. Насчитывалось около 80 наименований
сборов, которыми были обложены приходы Российской империи по всей стране.
<…> Поэтому в течение 1905 года в приходах наблюдалось очень серьезное
брожение, фактически бунты прихожан, когда они отказывались выплачивать
епархиальные взносы, удаляли своей властью неугодных священников и так далее. И
в 1917 году приходская революция развернулась с огромной силой и приобрела
очень серьезные масштабы. Фактически, особенно на селе, весной и летом 1917
года власть в приходе оказалась в руках прихожан, прежде всего крестьян,
которые сами устанавливали размеры церковных отчислений, не подчиняясь
вышестоящим указаниям, сами удаляли неугодных священников и избирали новых» (Приходская революция и каноническая реставрация).
Как мы
видим, вопрос реформы церковного управления, волновавший общественность в
период Поместного собора 1917-18 гг., действительно, был весьма насущным. Но не
менее очевидно и то, что решалась данная проблема церковной жизни отнюдь не в
русле «канонической реставрации» (термин, синонимичный «патристическому возрождению»
как спекулятивному лозунгу «парижской школы» нового богословия), то есть, не
путем восстановления правильного положения дел, возвращения к должному
устроению, но путем именно революционным. Одному греху, или греху одних членов
Церкви (алчности, коррумпированности и лихоимству государственных и церковных
чиновников) в качестве альтернативы выступал другой грех, или грех других
членов Церкви (тщеславие, любоначалие, гордость, или – в терминах ницшеанства –
«воля к власти»).
«В июле 1916 года он
[Андрей Ухтомский] ввел в епархии практику избрания настоятелей храмов
собранием прихожан. Весной 1917 года осуществил приходскую реформу с введением
выборности всего духовенства и приходского самоуправления. Согласно принятому в
мае 1917 года экстренным епархиальным собранием духовенства и мирян “Уставу
православных приходов в Уфимской епархии”, для управления делами приходам
надлежало на общих собраниях избрать приходские советы, причем, председателем
Совета мог быть как священник, так и мирянин. С осени 1917 года начался процесс
консолидации приходов и их участия в общественно-политической жизни Уфимской
губернии» (Портал «Два града». Статья «Андрей Ухтомский»).
То есть, здесь уже заметны
протестантские настроения, эдакое «пресвитерианство восточного обряда», когда революционные
идеи передела государственного, экономического, социального строя и всего
миропорядка, которыми было одержимо духовно больное общественное сознание, по
инерции распространялись и в церковную сферу. Хотя, повторим, и церковный
кризис был очевидным, накопившиеся проблемы были реальными. И многие доводы
сторонников выборности церковной иерархии были здравыми и вызывали сочувствие
людей традиционных (консервативных) церковных взглядов. В частности, «у святителя Игнатия
(Брянчанинова) есть работа, которая так и называется: “О необходимости
Собора по нынешнему состоянию Российской Православной Церкви”. В ней он
говорит об идее “восстановить древнейший обычай Церкви: епархия да избирает для
себя архиерея, а приход — иерея, диакона и причетника, свидетельствуя
о их благочестии”» (Демократия в Церкви. Возможна ли она?).
Но, опять-таки,
какой же гностик не уверен в своем «истинном православии» и фарисей – в своем «подлинном
благочестии»? И как легко даже церковному большинству принять одно за другое в
условиях общецерковного кризиса, то есть, в период, когда эти духовные болезни носят
массовый характер. Здесь незаметно для многих и происходит подмена
«канонической реставрации» революционной идеологией, когда под лозунгами «восстановления древнейшего обычая
Церкви» насаждаются уже вообще антихристианские идеи.
«Я много раз слышал о том, что лучшим
средством для решения нынешних церковных проблем стала бы выборность
духовенства. Даже не буду перечислять всех возможных выгод такого положения
дел, они достаточно очевидны: священник для общины, епископ для епархии будут
не временными назначенцами, а своими, родными, они будут прекрасно знать всех
людей и все проблемы, они будут относиться к месту своего служения как к
постоянному… Идеальная картинка, не правда ли? Или все же утопичная? <…>
Выбирать себе настоятеля может только тот приход, который сам себя содержит,
который ощущает полную ответственность за всё, что в нем происходит. <…>
Церковь – часть общества. Полагаю, что в нынешних условиях выборность
духовенства – утопия. Но никакие земные условия не вечны, и мы вполне можем
работать над их изменением, чтобы приблизиться к выборности духовенства и
епископата как к долгожданному идеалу» (Десницкий А. Выборность
духовенства: идеал или утопия?).
Здесь народное
представительство во властных структурах Церкви всех уровней является уже не
одним из возможных (легитимных) способов формирования церковной иерархии, но
безальтернативным «идеалом», осуществление которого если и признается
неактуальным в данной период церковной истории, то исключительно по причинам
неблагоприятности для этого сложившихся общественных условий, изменение которых
(причем в результате проведении целенаправленной политики со стороны церковных
деятелей, а не пассивного ожидания таких изменений) устранит последнюю преграду
для воцарения этого «идеала». Но если мы аналитически разложим этот «идеал», то
есть, отделим в этой идеологеме главное от второстепенного, пафос аргументации
– от основной мысли, форму – от содержания, знак – от предиката, то мы обнаружим то же
самое неверие в сверхъестественное и сакрализацию естественного (в его
неразрывной связи с противоестественным в падшем состоянии мира), что составляет
один из основных принципов нового гностицизма. Неудивительно, что в качестве
примеров если не исторического осуществления своего «идеала», то некоторого
приближения к нему, этот же автор в другой своей статье приводит следующие:
«Много подобных историй связано с европейской
Реформацией. Глядя на окружающий мир, где было слишком много такого, что с
Евангелием никак не совмещалось, реформаторы призывали не только к внутреннему
очищению. Для них было очень важно, чтобы и общественная жизнь подчинялась тем
же законам, что и частная. Самый известный пример – город-государство Женева в
середине XVI века, при Жане Кальвине. Он сумел убедить горожан не только в
правоте своих религиозных взглядов, но и в том, что городская жизнь должна им
неукоснительно следовать. Горожане в результате проголосовали за предложенный
им устав и избрали 12 старейшин, которые отныне управляли городом. <…>.
Примерно через столетие к власти в Англии пришли люди со схожими взглядами –
пуритане. Только они, в отличие от Кальвина, сделали это совсем не мирным
путем, а устроили революцию и гражданскую войну. <…> Примеры борьбы с такими правителями они
находили на страницах Библии (в основном Ветхого Завета), которая как раз
незадолго до этого стала распространяться в Англии на английском языке и сильно
повлияла на общественное мнение. <…> Но самым удивительным государством
Реформации была, пожалуй, Мюнстерская коммуна, просуществовавшая всего полтора
года, еще до кальвинистских реформ в 1534-35 годах. <…> всё имущество провозгласили общим (опираясь
на рассказы о раннехристианских общинах в книге Деяний) и даже ввели
многоженство, как в Ветхом Завете. <…>
Самое долговечное государство, основанное на христианских принципах,
построили католики-иезуиты в Южной Америке: на территории нынешнего Парагвая и
некоторых окрестных землях оно просуществовало полтора века» (Десницкий
А. Христианские утопии и
государственное строительство).
Между тем преемственность
иерархии от святых апостолов в канонической Церкви является, несомненно, одним
из догматов веры, то есть, аспектом веры в Самого Бога, который Своею властью и
силой (то есть благодатью) поставил апостолов на это служение, наделил их этой
властью и силой, уделив эти пастырские власть и силу – от Своей власти и силы,
единственно имеющих онтологическую реальность и легитимность. Апостолы, в свою
очередь, рукоположили первых епископов, а те – иереев и диаконов, и т.д. на
всем протяжении истории Церкви. То есть, в конце любой причинно-следственной
цепи здесь (в онтологическом происхождении власти и силы любого епископа и
иерея) Сам Глава Церкви и Начальник Жизни, право Которого осуществлять эти
действия может быть подвергнуто сомнению или, тем более, отрицанию только в
весьма серьезной степени умственного и вообще духовного повреждения (что в
случае того же Фридриха Ницше получило столь наглядное выражение). Так вот в
«новой ортодоксии», в том случае, когда она начинает предлагать свою
альтернативу церковного управления, исходя из идеи, что «Церковь это часть общества», мы имеем дело, по сути, с духовным
повреждением того же (ницшеанского, атеистического) рода. То есть, речь здесь
идет ни о чем ином, как о титаническом похищении восставшей тварью власти Бога,
по банальному языческому принципу «чего хочет народ, того хочет Бог», потому
что народ здесь и является единственным Божеством. Поэтому он и делегирует
иерарха как своего аватара, как свою инкарнацию. Выбранный (исходя из таких
мотивов) народом «пастырь» – это гностический божок, который в лице народа как
высшего божества этого пантеона получил свои властные полномочия.
Соответственно, и стоит за всем этим неверие сторонников церковных реформ в Самого
Бога, в реальность Его власти и Его благодати. Поэтому эта власть и эта сила
обретается здесь в альтернативном (гностическом) источнике – в природе самой
твари, «изрекшей» в своем безумии «несть Бог».
Противоположным примером, то есть, примером
того, как решение реальных проблем приходской жизни действительно может стать
«восстановлением благочестия», является посвященной ему документ Поместного
собора 1917-18 гг. «…по наказу Собора к уставу было разработано специальное
богословское введение. Это очень интересный документ. <…> Это
единственный богословский текст, который был подготовлен Собором 1917-1918 гг.
Не законодательный, не канонический, а именно богословский. Главная мысль
введения к приходскому уставу, заключается в том, что любые самые обыденные
проявления приходской жизни ведут человека к вечному спасению. То есть авторы
введения говорили о приходской жизни как о пути к спасению каждого христианина.
Авторами этого текста были два епископа и два мирянина. Двое из этих четырех
сегодня прославлены как новомученики – священномученик митрополит Серафим
(Чичагов) и священномученик архиепископ Андроник (Никольский). Владыка Андроник
был убит всего лишь через несколько недель после окончания второй сессии Собора
и, соответственно, завершения работы над этим документом» (Приходская революция и каноническая
реставрация).
Иными словами, даже
если вы просто зажигаете свечи в храме во время богослужения или моете полы в
нем между службами, Всеблагий Бог вменяет вам это в праведность, в ту «единую
на потребу» высоконравственность, о которой ратуют «нравственные монисты» и
другие идеологи самоспасения. «Всякий отдельный христианин, по данным ему
дарованиям и полномочиям, исполняет свое послушание, составляющее его
назначение в церковном теле, с чем вместе он достигает и личного своего
спасения. Уклонение же всякого отдельного христианина от этого назначения –
послушания, или восхищение недарованного служения в Церкви не только вносит
расстройство в жизнь всего церковного тела, но удаляет и самого его от надежды
на достижение спасения души» (Введение к приходскому уставу / Собрание
определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви
1917–1918 гг. М., 1918. Вып. 3. Приложение к «Деяниям» второе. С. 3–10). По
сути, формой такого «восхищения недарованного» и выступала «воля к власти»
церковного модернизма… Хочется даже думать, что двое приснопамятных авторов
этого документа потому вскоре и приняли свое святое мученичество, что их
богословие было духовно враждебным для доминирующих в общественном сознании
религиозных идей.
Александр Буздалов
Комментарии
У этой статьи нет комментариев