Святитель Феофан Затворник о войне 1877-1878 гг.
Дата создания:
свт. Феофан Затворник
Ранее мы проводили аналогию Крымской войны 1853-1856 гг. с нынешним украинским кризисом и пользовались глубоким религиозно-философским анализом того геополитического конфликта такого христианского мыслителя, как Константин Леонтьев, в качестве подходящего инструмента познания современных событий. В дополнение к сказанному хотелось бы привести оценку следующей русско-турецкой войны XIX века, которая принадлежит уже одному из светочей Русской Церкви – святителю Феофану Затворнику.
В 1877 г. Россия вступила в очередную войну с Османской империей вслед за сербами и черногорцами. Основным мотивом к этому стало жестокое подавление турками славянского восстания в принадлежащей им Герцеговине. В текущем противостоянии аналогичное восстание русского населения Донецкой и Луганской Народных Республик против нацистского режима Киева было поддержано Россией, вступившей в этот конфликт на стороне первых. И вот в одном из писем епископа Феофана тех лет мы встречам следующую оценку той войны.
«Кажется, и войне конец, но если турки податливы будут. Боюсь, как бы не разжалобились наши. Надо Болгарию совсем отчуждать от турок... и только с большею нуждою разве уступить плату подати, как ныне Сербия... Если этого не достигнут, надо тянуть войну; иначе она опять нужна будет чрез год или два...» (еп. Феофан, январь 1877 г. / Святитель Феофан Затворник. Письма о молитве и духовной жизни. М., «Правило веры», 2008. С. 66). Если спроецировать это в современные реалии, то позиция Вышенского епископа теперь была бы следующей: «Кажется, скоро и войне конец, если в Киеве податливы будут. Боюсь только, как бы не разжалобились в Москве. Надо Донбасс совсем отчуждать от Украины... и только с большею нуждою разве уступить… Одессу. Если не достигнуть демилитаризации, надо продолжать войну; иначе она опять нужна будет чрез год или два».
Конечно, в деталях (додуманных нами условиях окончания нынешнего противостояния) могут быть неточности, но суть, несомненно, ясна. Главное в оценке святителя Феофана – это геополитическая трезвость, как видим, ничуть не противоречащая подлинной христианской аскетике. Война должна быть доведена до достижения поставленных политических целей, в противном случае это приведет к ее рецидиву, а значит, к еще большим жертвам, чем те, что требуют насущные задачи разрешения кризиса. Так мыслит благодатный ум.
«Все такие мысли прямо ведут к решению: хочешь, не хочешь, — а ступай воевать, мать Русь Православная. Пусть даже неудачно будет, если Богу угодно посрамить нас; но мы и пред своею совестию, и пред историею будем оправданы, что сделали свое дело достодолжно. Напротив, если мы ничего прочного не доставим братьям, и воевать не станем, нам будет и пред собою стыдно, и пред другими, и пред историею, и на том свете будет нас преследовать стыд и срам. Падет Россия без войны ниже, нежели как унизит ее неудача войны» (Святитель Феофан Затворник. Собрание писем. Из неопубликованного. М., «Правило веры», 2001. С. 326).
При этом обстоятельства Балканской войны и СВО на Украине имеют и другие прямые аналогии. «Чего же тут трусить? у турок, конечно, будет множество англичан, венгерцев, поляков и других уродов. Но все же это не армия какая, а подспорье. Неужто Англия открыто станет за турок? И неужто Австрия к ней пристанет? Ничего. Поколотим и их. У Австрии возьмём Галицию, восстановим Чешское королевство, отделим прочих славян от венгров, с особым управлением; частичку возьмём для Румынии. Австрия дорого поплатится за своё лукавство. Англию теперь только на турецкой территории поколотим; но после неизбежна с нею война, чтобы смирить ее и отбить у ней охоту и возможность вмешиваться всюду, и липнуть как банный лист» (там же; с.327). Как мы видим, за полтора столетия в геополитической диспозиции в этом регионе мало, что изменилось: те же коалиции (разве что Германия заняла место Австрии как крупного игрока), те же «горячие точки» (Приднестровье, в частности), та же стратегия англосаксов воевать с Россией чужими руками.
Соответственно, противоположная логика нынешних квазицерковных пацифистов вроде Андрея Кураева, выступающих за немедленное прекращение «агрессии России» и т.д. и т.п., это логика, прежде всего (или с христианской точки зрения), людей безблагодатных, «думающих не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф 16:23), в частности, исходящих из человеческих представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом, истинном и ложном. Если Кураевы делают акцент как раз на «жалость», то святой Феофан опасается этой ложной «жалости» даже со стороны российского государства («Боюсь, как бы не разжалобились наши»). Такая существенная разница позиций и говорит о том, что перед нами носители различного духа.
Поэтому учитель Кураева патриарх Кирилл, поначалу выступавший с дипломатически нейтральной оценкой украинского кризиса и призывавший к «молитве о мире» скорее в духе того же самого пацифизма (собственной безучастности и, соответственно, безусловности мирного урегулирования), впоследствии (в силу сугубой благодати своего Святейшества) изменил свою позицию и неоднократно выступал уже с поддержкой поставленных Российским государством целей специальной военной операции на Украине, то есть, с тех же позиций, на которых стоял святитель Феофан Затворник в своих оценках русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
«"Архистратиг" означает высший стратег, т.е. военачальник, и этим словом мы именуем ангела Божия. Казалось бы, Бог есть Любовь, все, что вокруг Бога, пронизано любовью, так почему же ближайший к Господу ангел именуется Архистратигом, то есть военачальником? А потому что в мире существует такое явление, как борьба добра со злом, и она проходит и по государственным границам, и по многим другим границам, разделяющим человеческое общество. Но чаще всего этот фронт проходит по человеческой душе, и в какой-то момент человек оказывается на стороне добра или на стороне зла. Очень важно, чтобы наши военнослужащие, наша армия всегда были на стороне добра. Это будет обеспечивать им не только полную поддержку со стороны народа, но и, несомненно, поможет обретать Божественную поддержку в ответ на их подвиг — поддержку силой Божественной, через святого Архистратига Божиего Михаила» (Патриархия.ру).
И наоборот. Как аскетическому ригоризму святителя Феофана противостоит «теплохладность» церковного модерниста с фигурой Обеликса,
Фото: ЖЖ А. Кураева
Другой гражданин РФ - Жерар Депардье. Кадр из фильма «Астерикс и Обеликс в Британии»
так и «уму Христову» того же святителя противостоит плотской ум лжехристианского эрудита.
«Слышно, что и в Питере, и у вас в Москве, немало лиц, которые не благоволят к войне, и даже к самому заступничеству нашему. Это должно быть выродки какие-нибудь. Ибо я не вижу и не слышу, чтоб хоть где-нибудь было какое колебание в народе и среди всех провинциалов. Есть и тут лица с “высшими взглядами”; но и это всё грошёвый народ…» (Святитель Феофан Затворник. Собрание писем. Из неопубликованного. Цит. изд. С. 330).
Поэтому Кураев не останавливается на искажении веры и нарушении церковных законов (за что уже извергнут из сана), но нарушает и государственные законы, в частности, в своем гностическом опьянении продолжает распространять фейки, порочащие РФ ВО.
«”Киев сегодня утром обстреляли с самолетов Ту-95 и Ту-160 ракетами Х101, которые могут летать на расстояние до 5,5 тысяч км Бомбардировщики взлетали из Астрахани. Пуск ракет происходил над Каспийским морем”, - заявил спикер командования Воздушных сил ВСУ Юрий Игнат. *** Вот для этого воздушное пространство над Кубанью должно быть свободно. Потерпите, туристы, не мешайте убивать киевлян» (Кураев А. Почему из Москвы в Сочи летят 4 часа через Казахстан).
А вот как было на самом деле. «Российские военные нанесли удар по цехам оборонного завода "Артем" в Киеве, следует из сводки Минобороны за 26 июня. "Двадцать шестого июня Воздушно-космическими силами России нанесен удар четырьмя высокоточными ракетами воздушного базирования по цехам ракетно-строительной корпорации "Артем" в Шевченковском районе города Киева. На данном предприятии производились боеприпасы для украинских реактивных систем залпового огня", — говорится в документе. По данным объективного контроля все ракеты достигли цели, гражданская инфраструктура не пострадала. В свою очередь, украинские военные попытались перехватить российские снаряды, выпустив более десяти зенитных ракет из комплексов С-300 и "Бук М1". При этом две ракеты, выпущенные С-300, сбили украинские же "Буки". Один из боеприпасов мог упасть на жилой дом. Завод "Артем" производил авионику, ракеты "воздух — воздух", вооружение для танков и тяжелой бронетехники, вертолетные системы защиты» (РИА-Новости).
Иными словами, ВКС России был уничтожен очередной объект военно-промышленного комплекса Украины, завод, на котором производились снаряды, которыми ВСУ убивают мирных жителей Донбасса. Жилой сектор Киева при этом если и пострадал, то от действий тех же ВСУ. То есть, все с точностью до наоборот. Ранее Кураев вслед за киевским режимом уже обвинял ВО РФ в военных преступлениях ВСУ, в частности, после обстрела Краматорска.
«У кого может быть Точка У? "Действующие операторы: <…> Белоруссия — 36 единиц 9М79, по состоянию на 2021 год <…> Сирия — некоторое количество 9М79, по состоянию на 2021 год. <…> Бывшие операторы: Россия — 24 единицы Точка-У по состоянию на 2019 год, в конце года была официально снята с вооружения и на 2022 год не состоит на вооружении российских войск. <…> Если у защитников ДНР видели даже винтовки Мосина, то и точка У может появиться где угодно и у кого угодно. <…> Если у некоей страны Х. было некое оружие, которое она сняла с вооружения (но не уничтожила: проверяемых сообщений об этом не было) за три года до некоего конфликта, то ничего не мешает ей для восполнения расхода и потерь в технике на определенной фазе начавшегося конфликта расконсервировать "устаревшее" оружие и использовать его. Это касается и старых танков, и старых ракет. Или же можно легко заимствовать это оружие у своих же карманных союзников» (Кураев А. У кого может быть Точка У?).
Следом, напомним, появилось видео итальянского корреспондента, на котором виден серийный номер ВСУ на обломках Точки У, которой был осуществлен спланированный теракт в Краматорске (обстрел массового скопления гражданского населения, собранного в этом месте под благовидным предлогом). Однако никакого опровержения от Кураева не последовало.
Но если аналогию между Балканской войной и СВО еще можно отвести от нынешних «выродков» как лишь косвенное доказательство их «грошёвости» как людей (хотя сами они, скорее всего, опровергли бы этот силлогизм, не указав на отдельные неточности исторической аналогии, но, как это у них водится, подвергнув сомнению христианский авторитет святителя «синодального периода», частное мнение которого не может служить критерием истины), то в геополитических откровениях Кураева обретаются оценки в том числе и самой Балканской войны. И выдержанны они, разумеется, в том же русофобском духе, а значит, уже прямо противоположны духовно-нравственным оценкам святителя Феофана этих же самых событий.
«В прошлой проповеди он [патриарх Кирилл] заявил, что Россия никогда ни на кого не нападала. Очевидно, до него донеслись реакции людей, потрясенных этим его историческим открытием. И он решил пояснить: "На Балканы армия наша пошла не для того, чтобы расширить пространство своей страны, не для того, чтобы обогатить страну богатой добычей, не для того, чтобы подчинить другие народы, а для того чтобы спасти от пятисотлетнего рабства болгарский народ. И назовите еще страну, которая пожертвовала тысячами и тысячами своих сынов для того, чтобы помочь другой стране так, как мы помогли болгарам!". И в самом деле – 12 апреля 1877 года именно Россия объявила войну Турции. <…> Это открытое вмешательство во "внутренние дела". <…> Но точно ли среди мотивов и целей Балканской войны не было желания России прирасти землицей?» (Кураев А. На этот раз патриаршая сказка – про Балканскую войну).
Далее Кураев приводит исторические сведения об условиях мирных договоров после окончания войны 1877-1878 гг, в результате которых Россия, конечно же, получила свои (и своих союзников) территориальные выгоды, отстояла свои интересы в регионе, о чем, напомним, святитель Феофан писал в самом начале этой войны как о ее насущных целях. Поэтому спор Кураева идет напрямую не только с патриархом Кириллом, но и со святителем Феофаном, ему в данном вопросе полностью единомысленным. И то, что святой Затворник называет добром, миссионер-отступник объявляет злом, и наоборот.
Таким образом, так же, как у укронацистов порой бывают сбиты прицелы, у церковного реформатора расфокусирована совесть и разум, как у всякого «душевного человека» (1Кор 2:14), «верящего лжи и возлюбившего неправду» (2Фес 2:11-12) и всецело уповающего на самого себя. «Человек деловой душевно — ученый, практикующий по какой-либо части, художник — все божеское приносит в жертву делам своим, всегда отодвигая его на задний план, именно — молитву, богомыслие, дела благочестия; и упованием своим опирается он на своих делах и силах» (Святитель Феофан Затворник. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. М., «Правило веры», 2007. С.541).
Александр Буздалов
Комментарии
Ясен
2023-05-01 18:10:22
Да, это все правда. Я просто делаю небольшое дополнение. ,,Апре́льское восста́ние 1876, национально-освободительное восстание в Болгарии. Готовилось Революц. комитетом (образован осенью 1869 в Бухаресте), разделившим страну на 4 революц. округа. 14.4.1876 Великое нар. собрание Пловдивского окр. (руководители П. Волов, Г. Бенковский) приняло решение о восстании 1 мая. Узнав об этом, тур. власти начали карательные акции, что вызвало (20 апр.) выступление в г. Копривштица (руководитель Т. Каблешков). Г. Бенковский провозгласил начало восстания, центром которого стал г. Панагюриште. В др. районах Болгарии восстание не было массовым, но действовали четы (отряды) попа Харитона (Тырновский окр.), Т. Стоянова, Х. Ботева и др. А. в. продолжалось около месяца. Подавленное с чрезвычайной жестокостью (св. 30 тыс. погибших), А. в. имело широкий отзвук в Европе, особенно в России и Великобритании, и явилось одним из поводов к рус.-тур. войне 1877–78.“ (Большая российская энциклопедия, редколл., предс. Ю. С. Осипов. том 2. М., Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 2005. стр.129 Библиография Лит.: Улунян А. А. Апрельское восстание 1876 г. в Болгарии и Россия. М., 1978; Косев К., Жечев Н., Дойнов Д. Априлското въстание в съдбата на българския народ. София, 2001.)''