Меню

«…падишах психанул»

Дата создания: 

29/05/2023



Такими словами Андрей Кураев охарактеризовал «неконтролируемый приступ саноизвержения» указом Патриархии прот. Леонида Калинина, всего лишь, не угадавшего «генеральную линию партии» и опрометчиво принявшего решение, казалось бы, ординарного рабочего вопроса (тем более – находящегося в его непосредственной компетенции), предварительно не согласовав его с пожеланиями высшего руководства, будь оно хоть трижды некомпетентным в этом вопросе. Поэтому, безусловно, вердикт Кураева (окончательное превращение Московского Патриархата по способу управления в царство взбалмошного падишаха) является весьма остроумным и точным определением случившего.

Иными словами, в РПЦ сейчас, увы, наблюдается кризис управления во многом схожий с тем, который мы наблюдаем в Белом доме. Как там  «парень с деменцией» принимает порой судьбоносные для всего человечества решения, так и здесь крупнейшая православная Поместная Церковь в мире оказалась заложницей «теологуменов» одного человека. То, что всякая демократия неизбежно вырождается в тиранию, это заметил уже Платон. Но то, что соборная Церковь будет повсеместно становиться обителью папистских страстей – это, конечно, гораздо более неожиданный закон исторического бытия.  

Но делает ли вольнодумца Кураева его правота в этом конкретном вопросе правым и по другим вопросам его «спора с патриархией»? – Нет, конечно же. Основной же предмет полемики здесь, напомним, это вопрос о нравственности и свободе в их неразрывном единстве, то есть, вопрос «живой этики».

«Как всегда, ПК [Патриарх Кирилл] обличал гуманизм и формулу “человек это звучит гордо”. Но человек это действительно звучит гордо. По народной этимологии чело-век это чело, обращенное к вечности. Или, по патриарху, “человек это звучит мерзко”? Как всегда, ПК врал, будто западный мир отказался от понятия греха и различения добра и зла» (Кураев А. Новый телохранитель Святейшего).

Потому и отсылает Кураев к «народной мудрости», что она в его религиозном гуманизме является модусом Космического Ума, или падшей Софией как Четвертой Ипостасью Троицы. И в этом плане его богословское самодурство ничем не отличается от бюрократического самодурства патриарха. Последний, на самом деле, тоже руководствуется гностической формулой «Человек это звучит гордо», просто это ограничивается у него случаем самого патриарха. «Патриарх это звучит гордо!» – вот его символ веры. Вот и вся разница. Поэтому «спорщики» в данном случае стоят друг друга. Что одному каноны не писаны, что другому. И поскольку двум таким «падишахам» в одной Церкви не ужиться, одному пришлось уйти. И учредить пусть небольшой, но собственный ватикан. Где есть даже собственное «евангелие».

«В станице Гребенской юноша (это он прикрывает лицо рукой) насмерть сбил сына своего наставника в изучении Корана. Прежде чем похоронить 14-летнего мальчика по имени Яхъя, отец Шайх-Анвар послал машину за учеником. Тот приехал. И тогда учитель произнёс речь, которая заставила расплакаться всю толпу. Хотя слова были совсем простые: "Я тебя люблю и знаю, что ты любишь меня. Недавно мы с тобой вместе сидели и читали Коран. Я твой Алим (учитель), ты мой Муталим (ученик). Я люблю тебя ради Аллаха и буду любить до конца дней. Я прощаю тебя. Пусть Аллах даст тебе терпения и всего наилучшего. Идём обниму". Парню дозволили стоять в первом ряду и нести тело» (Кураев А. Горское евангелие).

И такое самодурство гораздо хуже банального церковно-бюрократического. Потому что это не что иное, как анафематствованная Вселенской Церковью пелагианская ересь. Идентичная христианской (а значит, душеспасительная) нравственность (пафосно сообщает нам Кураев со своей папской кафедры) есть и в других мировых религиях. Что означает, что ее источником является само человеческое естество, «нравственный закон», написанный на скрижалях человеческого сердца. И поэтому «человек это звучит гордо». И поэтому «ПК врал, будто западный мир отказался от понятия греха и различения добра и зла». – Никто не отказался от заветов Эдемского змия.

Одним словом, да здравствует «нравственный консенсус» (в терминах того же ПК) всех «людей доброй воли». А «неконтролируемое самодурство» это бесплатное приложение к этой «доброй воли». Потому что религиозно-гуманистическое «различение добра и зла» это лжеименное (то есть, мнимое, только кажущееся гностику как религиозному самодуру) их различение, которое не имеет ничего общего с христианским (благодатным, божественным, истинным) различием добра и зла. Даже если формально одно и другое совпадают. «И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света» (2Кор 11:14). Поэтому антихрист в последние дни явит человечеству не только самый умилительный «нравственный консенсус», но его «пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» (2Фес 2:9).

Александр Буздалов 

 

Комментарии

"Дай Бог, чтобы мощный горный ледник нашей словесности, продолжая свое неослабное движение вперед, творчески осмыслял опыт предшествующих эпох и созидал настоящую культуру, основанную на непреходящих духовно-нравственных ценностях, ведь в конечном счете, как верно отмечал Лихачев, именно «культура — это то, что в значительной мере оправдывает пред Богом существование народа». /.../ Ведь так и должна действовать высокая литература — на сознание, на душу человека, пробуждая лучшее и помогая человеку бороться со своими собственными страстями, грехами, со всем тем, что омрачает его личную жизнь, а в контактах с людьми омрачает и жизнь ближних. В каком-то смысле высокая литература делает то же, что и Церковь, но другими средствами и другими способами" (http://moseparh.ru/laureatami-patriarshej-literaturnoj-premii-2023-goda-stali-protoierej-vladimir-vigilyanskij-svetlana-kekova-i-valerij-xajryuzov.html). У одного Коран Животворящий делает то же, что Евангелие; у другого - высокая литература и культура. А значит, если бы Евангелия и Церкви Христовой вообше не было, их было бы кому и чем заменить, пусть и другими средствами и способами, но с тем же духоподъемным результатом

Спасибо за статью и за ссылку на сайт епархии. "Жития святых - это литература основанная на реальных событиях" - фраза на границе с кощунством. Такое чувство, что постоянно пытаясь подстроиться под светское мировоззрение и светские вкусы многие церковные деятели забыли, что сами призваны быть именно судьями этих вкусов, солью. Ну и про ответственность перед Богом за свои произведения...да вряд ли хоть кто-то серьезно об этом задумывался, даже из русских классиков. Может Гоголь и задумался, сжигая второй том Мертвых душ и тяготясь написанным раннее. А так... можно вспомнить и, казалось бы, наполненные горячей верой произведения Крылова, А. К. Толстого, Майкова, Пушкина, да и тех же далёких от Православия Хомякова и Соловьева - но всё это идёт вперемешку со страстным, земным творчеством. В Писании и в Предании этого нет. Пытаться всё это приблизить - это конечно заблуждение и даже дурной вкус, тут нет соли. Согласен, это особый род пелагианства. Но то пелагианство было более интеллектуальное, более сложно уловимое, поэтому и так интересно читать полемику вокруг него, а это - нынешний извод - оно ведь просто какое-то скучное, вялое. Тут именно не попытка решить какие-то догматические вопросы, а просто уход от всех вопросов и всех ответов в создание некой светской религии, где в общем-то всё хорошо кроме того, что уж совсем плохо.

Оставить комментарий

История идей

Книги «Конструктивная неопределенность» православного экуменизма

Книги Церковный коллаборационизм


ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Карта Сбербанка: 5469 4800 1315 0682