«…падишах психанул»
Дата создания:
Такими
словами Андрей Кураев охарактеризовал
«неконтролируемый приступ саноизвержения» указом Патриархии прот. Леонида
Калинина, всего лишь, не угадавшего «генеральную линию партии» и опрометчиво
принявшего решение, казалось бы, ординарного рабочего вопроса (тем более –
находящегося в его непосредственной компетенции), предварительно не согласовав
его с пожеланиями высшего руководства, будь оно хоть трижды некомпетентным в
этом вопросе. Поэтому, безусловно, вердикт Кураева (окончательное превращение
Московского Патриархата по способу управления в царство взбалмошного падишаха)
является весьма остроумным и точным определением случившего.
Иными
словами, в РПЦ сейчас, увы, наблюдается кризис управления во многом схожий с
тем, который мы наблюдаем в Белом доме. Как там «парень с деменцией»
принимает порой судьбоносные для всего человечества решения, так и здесь
крупнейшая православная Поместная Церковь в мире оказалась заложницей
«теологуменов» одного человека. То, что всякая демократия неизбежно вырождается
в тиранию, это заметил уже Платон. Но то, что соборная Церковь будет
повсеместно становиться обителью папистских страстей – это, конечно, гораздо
более неожиданный закон исторического бытия.
Но
делает ли вольнодумца Кураева его правота в этом конкретном вопросе правым и по
другим вопросам его «спора с патриархией»? – Нет, конечно же. Основной же
предмет полемики здесь, напомним,
это вопрос о нравственности и свободе в их неразрывном единстве, то есть,
вопрос «живой этики».
«Как всегда, ПК [Патриарх
Кирилл] обличал гуманизм и формулу “человек это звучит гордо”. Но человек это
действительно звучит гордо. По народной этимологии чело-век это чело,
обращенное к вечности. Или, по патриарху, “человек это звучит мерзко”? Как
всегда, ПК врал, будто западный мир отказался от понятия греха и различения
добра и зла» (Кураев А. Новый телохранитель
Святейшего).
Потому
и отсылает Кураев к «народной мудрости», что она в его религиозном гуманизме является
модусом Космического Ума, или падшей Софией как Четвертой Ипостасью Троицы. И в
этом плане его богословское самодурство ничем не отличается от бюрократического
самодурства патриарха. Последний, на самом деле, тоже руководствуется
гностической формулой «Человек это звучит гордо», просто это ограничивается у
него случаем самого патриарха. «Патриарх это звучит гордо!» – вот его символ
веры. Вот и вся разница. Поэтому «спорщики» в данном случае стоят друг друга. Что
одному каноны не писаны, что другому. И поскольку двум таким «падишахам» в одной Церкви не ужиться, одному пришлось уйти. И
учредить пусть небольшой, но собственный ватикан. Где есть даже собственное
«евангелие».
«В станице Гребенской
юноша (это он прикрывает лицо рукой) насмерть сбил сына своего наставника в
изучении Корана. Прежде чем похоронить 14-летнего мальчика по имени Яхъя,
отец Шайх-Анвар послал машину за учеником. Тот приехал. И тогда учитель
произнёс речь, которая заставила расплакаться всю толпу. Хотя слова были совсем
простые: "Я тебя люблю и знаю, что ты любишь меня. Недавно мы с тобой
вместе сидели и читали Коран. Я твой Алим (учитель), ты мой Муталим (ученик). Я
люблю тебя ради Аллаха и буду любить до конца дней. Я прощаю тебя. Пусть Аллах
даст тебе терпения и всего наилучшего. Идём обниму". Парню дозволили стоять
в первом ряду и нести тело» (Кураев А. Горское евангелие).
И
такое самодурство гораздо хуже банального церковно-бюрократического. Потому что
это не что иное, как анафематствованная Вселенской Церковью пелагианская ересь.
Идентичная христианской (а значит, душеспасительная) нравственность (пафосно
сообщает нам Кураев со своей папской кафедры) есть и в других мировых религиях.
Что означает, что ее источником является само человеческое естество,
«нравственный закон», написанный на скрижалях человеческого сердца. И поэтому «человек
это звучит гордо». И поэтому «ПК врал, будто западный мир отказался от
понятия греха и различения добра и зла». – Никто не отказался от заветов
Эдемского змия.
Одним
словом, да здравствует «нравственный консенсус» (в терминах того же ПК) всех
«людей доброй воли». А «неконтролируемое самодурство» это бесплатное приложение
к этой «доброй воли». Потому что религиозно-гуманистическое «различение добра и
зла» это лжеименное (то есть, мнимое, только кажущееся гностику как
религиозному самодуру) их различение, которое не имеет ничего общего с
христианским (благодатным, божественным, истинным) различием добра и зла. Даже если
формально одно и другое совпадают. «И неудивительно: потому что сам сатана
принимает вид Ангела света» (2Кор 11:14). Поэтому антихрист в последние дни
явит человечеству не только самый умилительный «нравственный консенсус», но его
«пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами
ложными» (2Фес 2:9).
Александр
Буздалов
Комментарии
Буздалов А.
2023-06-01 20:32:55
"Дай Бог, чтобы мощный горный ледник нашей словесности, продолжая свое неослабное движение вперед, творчески осмыслял опыт предшествующих эпох и созидал настоящую культуру, основанную на непреходящих духовно-нравственных ценностях, ведь в конечном счете, как верно отмечал Лихачев, именно «культура — это то, что в значительной мере оправдывает пред Богом существование народа». /.../ Ведь так и должна действовать высокая литература — на сознание, на душу человека, пробуждая лучшее и помогая человеку бороться со своими собственными страстями, грехами, со всем тем, что омрачает его личную жизнь, а в контактах с людьми омрачает и жизнь ближних. В каком-то смысле высокая литература делает то же, что и Церковь, но другими средствами и другими способами" (http://moseparh.ru/laureatami-patriarshej-literaturnoj-premii-2023-goda-stali-protoierej-vladimir-vigilyanskij-svetlana-kekova-i-valerij-xajryuzov.html). У одного Коран Животворящий делает то же, что Евангелие; у другого - высокая литература и культура. А значит, если бы Евангелия и Церкви Христовой вообше не было, их было бы кому и чем заменить, пусть и другими средствами и способами, но с тем же духоподъемным результатом
Павел
2023-06-09 23:51:46
Спасибо за статью и за ссылку на сайт епархии. "Жития святых - это литература основанная на реальных событиях" - фраза на границе с кощунством. Такое чувство, что постоянно пытаясь подстроиться под светское мировоззрение и светские вкусы многие церковные деятели забыли, что сами призваны быть именно судьями этих вкусов, солью. Ну и про ответственность перед Богом за свои произведения...да вряд ли хоть кто-то серьезно об этом задумывался, даже из русских классиков. Может Гоголь и задумался, сжигая второй том Мертвых душ и тяготясь написанным раннее. А так... можно вспомнить и, казалось бы, наполненные горячей верой произведения Крылова, А. К. Толстого, Майкова, Пушкина, да и тех же далёких от Православия Хомякова и Соловьева - но всё это идёт вперемешку со страстным, земным творчеством. В Писании и в Предании этого нет. Пытаться всё это приблизить - это конечно заблуждение и даже дурной вкус, тут нет соли. Согласен, это особый род пелагианства. Но то пелагианство было более интеллектуальное, более сложно уловимое, поэтому и так интересно читать полемику вокруг него, а это - нынешний извод - оно ведь просто какое-то скучное, вялое. Тут именно не попытка решить какие-то догматические вопросы, а просто уход от всех вопросов и всех ответов в создание некой светской религии, где в общем-то всё хорошо кроме того, что уж совсем плохо.