Меню

В лабиринте идеологий

Дата создания: 

15/07/2023


Согласно системе «абсолютного идеализма» Гегеля, историческое бытие «мирового духа» (носителем, или аваром которого в гегельянстве являлось человечество) движется по восходящей спирали «диалектического развития»: от меньшего знания – к большему, от менее достоверных идей и их противоречий – к все более достоверным, истинным и универсальным, чтобы увенчать весь этот процесс торжеством «самопознания абсолютного духа». «Все движение категорий можно изобразить в виде спирали, состоящей из кругов или витков, которые не просто примыкают друг к другу, а переходят один в другой, образуя единый круг поступательного развития. Гегель, следует заметить, вообще охотно прибегает к образу круга для того, чтобы выразить идею поступательного развития. Этот образ позволяет ему противопоставить дурной бесконечности, как чисто количественному развитию, диалектическое понимание развития…» (Розенталь М. «Наука логики» Гегеля и марксистская наука логики / Гегель Г. Наука логики. М., Академия наук СССР, «Мысль», 1970. Т.1. С.66).

«Цель, абсолютное знание, или дух, знающий себя в качестве духа, должен пройти путь воспоминания о духах, как они существуют в нем самом и как они осуществляют организацию своего царства» (Гегель Г.Ф. Феноменология духа. Ч. 1. М., Академия наук СССР, «Мысль», 1959. С.434).

Обусловлена такая очевидная утопия была банальной греховной страстью тщеславия: просто Гегелю было приятно мечтать о себе как о самом умном из всех, кто когда-нибудь жил и мыслил на земле, воспринимая все предыдущие философии как несовершенные и незаконченные в отношении собственной. Что сублимировалось в псевдонаучную «диалектику развития»:

«Это движение вперед определяет себя, прежде всего, таким образом, что оно начинает с простых определенностей и что следующие за ними определенности становятся все богаче и конкретнее. Ибо результат содержит свое начало, и движение этого начала обогатило его новой определенностью <...> На каждой ступени дальнейшего определения всеобщее возвышает всю массу своего предыдущего содержания и не только ничего не теряет от своего диалектического движения вперед, не только ничего не оставляет позади себя, но несет с собой все приобретенное и обогащается и сгущается внутри себя» (Гегель В.Ф.Г. Наука логики. М., Академия наук СССР, «Мысль», 1972. Т. 3. С. 306-307).

Между тем доподлинно известно, что история для «мирового духа» заканчивается не хэппи-эндом «абсолютного знания», но катастрофой, а именно, духовным безумием всего человечества, «со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2Фес 2:10-12). Поэтому подлинная модель исторического существования идеологий – это не спираль (как мнили ложные идеологии гегельянства и марксизма), но лабиринт.

Человек Нового времени находится в лабиринте идеологий, из которого нет выхода. Вернее – каждый раз, когда ему кажется, что выход найден, он оказывается входом в другую идеологию. В частности, из гегельянства блуждающая (или блудная – в христианской терминологии) европейская мысль перешла в исторический материализм марксизма, антропотеизм Фейербаха, славянофильство Хомякова и Киреевского, почвенничество братьев Достоевских и много чего еще. И ни в одном из этих логических продолжений («диалектических развитий») «объективного идеализма» ни о каком качественном улучшении знания (в сравнении с предыдущей идеологией) говорить не приходится, несмотря на то, что каждая из этих неогегельянских школ позиционировала себя, конечно же, как новый виток все той же «спирали», ведущей прямиком в Новый Иерусалим, «абсолютное знание», коммунизм и т.п.

«Как у французов XVIII века, так и у Гегеля господствовало представление о природе, как о всегда равном себе целом, движущемся в одних и тех же ограниченных кругах, с вечными небесными телами, как учил Ньютон, и с неизменными видами органических существ, как учил Линней; в противоположность этому представлению о природе современный материализм обобщает новейшие успехи естествознания, согласно которым <…> круговороты, поскольку они вообще могут иметь место, приобретают бесконечно более грандиозные размеры» (Энгельс Ф. Анти-Дюринг / Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 20. М., «Государственное издательство политической литературы», 1961. С. 24).

«…то направление к рациональному самомышлению, которое началось на Западе около времен реформации, <…> постоянно возрастая и распространяясь в продолжение трех с половиною столетий <…> и переходя все ступени своего возможного восхождения, достигло, наконец, последнего всевмещающего вывода, далее которого ум Европейского человека уже не может стремиться» (Киреевский И. О необходимости и возможности новых начал для философии / Киреевский И.В. Собр. соч. М., 1911. Т.1. С.223).

«Социализм есть последнее, крайнее до идеала развитие личности, а не норма, то есть сознательно развитые единицы личностей, в высшей степени, соединенные тоже в высшей степени во имя красоты идеала, и дойдет до убеждения, сколько разумного, столько и всем человеком (то есть самого непосредственного) что самое высшее распоряжение собой — это пожертвовать даже собой. Патриархальность было состояние первобытное. Цивилизация — среднее, переходное. Христианство — третья и последняя степень человека, но тут кончается развитие, достигается идеал…» (Достоевский Ф. Социализм и христианство. Записная тетрадь 1864-1865 гг. / Д.,XX,193).

Раскольников вышел из своей идеологии бонапартизма и попал в почвенническую идеологию Мармеладовой, которая проповедовало ему гностического «Христа». Потому что концепт Мармеладовой с ее «святой проституцией» («жертвой» своим телом ради спасения от голода ближних) это такой же Сверхчеловек, как и Раскольников со своим ницшеанством и бонапартизмом. Это трудно увидеть в художественном повествовании романа, зато отчетливо видно в подготовительных материалах и рабочих тетрадях Достоевского, где изложена концепция романа в целом и отдельных героев.  

Превратности становления идеологий Нового времени можно сравнить с сюжетом романа Донато Карризи «Девушка в лабиринте» (2017 г.), где маньяк годами держал похищенную жертву в лабиринте, пичкая ее психотропными веществами, и представлялся ею психотерапевтом, который помогает ей реабилитироваться после счастливого спасения от похитителя. Однажды ей удается встать с постели (нога в гипсе, голова в тумане), и к своему ужасу она обнаруживает, что ее палата – это часть лабиринта, а ее доктор – это и есть маньяк. То же самое с идеологиями. Не бывает «хороших» идеологий. Ты выходишь из одной и попадаешь в другую. Россияне в 90-е годы вышли из советской идеологии и попали в либеральную, думая, что это уж точно правильная (раз она исторически победила, по Гегелю). И вот ее труп уже разлагается на наших глазах. Потому что идеологии для того и существуют, чтобы подменять собой истинное знание жизни вообще и, прежде всего, истинное религиозное знание. Человеку со стороны «духов миродержцев» (Еф 6:12), как змеем в Эдеме, постоянно предлагается такой выбор «добра и зла» («правды» и «лжи»), где ложной является сама альтернатива. Потому что в основу каждой идеологии положена ложная идея. В этом заключается гностическая природа всякой идеологии.

Деструктивность идеологий обусловлена не тем, что «живая жизнь» шире любой идеологической схемы, как это обычно считается у критиков идеологий; не тем, что стихия существования не уменьшается в прокрустово ложе любого систематизированного знания; но именно тем, что идеология это система ложного знания. Потому что природа вещей непознаваема для человека. «Логосы» тварного бытия ведомы только их Творцу, для разумного же творения они суть трансценденции, или «вещи-в-себе», судить о которых он может лишь с переменным успехом, отчасти угадывая сущности вещей по их феноменам. Поэтому системой подлинного знания для человека (тем более – для человека падшего, то есть, существа, имеющего поврежденное сознание как непригодный инструмент познания себя и мира) может быть только Откровение Ведающего природу вещей – не ведающим. В этом смысле единственной истинной (адекватной сущности вещей) идеологией является церковная догматика как полученная как раз таким путем. Но в том-то и суть, что все идеологии Нового времени как эпохи Отступления человеческой цивилизации от Бога и, в частности, от Христовой Церкви, как было сказано, позиционируют себя как альтернативные системы подлинного знания, или как «прекословия лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры» (1Тим 6:20-21), где «прекословие» означает оппозицию истинному знанию божественного Откровения. Поэтому все идеологии духовно-революционной эпохи Отступления, даже возникающие как чисто прикладное знание, или «по случаю» чего-то, в конечном счете, берутся объяснять всё: природу человека, общества и государства, их назначение, «смысл жизни» и т.п. «вечные вопросы». Соответственно, антиклерикализм всякой идеологии Нового времени как эпохи последовательного богоотступничества обрекает ее на гностицизм («лжеименное знание»).     

Имея «лжеименный гнозис» в основании, идеология не может ни прийти в итоге к своему самоотрицанию, громоздя все новые и новые кривды, чтобы обосновать и оправдать исходную. Как сказал А. Арестович, бывший советник офиса президента Зеленского (то есть, попавший вместе с ним в лабиринт идеологии украинства),

«“одна из центральных идей Украины – это как можно больше врать себе и другим”. Потому что если вдруг откроется правда – то “рухнет все” – констатировал Арестович» (Delta.ru).

Именно так, в итоге, и случилось с политической карьерой самого Арестовича: стоило ему опрометчиво сказать правду (прокомментировать в прямом эфире разрушение подъезда жилого дома в Днепропетровске как результат работы украинской ПВО), как пришлось потом долго и унизительно извиняться, но все равно вынужденно уйти в отставку.

Другая навязчивая идеологема современности, распространенная в другой секте «идейных» – это теория пресловутого «золотого миллиарда», приверженцами которой являются идеологи глобализма.

«Демография и неумолимая логика развития лягут тяжёлым бременем на будущее планеты. К 2050 году на Земле будут проживать 8 миллиардов людей. Более двух третей рождающихся сегодня жителей планеты будут расти в двадцати самых бедных странах. Через 30 лет население Китая увеличится на 360 миллионов человек, Индии - на 600 миллионов и на 100 миллионов в Нигерии, Бангладеш и Пакистане». «В грядущем новом мировом порядке будут победители и побеждённые. Число побежденных, конечно, превысит число победителей. Они будут стремиться получить шанс на достойную жизнь, но им, скорее всего, такого шанса не предоставят. Они окажутся в загоне, будут задыхаться от отравленной атмосферы, а на них никто не станет обращать внимания из-за простого безразличия. Все ужасы ХХ столетия поблекнут по сравнению с такой картиной» (Аттали Ж. Тысячелетие. Победители и побеждённые в грядущем мировом порядке. Линия горизонта. М., «Международные отношения», 1993).

По своей сути, «золотой миллиард» – это такая же гностическая утопия, как «пролетариат» марксизма, только, наоборот, в империалистическом изводе. Пролетариат в ходе «классовой борьбы» должен был аннигилировать буржуазию как класс, то есть, попросту перебить всех буржуа в ходе мировой революции и своей «диктатуры».

«Классовое господство рабочих над сопротивляющимися им прослойками старого мира должно длиться до тех пор, пока не будут уничтожены экономические основы существования классов» (Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Издание второе. В пятидесяти томах. М., «Издательство политической литературы». 1962. Т. 18, С. 617—618.).

Как следствие, должен был наступить «золотой век» коммунизма. Но поскольку идеологический прогноз никогда не сбывается, когда социалистическая революция совершилась (в России, в частности, и в других странах соцлагеря), установилась просто другая форма эксплуатации пролетариата, а именно, диктатура КПСС, а никакая не «диктатура пролетариата». И в самой победившей в ходе революционной борьбы «всех против всех» партии большевиков потом долго еще шла внутрипартийная «чистка», искоренение правых и левых «уклонов», верхних и нижних «перегибов». То же самое будет с мифическим «золотым миллиардом»: когда остальные семь изведут пандемиями, гендерными извращениями и мировыми войнами. Если даже двум гражданам США пенсионного возраста, а именно, Джо Байдену и Дональду Трампу, не ужиться в одной предвыборной президентской гонке, так что одному из них грозит несколько сот лет тюрьмы за одно только то, что он намерен баллотироваться (то есть, предложить альтернативу правящим элитам), то что с будет с остальными 999 999 998 из этого «золотого миллиарда»? – Вопрос риторический: они также будут безвозвратно потеряны в темных уголках лабиринта идеологий с рыкающим в нем Минотавром.

Еще одной характерной тенденцией исторического становления идеологий Нового времени (или формой их вырождения), о которой необходимо сказать, является процесс легализации различных девиаций (то есть, ненормальностей, противоестественных отклонений). Поскольку сама идеология есть не что иное, как гносеологическая девиация (в частности, отклонение от «логосов» вещей как единственного критерия подлинного знания), она должна и функционировать аналогичным образом, то есть, путем реабилитации, норматирования и идеализации (вплоть до сакрализации) всевозможных извращений и аберраций (как той же проституции – в «Преступлении и наказании»). Например, положившая начало Новому времени эпоха Ренессанса, будучи возрождением античных идеологий, стала ренессансом в том числе и античной содомии. Однако процесс окончательного узаконивания этой девиации растянулся на несколько сотен лет. То есть, если уже в эпоху Возрождения гомосексуализм вновь стал массовым явлением, к которому, как и в античности (Сократ), принадлежали крупнейшие деятели культуры и первые умы (Леонардо да Винчи), но это еще нельзя было афишировать, потому что духовная власть Церкви оставалась достаточно сильной в обществе и государстве, то в ходе непрерывной культурно-идеологической революции, удалось полностью вывести эту девиацию из зоны противоестественного в зону нормального. То же самое будет происходить в дальнейшем и с другими девиациями Нового времени как эпохи гностической революции человечества, его титанического восстания против абсолютной монархии Бога Вседержителя и духовной власти Его Церкви. Поэтому если сейчас, совершая чудовищные преступления против Неба и земли гностические квазигосударства, всячески пытаются переложить вину на других, открещиваются от причастности к ним в своих официальных заявлениях, то в будущем личина и этой добропорядочности будет сброшена этими «порождениями ехидны». Зло в последние дни истории (или в последней идеологии антихриста) будет исповедоваться и совершаться духовными сынами апокалиптического «зверя» столь же открыто и полноправно, как сейчас содомия. «Ибо тайна беззакония уже в действии, только [не совершится] до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьёт духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения» (2Фес 2:7-10).

Александр Буздалов

 


Комментарии

Оставить комментарий

История идей

Книги «Конструктивная неопределенность» православного экуменизма

Книги Церковный коллаборационизм


ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ

Карта Сбербанка: 5469 4800 1315 0682