Красное на черном...
Дата создания:
Фото: http://www.patriarchia.ru.
Так, волею
обстоятельств, вынужден был облачиться Святейший Патриарх Кирилл через
несколько дней после встречи с Папой Римским в Гаване и подписания с ним
Совместного заявления (далее – декларации)… Спрашивается, нет ли в этом свое
рода предзнаменования? Не таким ли будет колор архиерейского облачения в «единой
церкви» будущего (после декларируемого «восстановления единства церквей»)? То
есть, не является ли этот «синтез» красного и черного символическим выражением того, что предстоятель
Православной Поместной Церкви в юрисдикции папизма – не более чем кардинал?
«Можно считать бесспорным, что до завершения II Ватиканского Собора не могут быть рассеяны сомнения
Поместных Православных Церквей в том, что католическая сторона будет мыслить
этот диалог как монолог в направлении “братьев в разделении сущих”, а не как
диалог на равных <…> между Православной Церковью и Церковью
Римско-Католической».[1]
То есть, после
завершения 2 Ватикана сомнения эти, по мысли главного идеолога «сближения
Церквей» от РПЦ, должны были окончательно рассеяться для всех православных:
собственно, с этой позиции неограниченного кредита доверия МП и побежала с
разбегу обниматься с нашедшейся «сестрой» в гаванском аэропорту. Между тем сама «сестра» в своем «узком семейном кругу» несколько иначе смотрит на этот
вопрос:
«Выражение “Церкви-сестры” часто встречается
при экуменическом диалоге, особенно во время диалога между Католиками и
Православными, и постоянно уточняется обеими сторонами. В то время как это
выражение стало общеупотребительным, в современных экуменических документах
начало преобладать его двусмысленное использование. В соответствии с правилами
Второго Ватиканского собора и позднейшими Папскими посланиями, следует
восстановить правильное использование этого словосочетания. <…> В
действительности, в истинном значении этого слова, “Церквями-сестрами” являются
лишь местные Церкви (или группы местных Церквей, примером чему служат
Патриархаты или Митрополии) между собой. Если выражение “Церкви-сестры” будет
использоваться именно в этом истинном смысле, то всегда будет присутствовать
ясность, что Святая Католическая
Апостольская Церковь является не сестрой, но матерью всех местных Церквей [ни
один Римский понтифик не признал это уравнивание кафедр и не подтвердил, что
римской кафедре принадлежит только первенство по чести]».[2]
«Встреча тысячелетия»
готовилась в строгой тайне. По крайней мере, со стороны МП.
«Даже мои ближайшие помощники в Отделе
внешних церковных связей, занимающиеся католической темой, до самых последних
дней ничего не знали ни о тексте Декларации, ни о готовящейся встрече».[3]
Оно и понятно, ведь головокружительные
политические дивиденды, межконфессиональные выгоды и душеспасительные бонусы от
этого Сретения, которые должны посыпаться на нас из ватиканских рогов изобилия,
оправдывают такую секретность, ради которых («по икономии») нельзя было ни пожертвовать
принципом соборности и даже самими канонами, приписывающими Первоиерарху «творити»
даже менее судьбоносные дела не иначе как по согласованию хотя бы с Синодом (Ап.
34; Антиох. 9; Устав РПЦ IV, 2,4-5). Словом,
цель, как в таких случаях говорят наши вновь обретенные братья-иезуиты, оправдывает
средства. Поэтому сей безотказный метод церковной политики «старшего брата»
налету усваивается другим «сиамским близнецом», чуть отставшим в развитии во
время разлуки. Так, в частности, апологеты и адвокаты прошедшей «встречи
тысячелетия» без устали уверяют нас, что «ни о каком объединении церквей речь,
разумеется, не идет», подписанный документ, мол, это обычный, не к чему не
обязывающий «дипломатический компромисс» и т.д.
Только вот незадача: сами же авторы Декларации и главные идеологи всего
этого долгосрочного проекта в эйфории от произошедшего не могут сдержать сердца
– и выдают всю подноготную, все конечные цели: «Встреча папы Франциска с
патриархом Кириллом – это первый шаг на пути к единству Церкви, считает кардинал
Курт Кох, один из участников исторических переговоров в Гаване.
"Эта встреча – важный шаг, но вместе с тем
это еще не конечная цель, и потому нам предстоит большая работа", –
сказал кардинал
К.Кох, возглавляющий Папский совет по содействию христианскому единству».[4]
«”Несмотря на существующие различия в области
богословия, которые можно назвать тонкостями, все-таки в существе веры
христианской мы едины. И об этом надо помнить”, –
отметил митрополит
Илларион».[5]
«Необходимы разного рода контакты. <…>
необходимы смешанные встречи, в том числе на уровне отдельных церквей. Нужен
живой обмен мнениями, опытом, богословскими работами и разрешение вопроса о
степени участия в молитвенном общении еще задолго до общения в таинствах,
необходим также союз в практической деятельности во всех направлениях церковной
жизни».[6]
Впрочем, это только
светские адвокаты слывут в народе «нанятой совестью». Церковные же – в
большинстве своем работают безвозмездно, что называются, по убеждению и
безграничной любви и доверию Священноначалию, то есть не лукавят, но пребывают
в неведении блаженства своих перспектив.
Нам же официальные объяснения
эпохальной встречи и риторика «Совместного заявления» глав двух «церквей-сестер»
(где Римский епископ, который для всего православного мира почти тысячелетие
был «главным еретиком», «ересиархом», «врагом» и «супостатом», вдруг именуется «Святейшим
Папой» и «братом»; хотя с тех пор к зловериям латинства на II
Ватиканском соборе добавились только новые, а к злодеяниям в отношении
православных – новые преступления, в частности, в Хорватии и на Украине), нам вся
эта ситуация напомнила финальный эпизод из пьесы Г.Горина «Тот самый
Мюнхгаузен» и ее незабвенной экранизации М.Захарова.
Бургомистр,
конфиденциально:
«Ваше Высочество, ситуация критическая! Ваше Высочество, я его знаю, он
не остановится! Сейчас все взлетит на воздух! Ваше Высочество, я Вас умоляю
сейчас же признать его бароном! Это не страшно, Ваше Высочество, это можно
трактовать как гуманность! Тем более, Вы сами говорили: он похож, похож, похож,
вылитый барон! Ваше Высочество!».
Пастор:
«Похож!».
Родственник:
«Я уже ничего не понимаю: так это он или не
он?».
Нервная пощечина от матери:
«Не можешь потерпеть две минуты!».
Бургомистр:
«Ваше Высочество, Вы должны выступить! [Не
дожидаясь ответа, делает официальное заявление]
Остановитесь, подсудимый!
Ваше Высочество, прошу Вас!
Его Высочество бубнит
себе по нос:
«Ну, в общем, мы все тут были в чем-то неправы…».
Бургомистр, перебивая:
«Господа! Решением Ганноверского суда, в
связи с успешным завершением эксперимента, высочайшим повелением приказано
СЧИТАТЬ ПОДСУДИМОГО БАРОНОМ МЮНХГАУЗЕНОМ!».
В нашем случае – высочайшем
повелением приказано считать подсудимого… «Святейшим Папой» (иначе – и дальше
будут гибнуть невинные, разлагаться нравы и проч. и проч.).
«Декларация готовилась в режиме строгой
конфиденциальности. Со стороны Русской Церкви в подготовке текста участвовал я,
со стороны Римско-Католической Церкви – кардинал Кох. <…> Подлинными
авторами Декларации являются Патриарх и Папа. Именно их видение ситуации легло
в основу текста. Еще в начале осени Патриарх поделился со мной основными
идеями, касающимися тематики Декларации. Затем я встретился с Папой Франциском
и проговорил общее содержание документа с ним. Дальше текст был положен на
бумагу, после чего неоднократно согласовывался и с Патриархом, и – через
кардинала Коха – с Папой. Последние поправки в текст были внесены буквально
накануне нашего отлета в Гавану. Кардинал Кох уже был в аэропорту, когда мы
согласовали финальную версию текста».[7]
То есть, решение
все-таки было «соборным» (можно считать, что Синод делегировал владыку
Илариона, передав ему всю полноту совещательных голосов: степень единомыслия и единодушия
Православной Церкви позволяет об этом говорить), так что и каноны соблюдены. Игра
сделана.
Александр Буздалов
2016
[2] Кардинал
Йозеф Ратцингер, Конгрегация
Вероучения. Преодолеть фальшь и двусмысленность. Перевод и публикация: "Русь Православная", № 11, 2000 г.
[3] «Мы не соперники, а
братья» (Эксклюзивное
интервью председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона интернет-порталу
«Православие и мир»).
[4] Глава папского совета назвал
встречу патриарха Кирилла с понтификом первым шагом на пути к церковному
единству.
[6] Проекты резолютивных
документов. 1968 г. Гл.V «Взаимоотношения
Православной Церкви с остальным христианским миром». В кн.: «Митрополит Никодим
и всеправославное единство». СПб, изд. «Князь-Владимирский Собор», 2008.
С.203-204.
[7] «Мы не соперники, а братья».
(Эксклюзивное
интервью председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона интернет-порталу
«Православие и мир»).
Комментарии
У этой статьи нет комментариев